Ораторское искусство для предпринимателя

Ораторское искусствоЕсли в вашем предприятии работает хотя бы два человека, то есть вы и еще один сотрудник, то вам уже необходимо общаться грамотно со своим работником. Что это значит? Грамотная речь для того, чтобы вас поняли – это во-первых. Умение доказывать свою точку зрения – во вторых. В третьих – умение говорить аргументировано и четко. А еще – чистая речь, умение вести спор, умение продавать свой товар с помощью красноречия.

И все это – благодаря одному единственному искусству – ораторскому.

О важности этого мастерства люди сложили множество историй. Сила и мощь слова описаны еще в Библии. Великие события на земле свершались лишь по одному слову. Сейчас же мы видим силу политических переговоров, на которых решаются и вершатся судьбы великих держав и всего мира.

Вопрос: почему один человек может убедить в своей правоте множество миллионов жителей планеты, а кто-то не может справиться с парой-тройкой поставщиков, партнеров, подчиненных?

Ответ в принципе прост. Кто-то учится ораторскому мастерству и пользуется своим мощным оружием довольно эффективно, а кто-то в разговоре слов-паразитов употребляет больше, чем слов, несущих смысл. Спешу обрадовать всех и каждого. Конечно, учиться говорить необходимо с самого рождения.

Но если семья и школа, институт и работа по найму не смогли дать этих важных знаний, то самое важное – это прийти к осознанию, что эти знания и умения вам необходимы. В моей практике – обучение технике речи и ораторскому мастерству очень возрастных дам и мужчин, разменявших седьмой и восьмой десяток лет. И они делали очень серьезные успехи. Я не могу сказать, что более молодые люди двигаются на пути к мастерству оратора намного быстрее. Вообще эта скорость сугубо индивидуальна, но в любом случае – обучиться технике речи возможно в любом возрасте, с любым уровнем образования, с любым опытом говорения.

В этой статье мы рассмотрим, как проводить выступления так, чтобы вас слушали, слышали и выполняли то, что вы говорите.

Шаг 1 Готовимся к выступлению

  • Пишем тезисы и план речи. Обязательно пишем не подробную речь, а только тезисы, то есть скелет, что за чем надо говорить. Если вы напишите полную речь с оборотами и примерами, то вам останется только ее прочитать, а чтение с листа никого еще не вдохновляло на подвиги. Чтобы не путаться в своей писанине и не дать себе ни одного шанса скатиться на чтение и испортить всю свою речь, не пишите ее подробно!
  • НЕ учим наизусть. Чтение наизусть – это то же самое, что и чтение с листа, душу в такую речь уже не вложить, поэтому просто расскажите себе свою речь перед зеркалом. Это будет намного полезнее и экономнее по времени, нежели чем заучивание.
  • Репетируем перед зеркалом. Отличный способ увидеть все свои недостатки. Оцените себя, насколько вам самому понравилась ваша речь. Еще лучше – запишите себя на диктофон и прослушайте. Вот где – богатая почва для размышлений и корректировки!
  • Готовим распечатанный вариант плана речи в удобном формате (шрифт, цвет, размер бумаги). Подбирайте параметры конспекта индивидуально, не слушайте чужих советов. Если вам нравится синий цвет шрифта, печатайте синим, черный шрифт – не аксиома, и это не влияет на результат.
  • Подбираем одежду и обувь. Вот тут не надо включать свое творчество и фантазию. Экстравагантным видом вы можете отвлечь слушателей от темы разговора. Выбирайте только удобную одежду нейтральных оттенков и обувь без каблуков. Не затягивайте талию тугим и широким поясом, говорить с таким очень трудно.

Шаг 2 Настраиваемся на выступление

  • Выступать – не страшно! Если вы испытываете сильное волнение перед публичным выступлением, проведите для себя такое упражнение. Разделите лист бумаги на три столбца. В первом напишите — чего вы боитесь. Сколько у вас получится пунктов – не важно. Может три, а может – тридцать три! Во втором столбце напишите, что будет после того, как вы «провалите» выступление. Вы поймете, что никто не умрет, никто никого не покалечит, и мир не рухнет, если вы выступите перед публикой не так ярко, как вы это себе представляете. В третьем столбце напишите, что будет, если все пройдет блестяще. Вот этот триумф надо запомнить и научиться чувства победителя возвращать себе перед каждым своим выступлением. Это будет гарантией вашего спокойствия и блистательной речи.
  • Снимайте зажим с помощью упражнений. В интернете вы найдете массу упражнений, которые помогают снять зажим перед выступлением. Лучше всего попробуйте несколько, и найдите самое эффективное для себя.
  • Беседа до беседы. Пройдите по аудитории, где собираются ваши слушатели. Поздоровайтесь, спросите у людей, как дела, улыбнитесь и поговорите минуту с ними. Потом, когда вы начнете свой доклад, говорите с этими людьми, вам намного проще будет говорить спокойно.

Шаг 3 Как вести себя во время выступления

  • Тело – прямое, походка энергичная. Ужасно смотрится человек, у которого согнута спина, опущены плечи. У вас должна быть походка победителя, тогда доверие к вам возникнет, а это – главное условие успешной речи.
  • Легкая улыбка на лице. Не голливудская, а легкая! Не переусердствуйте, а то возможен обратный эффект, вместо доверия к вам возникнет несколько вопросов.
  • В глазах – легкий блеск азарта. Если его не будет, ничего страшного, но слушатели должны понять, что вы заинтересованы в том, что вы говорите. И «горящие глаза» — прямое тому доказательство.
  • Не трогать себя! Не трогайте руками себя самого, хотя так будет удобно занять свои руки потиранием бедер, рук друг о друга, многие трогают лицо, волосы, чешут затылок, теребят мочки ушей. Все эти движения выдают вашу неуверенность в себе! Лучше займите руки по-другому. Возьмите свой конспект, указку, маркер, ручку. И крутите их сколько угодно, только не как цирковой артист, а так – слегка. Вы почувствуете себя намного уверенней.
  • Не жестикулировать слишком активно. Жесты должны быть яркими, но только тогда, когда этого требует смысл произносимой речи. Жесты хороши в качестве иллюстрации текста, но никак не «просто от эмоций».
  • Обращайтесь непосредственно к слушателям. Старайтесь не поворачиваться к залу спиной, если это необходимо, то визуальная пауза не должна быть более 20 секунд.

Шаг 4 Приемы яркой речи

  • Не начинайте говорить сразу. Сделайте паузу, обведите присутствующих глазами, улыбнитесь.
  • Обязательно поздоровайтесь. Причем делать это необходимо дружелюбно, а не формально.
  • Делайте паузы. Когда внимание слушателей ослабнет, можно сделать паузу, то есть замолчать на несколько секунд, и зал вновь начнет с интересом присушиваться.
  • Говорите то тише, то громче, это также привлекает внимание слушателей. Главную мысль следует выделять, то есть говорить несколько громче. Важные мысли можно говорить тише, внимание зала будет обеспечено.
  • Задавайте вопросы залу. Интерактив всегда воспринимается положительно, это создает элемент причастности слушателей к происходящему.
  • Вступайте в спор. Если кто-то из зала противоречит вашим мыслям, поспорьте с ним, но не агрессивно, по делу. Не включайте эмоции, приводите самые веские аргументы.
  • Реагируйте, если вас уводят от темы. Возвращайте слушателей к теме прямо: «Это разговор на другую тему, давайте вернемся к нашей».

Шаг 5 Тренируем дикцию

  • Упражнения для лицевых мышц. Выполняйте артикуляционную гимнастику. Она не только укрепит речевые мышцы, но и уменьшит морщины, избавит от храпа. А вашу речь она сделает четкой и красивой. Эти упражнения вы можете найти в интернете или заказать у тренера по речи.
  • Упражнения на звуки, чистоговорки. Этих упражнений – великое множество, вы можете выбрать те, которые нужны именно вам, то есть на определенные звуки, которые у вас получаются хуже всего. Это не означает, что вы шепелявите, вовсе нет! Звуки, которые не сильно правильно звучат, у каждого человека есть.
  • Дыхательные упражнения. Дышать нужно с помощью диафрагмы, а не с привлечением плеч. Глубокое брюшное дыхание позволит вам говорить длинные фразы без их разрыва, без добора воздуха.
  • Упражнения на импровизацию. Учитесь разговаривать без остановки на заданную тему. Выберите предмет разговора и тренируйтесь импровизировать.

Шаг 7 Приходите на тренинги

Тренер по ораторскому мастерству Елена Щугорева приглашает вас на свои курсы или индивидуальные занятия.

Экспресс-курс «Я – говорю!» за 4 занятия по 1,5 часа вы узнаете обо всех основных правилах речи и мастерства оратора. Вы научитесь говорить ярко, красиво, убедительно, вы с легкостью сможете «продавать» себя-бизнесмена и свой продукт с помощью слова, красноречия.

Курс для студентов «На пути к карьере». Этот курс специально для тех, кто хочет построить свою карьеру с большим успехом. Яркая речь и умение вести переговоры, искусство спора и отстаивания своей точки зрения – вот что изучают студенты на этом курсе.

Школа начинающего журналиста. Это двухмесячный курс для тех, кто хочет заняться эпистолярным жанром, научиться ярко описывать события, и впоследствии начать работать в средствах массовой информации (ТВ, радио, печатные издания, интернет).

Также вы можете записаться на индивидуальные занятия, если хотите заниматься только вашей проблемой, а не в группе.

Елена Щугорева.

Контакты:

E-mail: shugoreva@mail.ru

Skype: lennik31vfhnf

Группа в ФБ: https://www.facebook.com/groups/904597872912469/