Эта тема только на первый взгляд кажется незначительной и второстепенной. Общаясь с владельцами малого и среднего бизнеса, часто слышу жалобы: работать не хотят, сидят с 8 до 17, никакого огня в глазах, инициативы нет, толка нет, как заставить работать – не знаю.
Когда предприятие уже поставлено на нормальные рабочие рельсы, когда ничего нового не появляется, работники расслабляются, считая, что никаких усилий прилагать не нужно. Мотив для такого поведения всегда есть, стоит внимательно проанализировать работу, чтобы понять, что же так расслабляет сотрудников. Кто-то хочет интересных событий, кто-то ждет материального стимулирования, а кто-то просто никогда не работал и работать не собирается, тщательно делая вид, что жутко загружен в течение дня. Так или иначе, все эти типы работников представляют собой так называемый планктон, офисный или производственный, смысл от места его пребывания не меняется.
Для поддержания работоспособности необходимо ставить перед коллективом новые и интересные задачи, рассказывать сотрудникам, как будут достигаться эти цели, причем разговор необходимо вести четко, конкретно, честно, соблюдать впоследствии все свои обещания. Также подчиненные ждут частого и продуктивного общения с директором, расширения полномочий, карьерного роста, положительных оценок своей работы и многого другого, что повышает работоспособность.
В этой статье мы приведем описание конкретных мер, которые могут подойти вашей компании. Все они призваны поднять боевой дух вашей команды, и вашу прибыль заодно.
Вносите что-то новое в работу коллектива
Если вы заметили застой в своем коллективе, срочно займитесь анализом ситуации. Если в ее причинах не обнаружится личностного влияния какого-либо конкретного человека (что также часто бывает), значит, можно приступать к составлению плана обновления производственного процесса или нового плана работы с персоналом. Когда ваш план будет готов, обсудите его пункты со своими топ-менеджерами или с другими специалистами. Такая мера помогает избежать нескольких проблем. Работники чувствуют свою значимость, они избавляются от ощущений, что им что-то навязывают, и они понимают, что тоже участвуют в процессе, их ценят. Кроме того, работники морально будут готовы к новшествам и позитивно их воспримут.
Продажи – самая сложная работа
Ни для кого не секрет, что в продажах люди чаще всего страдают от синдрома выгорания, и именно менеджеры по продажам (агенты, риелторы, и пр.) через год-другой после начала работы существенно теряют объемы продаж, начинают работать вполсилы. В этой ситуации можно устроить конкурс профессионального мастерства с вручением существенного приза в конце отчетного периода. Что это будет за приз – вам надо решить в зависимости от особенностей коллектива. Где-то будет отлично смотреться электрический чайник, а где-то и тура за границу будет мало. Лидер продаж получит приз, а также он обязательно впоследствии должен дать свои отзывы о вашем подарке.
Еще одна интересная мера для стимулирования активности – деление коллектива на смены. Это необычный график для отдела продаж, но он приносит свои существенные плоды. Неделю человек работает с 8 до 14, вторую неделю – с 14 до 20 часов. Человек может при таком графике чувствовать себя совершенно свободно и уверенно, в освободившееся время он может делать свои дела, заниматься ребенком, лечением, и пр. К такой работе легко привлечь молодых (и энергичных) мам, и другие категории граждан, активных и работоспособных. При таком графике развивается умение работать в команде, ведь одну половину дня трудится один работник, а потом дело продолжает второй. Взаимовыручка и понимание серьезно укрепляют коллектив.
Еще один способ ликвидации синдрома выгорания — территориальное разделение и перемещение сотрудников. Если вы заметили, что настроение хорошего сотрудника постоянно вялое и не рабочее, узнайте, может, кто-либо конкретно создает нерабочую атмосферу. Переведите «раздражителя» на другую работу или в другой офис. Но предварительно оцените, кто из работников вам приносит больше пользы и прибыли, за кем способен пойти коллектив, от кого из них зависит общий психологический климат в коллективе. Примите решение в соответствии с данным анализом. Если сомневаетесь в своем решении, то попробуйте провести перестановки на время, к примеру, на пару недель. Так вы сможете оценить результат, и если он вас не устроит, вернете все на свои места. Даже недолгое общение с новыми людьми влечет за собой появление новых впечатлений, ощущений, идей и мыслей. Синдром выгорания отступит, и довольно надолго.
Еще несколько способов поднятия боевого духа команды
Уже давно в компаниях различного уровня проводятся управленческие поединки, о них рассказывать много и долго, это – тема для отдельной статьи. Но это уникальное и творческое мероприятие «трансформировали», и теперь проводят поединки менеджеров по продажам, специалистов одной профессии, работников одного отдела или смежных подразделений. Можно проводить личностные поединки, а можно командные, в зависимости от этого готовятся призы и подарки. Особенно приветствуются призы, которые можно использовать только всем структурным рабочим подразделением, то есть всем коллективом. К примеру – поход в боулинг, в картинг-центр, игра в пейнтбол, коллективный поход в театр или поездка на отдых.
Постоянно участвуйте в выставках, семинарах, тренингах, конференциях регионального и общероссийского масштаба. Подготовку к таким мероприятиям поручайте своим активным помощникам, в которых вы заметили синдром выгорания. Кроме того, обучение и общение с коллегами других регионов повышают интерес к работе, рождают новые идеи. Результат таких мероприятий – новый этап развития предприятия, появление интереса, новых проектов и соответственно – прибыли. И еще ценное приобретение – связи, контакты, профессиональный обмен информацией в ходе общения.
Следующая идея по развитию коллективизма и поддержанию активной и творческой позиции сотрудников у многих вызывает сомнения, но есть и ее активные защитники. К вам на предприятие приходят представители различных компаний с предложениями о проведении демонстраций какого-либо товара или о проведении обучающих занятий. Различные косметические компании любят проводить мастер-классы по уходу за лицом, руками и пр., кулинарные курсы предлагают обучить работников приготовлению определенных блюд, финансовые компании желают обучить ваших сотрудников, как экономить деньги и куда их лучше вложить. Вы позволите проводить такие занятия в рабочее время? Я лично – нет, но многие директора утверждают, что это отлично стимулирует работников к деловой активности. Брать на вооружение такой способ или нет – дело ваше, стрессы и напряжение персонала вам снять точно удастся.
Корпоративные мероприятия – способ повышения продаж
Подробно прочитать о пользе и вариантах корпоративов, которые реально способствуют укреплению коллектива и повышают продажи, можно на нашем сайте. А новейшие способы «укрупнения» корпоративных праздников работают просто отлично! К примеру, общие городские соревнования КВН среди работников определенной профессиональной сферы, можно устраивать праздники пиццы, летнего дачного урожая, профмастерства с творческими элементами. Такие мероприятия отлично повышают работоспособность и не дают зацикливаться на однообразие рабочего процесса.
Отличным корпоративным мероприятием является корпоративным тренинг, компания приглашает хорошего тренера и в рабочее время происходит обучение. И не забудьте про культурные события, дарите сотрудникам билеты на них, а также и на занятия спортом, фитнесом, плаванием и пр. Праздники вне офиса – также отлично подходят для работы с персоналом по ликвидации синдрома выгорания. Новый год, 8 марта, профессиональный праздник очень хорошо проводить в ресторанах, кафе, летом выезжать на природу, зимой – на турбазу с лыжами.
Только тщательно продумывайте сценарии таких вечеринок. Чтобы они повышали работоспособность, а не превращались в банальные пьянки. И обязательно помните о детях ваших сотрудников, дарите им подарки на Новый год, первоклассникам к первому походу в школу, помогайте приобретать путевки в летние оздоровительные лагеря.
Отличная идея повысить престиж и работы и работников – проведение экскурсий для детей работников. Один раз в месяц всем разрешается взять на работу с собой детей, которые попадают в интересное и познавательное путешествие. Мамы и папы занимаются своей работой, а с детьми занимаются приглашенные педагоги, аниматоры, организаторы спортивных состязаний. Но начинается такой день с подробного изучения того, чем же занимаются их родители. Некоторые компании пошли еще дальше. Если у работников есть дети-подростки старше 14 лет, на летние каникулы их приглашают поработать на должностях, которые не требуют спецподготовки. Оплата труда в таких случаях – 0,5 минималки, так как работают подростки по закону 4 часа в день. А летом всегда есть для них работа – уборка около офиса, уход за клумбами, доставка писем и пр.
Также интересны могут быть творческие встречи с интересными людьми прямо на рабочем месте – с музыкантами, с поэтами, с писателями, с различными знаменитостями. А еще в Европе часто проводят «день вне офиса», во время которого выполнять свои обязанности (и в полном объеме!) можно в любом месте – в кафе, в парке, в любом учреждении, но не дома! К таким работникам все окружающие относятся довольно терпимо и не мешают им выполнять работу.
Еда объединяет!
Совместный прием пищи может творить чудеса, поверьте. Чем лучше всего и приятнее всего заниматься за неформальным обсуждением рабочих проблем? Конечно же, завтракать, обедать или ужинать! Поэтому многие компании организуют совместные приемы пищи 1 раз в неделю. Лучше всего это делать по пятницам, когда люди уже подустали и хотят немного отвлечься. Не надо тратить огромных средств, приготовьте вкусный чай и пирожные или бутерброды или еще что-либо легкое. Пригласите всех желающих, увидите, что придут все!
А есть компании, где совместную еду организуют по утрам. Работники приходят к 9 часам, ровно час им дается на «пробуждение» мозга и чаепитие, и потом, наобщавшись, все начинают работать.
У вас обязательно появятся и свои эксклюзивные способы повысить работоспособность коллектива. Главное – не считать это вопрос незначительным, а постоянно трудиться в этом важном направлении.
Е.Щугорева
Видео о том, чем и как мотивировать своих сотрудников: