Необходимость продать свой бизнес возникает по самым разным причинам. Самый печальный повод – вы передумали заниматься бизнесом вообще. Но может быть и другой повод для оценки стоимости вашего бизнеса. К примеру, вы передумали заниматься одним видом предпринимательства, и начинаете раскручивать другой, более перспективный, на ваш взгляд. Это должно быть финансово просчитано, и вы должны понимать, что прибыль реально будет, что она лежит на поверхности, остается ее взять. Но если вы уверены в том, что ваш бизнес, приготовленный к продаже, работающий и принесет в будущем хорошую прибыль, при определенной доле инвестиций, то можно спокойно приступать к процессу подготовки бизнеса к продаже. Так или иначе, это личное дело каждого владельца и только он может честно и правильно оценить все перспективы и свои, как бизнесмена, и своего дела.
Здесь у всех продавцов возникает одинаковый вопрос – как оценить бизнес, чтобы назначить реальную цену, которая бы полностью отразила его стоимость, чтобы не проиграть при продаже. Процесс этот довольно сложный, именно поэтому очень дорого стоят услуги профессиональных оценщиков. А если оценивать бизнес самостоятельно, то возможно ли овладеть способами формирования цены? Ведь вы, как продавец, должны будете мотивировать свою цену перед покупателем. Рассмотрим все варианты, из вы должны будете выбрать наиболее приемлемый именно для вас.
Распродажа бизнеса по частям – обидно, жалко, но реально
Итак, уважаемые продавцы, прежде чем определять цену на свое предприятие, надо поинтересоваться, а зачем будущему покупателю эта сделка? Или самому предложить покупателю несколько схем, среди которых может быть и эта. Как это ни странно, но цена любой сделки будет зависеть от этого вопроса. Поверьте, первая причина, которая будет рассмотрена покупателем – распродажа бизнеса по частям или перепродажа его полностью. Для такой деятельности на современном рынке создаются целые фирмы, они занимаются скупкой интересных предприятий и последующей их распродажей самыми разными способами.
Статистика показывает, что наиболее часто заключаются сделки по распродаже предприятий по частям. К примеру, у вас построены цеха на выкупленной земле, в них есть оборудование, автомобили, складская техника, компьютеры, сырье, обустроенная инфраструктура и дороги. Покупатель ваш может найти себе клиентов, которые заинтересуются отдельно землей, отдельно станками и оборудованием, отдельно автотранспортом, всем вкупе или отдельными машинами. Так же покупатель может захотеть помещения начать сдавать в аренду для самых различных целей, или переоборудовать его под офисы и создать офисно-деловой центр, может создать крупный торговый центр с продавцами-арендаторами, может организовать складской комплекс, и так же сдавать в аренду места-боксы.
Может произойти еще более интересная история – покупателю совсем не интересно имущество, и оборудование вместе с землей и помещениями никто не купит за их реальную стоимость. Но он, покупатель, с удовольствием приобретет ваш бизнес из-за бренда, который вы продвигали на рынке очень успешно и он занимает лидирующие позиции в своем сегменте, он пользуется популярностью у покупателей, его спрашивают в магазинах. Перепродать такой бренд потом будет очень выгодно и совсем не трудно. В этом случае ваш бизнес будет продаваться по ликвидационной стоимости.
Как вам будет ни обидно, но это означает конец дела, и стоимость всего бизнеса будет складываться из суммы цен отдельных его частей – материального имущества, земли и бренда (если таковой был создан). Ликвидационная стоимость крупных предприятий не намного ниже остальных, но очень часто для небольших фирм она ничтожна. Так что прежде чем начинать продавать бизнес, надо решить – кому, зачем. И только тогда можно будет просчитать определенную цену. Рассмотрим некоторые методы оценки бизнеса.
Оценка бизнеса по доходу: перспективы существуют!
Вторая схема, по которой можно оценить фирму — по доходу предприятия. Она подходит в том случае, если покупатель вашего производства хочет его продолжать и развивать, даже если он будет его перепрофилировать и реорганизовывать. Этот вариант предполагает продолжение жизни вашего бизнеса. Если покупатель занимается таким же видом деятельности, то ему будет интересно купить и ваш бизнес, в плане расширения, именно это ему нужно разъяснить.
Но в этом случае цену надо назначать совсем по-другому. Здесь надо учитывать, что стоимость предприятия будет приравнена к инвестициям в будущую свою прибыль. Поэтому новый владелец получит не только материальные ценности и имущество, но и всю будущую прибыль. Следовательно, в стоимость надо включить остаточную цену на оборудование, здание, землю, ресурсы, даже мебель и офисную технику, к ней прибавляем ориентировочную прибыль за 1 год, в чистом виде (доходы минус расходы). В некоторых случаях прибыль берется за 2 года, при длительном периоде выхода из сложной сложившейся ситуации предприятия на день продажи.
Надо отметить, что стоимость при оценке по доходу на порядок выше, чем в первом рассмотренном нами варианте. Эта стоимость еще называется инвестиционной, что совершенно точно отражает сущность схемы начисления и реализации.
Совокупная стоимость
И третья, заключительная схема, рассказывающая, как оценить свою компанию при продаже, это совокупность двух вышеописанных цен – инвестиционной и ликвидационной. Именно этот способ отражает наиболее точную стоимостную оценку бизнеса. Ее можно предложить покупателю, если он — профессиональный инвестор, который занимается приобретением и дальнейшим развитием предприятия, нанимая управляющего и выводящего фирму на более выгодные позиции.
Такой инвестор вначале является единоличным владельцем предприятия, но редко остается таковым надолго, он находит на ее часть покупателя, вкладывает деньги в развитие, потом получает регулярную пожизненную прибыль от производства в виде своих процентов, и единовременную сумму – от продажи доли компании. Сотрудничество с таким покупателем для вас будет самым выгодным, потому что инвесторы сами нанимают независимых профессиональных оценщиков, фактор обмана в деньгах сводится к нулю.
Если ваше предприятие на рынке довольно известное, то среди профессионалов слух о продаже предприятия разойдется довольно быстро стоит только заявить об этом. Если у вас несколько предложений от работающих бизнесменов и одно от инвестора, то лучше всего выбрать именно такое, инвестиционное, предложение.
Кстати, чтобы подогреть интерес покупателей, постарайтесь разместить информацию о продаже на всех электронных досках объявлений. Но лучше всего воспользоваться сарафанным радио в вашей профессиональной «тусовке», или специальными рассылками в интернете или на бумаге, которые будут адресными и очень ограниченными по количеству. Такие новости разлетаются в геометрической прогрессии, поэтому большой продажной компании не потребуется.
Схема начисления
Чтобы понять, как оценить стоимость бизнеса, надо поставить себя на место инвестора и посмотреть на свой бизнес не глазами создателя и вдохновителя, а с точки зрения человека, стремящегося извлечь прибыль. Все инвесторы пользуются понятием срока окупаемости проекта (предприятия). То есть инвестору первоначально надо понять, за какой срок окупятся вложенные в предприятие средства, и как скоро оно выйдет на точку безубыточности, и впоследствии как скоро оно начнет приносить доход. В этом и заключается самый верный способ оценки работающего бизнеса.
Еще 10 лет назад в России средний срок окупаемости малых и средних предприятий составлял около двух лет. Сегодня это уже 3 года. А крупный бизнес окупается еще дольше – за 5 лет. А в Европе установлен срок окупаемости средних по размеру предприятий аж 8 лет! Крупный бизнес требует больших вложений, но и отдача происходит быстрее, потому что обороты многомиллионные. Так вот, исходя из этого, и считают стоимость бизнеса.
К примеру, бизнес – это ларек по продаже периодической печати. Приносит в месяц 50 тысяч рублей чистой прибыли. Он – собственность предпринимателя, то есть ваша частная собственность. А вот земля, на которой он стоит, муниципальная, она находится в долгосрочной аренде. Она, конечно, оформлена на 50 лет, но в любой момент может быть возращена муниципалитету при необходимости. Следовательно, сам киоск может быть продан по остаточной стоимости, оборудование, которое внутри его и периодика по той же схеме оценивается.
Ценность представляет будущая прибыль, высокая рентабельность и очень короткий срок товарооборота, менее недели. Как правило, берется чистая прибыль за 1 средний месяц (высчитывается путем деления на 12 годовой чистой прибыли), умножается на 12 или 24 месяца. То есть берется будущая прибыль за срок от 1 до 2 лет. Получается, что продавать такой киоск как бизнес надо за сумму от 600 до 1200 тысяч рублей. Такой бизнес многие крупные фирмы покупают сначала на короткий срок (что очень похоже на аренду), они смотрят, как пойдут продажи, а потом уже решают, оставлять себе этот бизнес или возвращать продавцу. Конечно, ларьки в таких сделках редко фигурируют, а вот помещения под магазины сетевиками так и оформляются.
Оценка бизнес-идеи – почему бы не продать мозги?
Грамотные предприниматели могут оформлять не только действующий бизнес, но и свои мысли на этапе бизнес-планов. В этом случае надо знать, как оценить бизнес-идею. Цена на нее зависит от многих факторов: подкреплена ли она патентом, разработками, планами и расчетами, документами? Так же важно знать, есть ли образцы товаров, насколько полно составлен бизнес-план. Это очень важно еще и потому, что наличие таких документов вырисовывает перспективу по срокам окупаемости бизнеса. Покупатель сразу начнет оценивать свои затраты для организации производства, на покупку помещения и оборудования. А продавец должен оценить, сколько денег может получить покупатель в месяц, реализовав эту идею. И совместными усилиями они могут понять ее перспективу в финансовом и производственном планах. Поэтому любая идея хороша при наличии грамотного бизнес-плана и расчетом с обеих сторон сделки.
Оценка по франшизе
Еще один способ примерной оценки бизнеса заключается в поиске франшизы на такой же вид бизнеса. Посмотрите, сколько стоит франчайзинг, умножьте эту сумму на 12 или 24, и получите стоимость своего дела. Способ очень приблизительный, но дает возможность представить рамки вашей будущей цены.
Е.Щугорева