Виноделие всегда привлекало и мужскую и даже женскую часть населения. Потребность в домашнем качественном вине у нас очень велика, так как напитки, которые продаются в магазинах, имеют самые разные свойства, да к тому же насыщены консервантами и стабилизаторами, не говоря уже об ароматизаторах. Поэтому домашнее вино, которое производится в небольших количествах, по сравнению с промышленными объемами заводских напитков, продается очень хорошо, недостатка в покупателях никогда не будет.
Главная проблема в производстве и реализации домашнего вина – государственное регулирование вопроса. В России действует государственная монополия на производство алкогольных напитков, огромные налоги выплачивают те предприятия, которые выпускают алкоголь даже минимальной крепости. Чтобы открыть производство алкогольных напитков, необходимо изучить законодательство, налогообложение, требования к производству и много других нюансов. Мелким предприятиям по производству вина выжить в современных условиях очень сложно.
Частное виноделие довольно серьезно развито за границей, к примеру, в Испании. Виноград там растет практически в каждом дворе любой области страны. Плантации, как и вино, облагаются налогами, но даже при стоимости вина 1,6 евро за литр производство остается выгодным. Там действует система стимулирования малого бизнеса, особенно по производству натуральных продуктов питания. И частные производители вина существенно поддерживают экономику страны вносимыми налогами. В нашей стране, к сожалению, такая политика не поддерживается, частную винодельню скорее могут причислить к производству самогона и привлечь к ответственности владельца. Поэтому при организации такого вида бизнеса предприниматели прибегают к многочисленным хитростям.
Как оформить винодельческий бизнес
Вот какие советы дают коллеги тем, кто планирует открыть свою винодельческую компанию. Когда заполняете форму при регистрации ИП, надо выбрать ОКВЭД «реализация продукции своего производства». В этом случае вы можете рассчитывать не на такое пристальное внимание, нежели чем при строчке в графе «вид деятельности» с текстом: изготовление и продажа вина. Домашнее вино собственного производства можно продавать довольно широко: в местные рестораны, кафе, на рынке, в небольших лавках и магазинах, специализирующихся на продаже хорошего вина. Но продажа именно вина частного производства в нашей стране запрещена, помните об этом. Поэтому позиционируйте продажи как напитки домашнего производства, слово «вино» вообще не используйте.
Как продавать вино собственного производства
Продавая домашнее вино, позиционируйте его как продукт крестьянского хозяйства. Если у вас небольшие объемы вина, то даже в маленьком населенном пункте вам удастся продать его полностью. Но если у вас большие плантации, много винограда разных сортов, то нужны более широкие продажи. Для этого придется заключать договоры с магазинами и кафе на широкой территории. Для этого придется организовывать ИП и производство в полном соответствии с законом. Узнать все тонкости законодательства на данную тему можно только в административных органах. Законодательство регулярно претерпевает изменения, поэтому ищите грамотного экономиста для анализа рынка виноделия.
После того, как будут оформлены все надлежащие документы, можно будет начать торговать. Дешевле всего поставлять вино в больших канистрах, и позиционировать его как «домашнее разливное», это для многих покупателей является эталоном качества, вследствие чего продажи повышаются.
Если же вы решили продавать вино в бутылках, то вам надо будет выходить с предложением о покупке на магазины, в которых есть отделы продаж алкоголя. Это менее выгодный для производителя вариант, но довольно престижный шаг.
Что нужно для производства вина
Для производства домашнего вина прежде всего нужен виноградник. Лучше всего, если он будет располагаться на собственном участке земли. Для того, чтобы вырастить хороший виноград, необходимо иметь хорошие знания, в том числе и по почвоведению. Будет очень хорошо, если вы найдете грамотного опытного виноградаря, который посвятит вас в тайны выращивания этой довольно капризной культуры. Необходимо подобрать почву, если она не соответствует требуемым показателям, то надо откорректировать ее состав с помощью удобрений и минеральных добавок.
Выбор сорта винограда – еще один важнейший шаг. Как правило, для частной фермы выбираются несколько сортов для производства белого, красного, розового вина различных сортов. Изучите, в каком вине в вашей местности самая высокая потребность, и закупайте лозу.
Обязательно разделите свой участок для виноградника на зоны, запланируйте для каждого сорта подходящее освещение. Продумайте полив и зимнее хранение лозы. Следует помнить, что хороший урожай винограда может вырасти только в южных краях, где в течение года преобладают высокие температуры и высокая влажность. Расположение виноградника в такой зоне означает не только хорошее качество вина, но и наличие туристов, то есть большое количество потенциальных покупателей данного товара.
Одновременно с выпуском виноградного вина можно организовать и производство ягодных, фруктовых, плодовых вин, которые также пользуются большой популярностью.
Для выпуска вина потребуется несложное оборудование и емкости. Пресс, дробилка, емкости для брожения, для фильтрации и некоторые другие приспособления стоят довольно приемлемо. Самое главное – знать технологию производства вина, и тогда вы получите качественный продукт в любом случае. Запомните, что промышленные объемы выпуска вина требуют серьезного мощного оборудования. Не покупайте домашние установки для больших объемов. Для розлива вина необходимо будет приобрести также установку, есть разное оборудование для упаковки больших литражей, и для розлива в маленькую тару.
Много тонкостей предстоит изучить, чтобы обеспечить традиционный или оригинальный букет вашему вину. Для этого у многих есть свои семейные рецепты, которые передаются из поколения в поколение. Если в вашей родне не было виноделов, то надо найти, у кого вы купите несколько рецептов, лучше искать таких людей среди виноделов в дальних населенных пунктах, в деревнях и хуторах. Имея оригинальный рецепт из определенной местности, можно не только делать качественное вино, можно очень ярко использовать название этой местности в названии марки вина, в рекламных материалах и роликах, как средство для наиболее быстрого продвижения вашего продукта.
Для продажи на рынке можно открыть несколько небольших точек. Для удешевления процесса продаж можно арендовать площадь в погребах зданий. Это полностью соответствует имиджу напитка (его хранят в погребах), а также намного сокращает расходы на аренду. Отделку в таком помещении делают, как правило, недорогую, подчеркивая естественную фактуру стен. Требуется установить несколько бочонков с вашим вином, прилавок, дегустационный столик. Ничего лишнего в погребе устанавливать не требуется, лучше как следует продумать методы и способы продвижения ваших напитков. К примеру, можно устраивать экскурсии на ваше производство. Это отличный способ распродавать свое вино сразу же после разлива.
После экскурсии необходимо приглашать гостей в погреб размером чуть больше, со столиками, где можно присесть и попробовать любой сорт. Как показывает практика, после дегустации вино раскупается намного быстрее и в больших количествах, чем просто в магазинах. Продумайте тщательно саму экскурсию, подготовьте свой доклад, в котором должна быть информация об истории виноделия, о той местности, откуда вы привезли свой рецепт вина, о тех процессах, которые происходят при изготовлении вина. Также можно рассказать о полезных свойствах вина, об особенностях букетов различных сортов вин.
В качестве дополнительного вида бизнеса можно освоить модный на сегодняшний день эко-туризм. Если у вас есть небольшой домик, который можно переоборудовать под небольшую гостиницу, то можно начать искать туристов, которые будут жить в гостинице и трудиться на вашей пивоварне. Некоторые предпочитают трудиться таким образом 2-3 дня, а некоторые трудятся больше недели.
Туристы будут работать на вас и, кроме того, будут за это платить вам деньги. Все, что от вас требуется – организовать пребывание туристов в максимально возможном комфорте. Одного можно командировать в помощь на кухню, второго – на плантацию, третьего – на производство. Каждый день надо будет менять местами помощников, чтобы каждый прошел собственноручно каждый этап вашего производства. Такой эко-туризм очень популярен в Европе, и набирает обороты в нашей стране.
Не забудьте, что все эти идеи могут принести вам доход только в том случае, если вы предварительно все тщательно посчитаете. То есть необходимо составить полный бизнес-план, в котором укажите все предстоящие расходы. После этого подумайте, какую прибыль вы хотели бы получить, разделите ее на рыночную стоимость одного литра вина. Получите количество литров, которое вы должны продавать в месяц. Спланируйте, сколько литров вы должны продавать в течение года, это будет цифра произведенного вина за сезон. Грамотно организованное хранение позволит реализовывать качественный продукт круглый год.
И еще один важный момент. Как и в любой пищевой отрасли, в виноварении постоянно появляются новинки в технике, в добавках, в технологии упаковки, в методах продвижения. И все это можно узнавать на организуемых выставках в крупных городах России и зарубежья. Вступайте в профессиональные сообщества, получайте приглашения на выставки и форумы, знакомьтесь с самыми лучшими достижениями в производстве натурального вина.
Е.Щугорева