Как только на вашем предприятии появляется первый сотрудник, вы становитесь не просто индивидуальным предпринимателем, но и директором, то есть первым лицом среди своих подчиненных. И сразу же начинаются проблемы, связанные с управлением персоналом. И неважно, сколько сотрудников у вас работает: 5, 50 или 500. Возникающие вопросы и даже конфликты будут одни и те же. При этом очень важно, чтобы руководитель оставался принципиальным и проявлял свою строгость ко всем одинаково. Причин для такого проявления всегда множество, ведь для подчиненных не бывает хорошего руководителя, они всегда находят у него изъяны.
Для достижения своих личных целей работники прибегают сознательно или бессознательно к манипуляциям. Как показывают исследования, практически все люди в той или иной степени являются манипуляторами, а рабочее место является отличной площадкой для проявления своих «талантов». Почти 2/3 рабочего персонала хотя бы раз в жизни занимались манипуляциями по отношению к руководителю, и только 20% никогда так не поступают. А 10% сотрудников предприятий манипулируют директором постоянно, даже не осознавая этого. Причины такого поведения самые различные, от получения интересной работы до увольнения ненавистного по каким-либо поводам коллеги. Причем повышение зарплаты становится мотивом для манипуляций всего лишь в 10% случаев.
Итак, вы, как руководитель, понимаете, что вами постоянно манипулируют или пытаются это сделать. Увидеть манипуляции бывает довольно сложно, так как их причины могут совпадать с вашим мировоззрением и пониманием проблемы. Но если же вы не приемлете манипулирование вашей волей и решениями, то развивайте такое качество руководителя, как принципиальность.
Что такое принципиальность руководителя
Принципиальность – это важное качество любого руководителя. И если в личной жизни оно воспринимается неоднозначно, то на предприятии для директора оно просто необходимо и отношение к данной черте управленца только позитивное. Принципиальность воспринимается перспективными и надежными сотрудниками как нормальное явление. Если данное качество конкретному сотруднику не по душе, задумайтесь, не ставит ли он собственные интересы выше производственных. Это, конечно, явление вполне нормальное, важна степень проявления этого приоритета. Если свои интересы кардинально лидируют у сотрудника, то будьте принципиальны к таким явлениям, как постоянные больничные, безынициативность, лень, даже воровство и преступная халатность.
Сильный руководитель обязательно знает, в каких случаях проявить безупречную принципиальность. Точнее – он постоянно ее проявляет, и об этом знают все сотрудники, это очень важно. Так уж устроен человек: если он знает, что за ним пристально наблюдает руководитель, он находится постоянно «в тонусе». Но для проявления такой принципиальности необходимо самому все правила и требования исполнять в точности и безупречно. Если директор сам приходит на работу к обеду, то наказывать за то работников он может, но восприниматься это будет как негатив и цинизм.
Не надо путать принципиальность с банальным упрямством, не надо подвергать сомнению все, что вам говорят. Упрямство отличается от принципиальности тем, что упрямый человек не предоставляет собеседнику альтернативного выбора, права на другое мнение. А если работник будет заранее знать, что его мнение не услышат, он будет сознательно придумывать способы и методы внушить директору свое мнение, чтобы оно стало его собственным. А это и есть манипуляция, чистой воды. Получается, что директор, проявляющий упрямство, провоцирует своих сотрудников на манипулирование.
Принципиальный руководитель вполне может пойти на рассмотрение альтернативного мнения, может найти компромиссное решение, и даже может уступить, если предложение сотрудника является выигрышным для предприятия. Если же стоит вопрос об улучшении положения тех или иных сотрудников, то грамотный руководитель решает с точки зрения полезности его для компании. Такие положения должны быть занесены в основные документы предприятия: какие льготы и бонусы полагаются для тех или иных категорий работников. В этом случае руководителю быть принципиальным довольно легко – просто надо соблюдать положения своих документов. И никакие просьбы и жалобы не должны менять мнение директора. Если же назреет необходимость внести изменения, то делается это в ходе обсуждения проблемы всем коллективом или по единоличному решению, но обязательно это фиксируется в документе.
Принципиальный руководитель должен быть всегда последовательным в своих решениях и действиях. Будьте готовы, что для соблюдения данных принципов придется пожертвовать некоторыми приоритетами. Чаще всего так происходит, когда на предприятии трудятся родственники, им выписываются премии, обеспечиваются особые условия труда. Но бывают и другие ситуации: по-особенному относится руководитель к определенным сотрудникам, которые, по его мнению, выполняют важную первостепенную работу.
К примеру, в редакции могут работать несколько журналистов, которые ходят на работу ежедневно с 9 до 18. А один, талантливый и востребованный, приходит не просто с опозданием, но еще и не каждый день. И ему платят удвоенную зарплату, его репортажи всегда на первой полосе, ему присваиваются звания и регалии. Представляете реакцию остальных? Естественно, руководителя обвиняют в предвзятости, а сотрудника начинают ненавидеть. Попыток манипулировать мнением директора будет масса. Чтобы избавиться от негатива и лишних сплетен и пересудов можно, четко объяснив коллективу ситуацию, но сделать это надо корректно, не дискредитируя остальных сотрудников, не ущемляя их профессионального достоинства.
Ценности жизни – основа принципиальности
Для того, чтобы руководствоваться своими принципами в полной мере, необходимо довольно четко понимать свои жизненные ценности и принципы вашего бизнеса. Обязательно сформулируйте их, не надо думать, что они есть где-то у вас в голове и этого достаточно. Чувствовать и четко знать – это разные вещи.
Ценности свои определять необходимо постоянно, то есть периодически. Они меняются как для отдельного человека, так и для общества в целом, поэтому формулировка приоритетов может претерпевать существенные изменения. Для того, чтобы оценить важность каких-либо ценностей, необходимо соотнести их с конкретной ситуацией. Для этого определите, насколько предмет спора важен для вас, ради того, чтобы ситуация развилась определенным образом, вы готовы чем-то пожертвовать? Определите – чем. Определите, есть ли у вас возможность поступить по-другому, есть ли для этого причины, насколько они важные. Если у вас есть человек, на которого вы всегда равняетесь, то подумайте, как в данной ситуации поступил бы он, есть такая возможность, то просто позвоните ему и спросите. Конечно же, для такого переосмысления требуется время, тишина, возможность остаться наедине. Можно советоваться с близким человеком, который способен вас понять и поддержать.
Для того, чтобы быть принципиальным, необходимо совершенствоваться в качестве руководителя. Ни один ваш принцип не будет воспринят в коллективе, если вы чувствуете себя не уверенно в любой сфере управления. Обязательно изучайте менеджмент, а параллельно все стороны вашей производственной сферы, вы должны стать профессионалом в каждом, даже самом мелком, вопросе вашего предприятия. Обязательно общайтесь со своими сотрудниками, вникайте в их работу, делайте им замечания, и даже учитесь у них! Кстати, правильная критика помогает в работе, главное – чтобы она была высказана корректно и воспринята адекватна. Это особое искусство, поэтому необходимо постоянно учиться управлению персоналом.
Если вы для себя определили общечеловеческие и производственные ценности, то необходимо найти способ донести их до всех сотрудников. Для этого существует миссия компании, с ее помощью, и, используя свое умение убеждать, можно научить сотрудников жить и работать в соответствии с этими ценностями. Если жить согласятся не все, и на это у них есть полное право, то работать необходимо одной командой, поэтому надо постараться убедить своих людей собственным примером. Лучше всего коллективные ценности принимать сообща. Обратите внимание – всем коллективом их надо принимать, а не обсуждать. Только вы и первые лица компании должны устанавливать эти ценности и принципы построения и функционирования предприятия. Итоговый документ принимается на общем собрании коллектива и выполняется впоследствии в первую очередь руководством, а затем и работниками.
Корпоративная культура – из чего она состоит
Как правило, документ с данными принципами называется миссией или положением о корпоративной этике и культуре. Вопрос культуры на конкретной фирме рассматривается по нескольким направлениям. В первую очередь – это те самые ценности, о которых мы уже рассказали. Это положения, которые объясняют, во что мы верим, и почему это происходит. Если ценности начинают приобретать лидирующее по значимости положение, то они превращаются в принципы. Принцип – это руководство к действию в каждой конкретной ситуации, его характеризуют следующие черты. Это способность наглядно показать, как надо действовать, это открытость для всех работников предприятия, это непрерывность в действии и последовательность в принятии решений, исходя из данных положений. В соответствии с принципами формируются механизмы поведения сотрудников в рамках функционирования на данном предприятии. В результате появляются такие концептуальные документы, как политика управления персоналом предприятия, стандарты и регламенты поведения, описание процедур производства, а также кодексы поведения в компании.
Принципы и умение договориться
Принципиальность предполагает отстаивание своей точки зрения и представление собственных интересов. Но успех предприятия состоит в том, что и руководитель, и сотрудники, постоянно общаются и договариваются об общих действиях. Переговоры в компании происходят ежедневно и практически ежеминутно. Для того, чтобы работать продуктивно и не терять своей принципиальности, необходимо четко формулировать принципы, по которым вы ведете свою работу. Зная свою позицию по конкретному принципиальному вопросу, вам будет очень легко вести любые переговоры. В каком-то вопросе можно и уступить, а в главном четко придерживайтесь принципов. И еще – сначала думайте, соотносите будущее действие с принципами, а потом только говорите о своем решении и действуйте. Обязательно объясняйте свое решение, пусть вам даже придется об одном и том же говорить несколько раз в день. Со временем ваши сотрудники перестанут спрашивать очевидные вещи, и сами начнут повторять несколько раз в день их новичкам компании.
Как видите, быть принципиальным не так уж и сложно. Главное – действовать честно, объективно и в интересах своего предприятия.
Е.Щугорева