Эко-туризм в нашей стране, как и по всему миру, набирает обороты, развивается столь активно, что даже в самых небольших населенных пунктах создаются эко-маршруты, в которых активно принимают участие практически все группы туристов – от бюджетных до элитных. В чем заключается это направление? Местные традиции и обычаи, основные занятия населения преподносятся ярко, красиво, с рассказами и демонстрациями, туристам также предлагается посмотреть и поучаствовать в основных действах, включая труд и ремесла, характерные данной местности. Я расскажу об этом направлении на примере небольшого городка в Оренбургской области, Соль-Илецка.
Для тех, кто не знает – короткая справка. Городок основан два века назад, основной вид деятельности – добыча соли, месторождения которой здесь не иссякают. Зайдите в ваш магазин, где бы вы ни жили, и на прилавках обязательно увидите Илецкую соль. При добыче сели образовываются большие карьеры и в одном из них давным-давно образовалась трещина, куда зашли грунтовые воды. Более 300 г соли на литр воды – такова концентрация растворенного минерала в главном озере Илецкого каскада — Развал. Рядом с ним еще несколько озер, в которых живут реликтовые рачки, вырабатывающие целебные вещества, а умирая в огромном количестве, они образуют лечебную грязь.
Стоит вход на озера – 100 рублей с человека в день, представьте, сколько сюда съезжается людей, желающих подлечить свою нервную, опорно-двигательную, дыхательную системы? За день проходит на озера более 25 тысяч человек, приехавших со всей страны. Купаются они 2-3 часа, а в остальное время им нужно чем-то заниматься! Поэтому и работают три туристических агентства, может и больше, но ярко представлены три. Они разработали и проводят свои экологические экскурсии. Стоят они не дорого, поэтому желающих приобщиться к эко-туризму предостаточно. Расскажу подробнее, что же придумали эти удивительные жители городка Соль-Илецк, расположенного на границе Европы и Азии, России и Казахстана, в практически голых степях.
Казахская юрта
Этот маршрут оказался самым не дорогим, но таким зрелищным! Сопровождающий от турфирмы нас привез в соседнюю деревню, где в одном из дворов самого обычного каменного дома установлена в реальную величину юрта. Точно такая, какую устанавливали кочевые граждане, когда занимались основным своим делом в прошлом веке, да и позапрошлом тоже.
Вели рассказ и показ две дамы в далеко не юном возрасте, но доверие к ним от этого только возрастало. Они усадили туристов за стол, который кстати для нас является и полом одновременно, угощали чаем с различными национальными блюдами. Да и чай был национальный – с молоком, с жареным пшеном и толченой пшеницей. Они показали нам, что это такое, научили его пить. Наливается чай очень маленькими порциями, чтобы гость посидел за столом подольше. К чаю были вкуснейшие национальные лепешки, соленый творог, спрессованный в шарики, и много других вкусностей.
Пока туристы все это уплетали за обе щеки, потому что это правда нереально вкусно, ведущие рассказывали о своих традициях и обрядах. Они поведали о традициях, связанных с рождением ребенка, какие песни полагалось петь, как чествовать отца и мать. Вы знали, что в люльку укладывалось специальное приспособление, которое вело от младенца к чашке с золой, что являлось прообразом памперса? А то, что если рождается сын, то молодому отцу вручалась особым образом приготовленная шея барана, и он должен был обглодать мясо с позвонков, и они высушивались, нанизывались на веревку, и хранились в качестве большой ценности? И это далеко не все традиции казахского народа. Свадебные обряды и сватовство – это была отдельная тема, с ней связаны удивительные истории.
И пока туристы кушают и слушают, младшая сноха семьи сидела у входа в юрту на специальной подушке, и с частотой раз в минуту говорила: «Кому чайку еще?» Чашки поднимались, чай наливался. А теперь представьте русских дам за 50 лет и за 90 кг, которые пытаются после 10 чашечек чая и лепешек встать с пола? Трудно, но весело, шумно, и самое главное – весь рассказ был потрясающе интересен нам, у которых традиции другие, да и многие из нас не знают даже своих исторических обрядов.
После обильного чаепития нас пригласили сфотографироваться в национальной одежде, которая висела на стенах юрты. Это были костюмы девочек, девушек, женщин и бабушек, а также мужские праздничные и будничные наряды.
Фотографии получились настолько яркими, что даже не верилось, что все это нам – бесплатно! Во дворе нас угостили свежайшим айраном, предложили купить в качестве сувениров национальные подушки. Провожали автобус всем семейством, туристы в полном восторге.
А теперь посчитаем. 20 туристов по 600 рублей с человека – это прибыль. Плюс к этому купленным практически всеми айран (50 рублей за баночку), сувениры-подушки (150 рублей за штуку). Пусть все это купили по 10 штук, хотя реально было больше. Итого – 2000 рублей. Итак, общий доход – 14 тысяч рублей за 2 часа. Расходы: турфирме – 20% (2800), водителю Газели (ехать ровно 15 минут) — 1000, на чай и лепешки – 300 рублей. Остается в чистом виде – 9900 за два часа работы. Вычтем затраты на пошив этих подушек, на тару для айрана, который они делают сами, пусть останется 9000 рублей. Неплохой бизнес? А если такие экскурсии хотя бы раз в день, а они так и идут на самом деле, то прибыль этой компании, а на самом деле семьи, в месяц получится очень недурная для села.
Для чего так подробно рассказала – верьте в свои силы, стартуйте, договаривайтесь, действуйте! Даже в самом неприметном селе можно открыть неплохой бизнес, не говоря уже про город. Но мы сейчас про эко-бизнес, и второй наш рассказ про обычный деревенский дом.
Фазенда – обычное сельское хозяйство
Ну как можно организовать эко-туристический маршрут в обычной деревне с обычным двором и хозяйством. Ну скажем так, надо сделать его необычным. Для начала героиня следующей нашей экскурсии, владелица деревенского подворья, так называемой фазенды, отлично справляется с огромным количеством живности. И помогают ей туристы. И еще за это платят деньги.
У хозяйки пять видов кур, причем породы весьма экзотические, но с этим сейчас не проблема. У нее две пони и лошади, на них можно катать детей, это дополнительный заработок. В обычной яме с водой плавают два черных лебедя красоты неописуемой. Гуси и утки ходят совсем ручные, только гусь к гусятам не пускает никого, впрочем, правильно делает, так как к пернатым у некоторых весьма своеобразный подход. Кроме этого у хозяйки два страуса и перепелки, все с удовольствием фотографируют их яйца рядом – довольно интересные снимки получаются в сравнении.
Также присутствуют козы и несчетное количество козлят. Туристам предлагается покормить козлят из бутылочки.
Можно было и подоить козу. Я это делать умею, поэтому козу было жалко, не любят они чужие руки. Но самой козе было в принципе все равно, да и желающих было крайне мало на такое чудесное занятие.
Тем не менее, все туристы с удовольствием кормили птиц травой, зерном. В цыплятнике живут самые разные птенцы – от утят до фазанят и перепелят, да и котята тут же лакомятся кашей, удивительный факт.
Всех разрешается брать в руки, фотографироваться, даже можно купить любого птенца, кто близко живет – так и делали.
Посчитаем экономику. Расход – агентству и водителю Газели, такой же процент, как и в прошлом случае. Все! Доход – 850 рублей с человека, плюс раскупили весь козий сыр (500 рублей за кг), сметану, лепешки. Получается также прилично!
Вторая часть экскурсии этой предполагала поездку на пасеку. Здесь нам также показали весь процесс получения меда. Раздали сетки на голову, туристы – они ж как дети, им так нравится все необычное, а тут – такой экзотический головной убор!
Опытный пчельник нам открыл ульи, показал где матка, где трутни, где рабочие летуны. Мы узнали, где несут пыльцу пчелы, как и где они делают мед, покрутили машину для откачки меда, словом проделали сами все, что делает пчеловод. Ну а затем на свежем воздухе нас поили чаем с медом, дали попробовать 4 сорта, а чай был на травах, собранных в степи, то есть фактически за домом.
Расход описывать не буду, он такой же, а вот доход – деньги за экскурсию, и от продажи меда, цветочной пыльцы, подмора, сот с медом, и больше всего – от медовухи. Почему так нравится алкоголь туристам – все понимают и этот спрос поддерживают отличным охлажденным янтарного цвета предложением, расфасованным в полторашки со слезой. Выгода? Несомненная.
Что нужно для открытия такого бизнеса? Договоренность с туристическим агентством на сбор желающих приобщиться к сельской жизни туристов. И пусть даже 50% надо будет отдавать агентству, все равно это прибыль, основанная на нулевых затратах. И только на третьей экскурсии мы поняли, откуда на обустройство этих туристических зон обычные люди, изначально не предприниматели, берут деньги.
Казацкие традиции
Ездили мы еще и в казацкий стан, путь который лежал через конюшни, где выращивают красавцев коней. Были там и молодые стройные жеребята, были и маститые чемпионы. Здесь же мы пообщались с гончими и борзыми собаками, которые туристов знают, и добывают себе пропитание с их помощью, то есть клянчат еду. Затем мы отправились на лесной-полевой стан, он установлен в месте слияния двух рек – теплой и холодной, где можно очень хорошо искупаться в жару, причем даже с детьми, глубина там не более метра на середине. Здесь нам рассказали про казацкие обычаи, причем все это мы слушали в исполнении атамана, настоящего, с шашкой и шапкой. Всю эту амуницию можно было примерить и сфотографироваться.
Перед атаманом нам предложили концерт заслуженного хора, который нам показал целую программу с песнями и хороводами, очень интересно преподнес нам исторические традиции.
Да, накормили нас тут настоящим походным шулюмом, который сами же мы и приготовили под руководством казаков. Изучили рецепт и поели сами же!
Прибыль от нас была тоже неплохая – продавали сувениры с солью, мешочки красивые и завязанные лентами, а также кукол-травниц, которые набиты душистыми степными травами, и изготовлены из ткани без использования ножниц, иглы и нити. Одна кукла – 300 рублей, мешок – 100 рублей. Примерно зная стоимость этих тканей можно сказать, что прибыль с одной игрушки — процентов 200.
И вернемся к развитию. На казацкой экскурсии к нам присоединился глава Соль-Илецкого района, который и рассказал, что все эти организации, включая туристическое бюро, подавали заявки на гранты, как малые предприниматели, и выиграли их, так как региональному туризму на данный момент уделяется огромное внимание с подачи первого лица государства. И дело у этих предпринимателей идет очень успешно.
Остается пожелать им дальнейшего развития, и всем вам, дорогие читатели, — пожелания действия, идей, силы, прозорливости! Прибыль, можно сказать, на каждом шагу вас поджидает, просто умело ею пользуйтесь, разглядите и действуйте! Удачи вам, и огромное спасибо гостеприимному городку Соль-Илецку, в котором так удачно развивается эко-туризм!
Е. Щугорева
Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому искусству и технике речи, руководитель он-лайн школы «Оратор мастер». С ней можно связаться по электронной почте shugoreva@mail.ru или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/, Skype: lennik31vfhnf