Предпринимательский договор

Предпринимательский договорВ деятельности предпринимателя, как и у других бизнесменов, происходит много разных событий. Все они должны быть надлежащим образом оформлены, особенно те, которые предполагают денежные выплаты, в частности, все договора, которые предприниматель заключает с другими юридическими или физическими лицами. Предпринимательский договор ничем не отличается от любых других. В нем только вносятся личные реквизиты предпринимателя в шапке договора и в последнем пункте. А вот видов договоров может быть великое множество в зависимости от вида деятельности и той сделки или операции, которую нужно оформить.

Зачем предпринимателю нужен договор?

Казалось бы, зачем плодить бумаги и все фиксировать договором? Не лучше ли просто ударить по рукам, сперва договорившись? Но в этом случае возникает много рисков, которые мы сейчас рассмотрим.

Урегулирование споров

Любая сделка является риском. Предположим, вам должны привезти партию товара, который вы должны продать и получить прибыль. Первое, что может случиться — товар до вас не доедет. Представьте, машина может сломаться по дороге. Хорошо, если вы находитесь недалеко от пункта отправки товара и можете выслать другую машину. А если он к вам идет издалека? Вот тогда вы берете договор и читаете – товар должен доставить поставщик. Конечно, не у каждого поставщика есть свой автопарк, тогда он договаривается с транспортной компанией, и она отвечает за сохранность товара в дороге и за своевременную доставку. Поставщик в случае опоздания товара потребует с транспортной компании неустойку, а вы, как получатель, должны получить неустойку с поставщика. В том случае, когда это прописано в договоре, поставщик и не подумает уклоняться от выплат. А если этот пункт отсутствует, то вам весьма трудно будет предъявить требования к поставщику, а еще вы понесете убытки. Ведь все то время, когда товар простоит в месте поломки автомобиля, вы могли бы уже его продавать и получать прибыль!
Если в дороге товар испортился, травмировалась тара, к вам прибыла пересортица вместо заказанного товара, пришел не тот цвет, размер, перепутали количество, вы будете иметь право на компенсацию только в случае наличия предпринимательского договора с указанием всех этих нюансы.

Уменьшаем налогооблагаемую базу

Второй момент, по которому вам надо составлять договор, касается ваших налоговых выплат. Если вы работаете по упрощенной системе налогообложения по схеме доходы минус расходы, то вам надо аккуратно фиксировать свои расходы, чтобы максимально уменьшить налогооблагаемую базу. Это возможно только в том случае, если вы предъявляете в налоговую инспекцию доказательства того, что вы понесли расходы. Вы купили товар? Значит, вам надо приложить договор, счет, товарно-транспортную накладную, акт приемки товара. Без договора вам даже не вправе выставить счет, просто не будет никакого основания. Конечно, на канцтовары для офиса вам договор не имеет смысла составлять, потому что сумма, потраченная на скрепки и бумагу мала. Можно, конечно, приложить к отчету чеки, но лучше всего выбрать одну фирму, которая вам регулярно будет поставлять товары для офиса, заключить с ней один раз договор, и получать товары в течение любого срока. Договор в случае перемены ваших намерений вы можете расторгнуть в любой момент, а можете и пролонгировать его еще на год.

Договор при выполнении (оказании) услуг

Договор на оказание услугВ расходы вы можете вносить не только те, что касаются покупки чего-либо. К примеру, в вашем офисе потек кран, вы вызвали слесаря, он вам починил вашу сантехнику. Вы можете просто отдать ему 500 рублей и забыть про инцидент. А можете составить с ним договор на оказание услуг. Тогда на эти 500 рублей вы уменьшите сумму, с которой вы заплатите налоги. С одной стороны, сумма мала, а с другой – несколько таких сумм вам могут существенно сократить расходы. То же самое касается крупного и мелкого ремонта оборудования, ремонта помещения, других хозяйственных и производственных расходов, которые можно назвать непредвиденными. Только помните, что вам, как индивидуальному предпринимателю, выгодно составлять договор с индивидуальным предпринимателем, таким же, как и вы, с официально работающим на рынке. В этом случае вам не надо платить налоги с зарплаты физических лиц, предприниматель сам за себя заплатит. А если вы все-таки составили договор с обычным гражданином, как с частным лицом, вы должны с его зарплаты сделать все отчисления, а это хорошие суммы. Так что, если вы заинтересованы в законной экономной работе, выбирайте для выполнения работ ИП или ООО, или другие зарегистрированные фирмы.

Печать и расчетный счет

При составлении договоров важно знать, что указание расчетного счета в документе и проставление печати – дело добровольное. Предприниматель может и не заказывать печать, не открывать расчетный счет, пользоваться только сберкнижкой. Но сразу продумайте и спланируйте свое будущее. Если вы не собираетесь работать с крупными партнерами, не претендуете на крупных покупателей, поставщиков, не хотите иметь большие государственные заказы, не выйдете за пределы своего края, области, и всей страны, то ничего этого вам делать не надо. Но если вы хотите грамотно вести дела и развиваться, то обязательно потратьте 500 рублей на открытие счета и 400 рублей на изготовление печати. Кстати, многие банки сейчас и вовсе не берут денег за открытие счета, а за 500 рублей за обслуживание счета предоставляют вам еще и «клиент-банк». Вы еще не знаете что это такое? Обязательно узнайте у коллег, они вам много дифирамбов споют в его честь, и это чистая правда. Так что вместо букв «БП» на месте печати ставьте свою красивую печать, а все деньги аккумулируйте на своем личном счету. Это и престижно, и очень удобно. И ваши договоры будут выглядеть очень серьезно.

Прием на работу сотрудников (трудовой договор)

Трудовой договорИндивидуальный предприниматель начинает работать, как правило, один. Но потом, развиваясь, он увеличивает объем работы, следовательно, ему требуются помощники, сотрудники. Принимая на работу специалистов, предприниматель обязан заключить с ними трудовой договор. Вся эта процедура регулируется законом. Контроль за этим непростым оформлением и последующим сотрудничеством осуществляет инспекция по труду. К сожалению, очень редки случаи, когда этот контролирующий орган встает на защиту интересов работодателей. В основном, инспекция отстаивает права трудящихся. Это действительно существенный провал в законодательстве. Очень много есть положений, защищающих работника, но очень мало законов, в которых говорится о рычагах воздействия на нерадивых и ленивых сотрудников. Поэтому, господа предприниматели, пользуйтесь по полной тем, что есть, и обязательно заключайте договоры с работниками.

Если сотрудник принимается на работу впервые, индивидуальный предприниматель обязан завести на него трудовую книжку. Как правило, сотрудник сам покупает этот документ, а записи вносит владелец ИП. Далее сотрудник пишет заявление о приеме на работу, предприниматель на его основании издает приказ, в трудовую вносится номер и дата приказа. После этого заключается основной трудовой договор с индивидуальным предпринимателем и работником. Затем сотрудник знакомится со штатным расписанием, с правилами внутреннего распорядка, с правилами пожарной безопасности, с техникой безопасности, с правилами по охране труда. По всем этим пунктам проводятся инструктажи, сотрудник везде расписывается, как и в договоре. Обязательно проследите, чтобы подпись сотрудника была везде! Это гарантия того, что вы не попадете в неприятную ситуацию, если вдруг новый товарищ травмируется или причинит вред и травмы другим работникам.

Один экземпляр документа под названием «Трудовой договор с индивидуальным предпринимателем» должен быть выдан на руки сотруднику. Это необходимо по закону, но в вашем экземпляре он должен написать, что один экземпляр на руки получил, поставить число и подпись.

В интернете вы найдете много типовых договоров, но вы вправе дополнить их любыми пунктами, не противоречащими закону. К примеру, вы можете прописать в договоре систему премирования, а следом – систему депремирования. Как вы будете наказывать работника за опоздание? Пишите в договоре – за опоздание лишение премии на 10%. Точнее надо написать так: «Премирование в месяц составляет 5 тысяч рублей. В случае опоздания премия выплачивается в размере 90%». Напишите, как изменится премия в случае повторного нарушения. Помните, что применить такие санкции к сотруднику вы можете в течение месяца после обнаружения нарушения, и фиксировать его надо тоже грамотно. Во-первых, вам надо составить акт об отсутствии работника на месте, подписать его должны трое членов комиссии. Затем вы пишете приказ на предоставлении сотрудником объяснительной. Если он отказывается написать таковую, так же составляется акт об отказе. Затем вы можете применять материальное наказание.

Если же вы планируете уволить постоянного нарушителя, то одновременно с лишением премии объявите сотруднику взыскание – выговор. По закону при наличии у работника двух выговоров, третий можно не объявлять, а сразу увольнять по статье.

Если вы соблюдаете все эти правила, то трудовой инспекции не удастся восстановить нерадивого гражданина на работе. А если вы допустите нарушения в оформлении, то вы не только от него не избавитесь, но и оплатите судебные издержки, штраф и вынужденный прогул этому сотруднику. Вот какова важность простого документа под названием «трудовой договор». Кстати, в него вы можете вписать все специфические детали, которые свойственны вашему трудовому коллективу: материальную ответственность за поломку оборудования по вине сотрудника, за повреждение офисной техники, за курение на рабочем месте, даже за создание атмосферы в коллективе, ведущей к конфликту между работниками! Этот последний пункт обычно вписывают в тех организациях, где много женщин и сплетен.

Все трудовые договоры должны храниться в личных делах сотрудников, даже при увольнении они сдаются в архив и хранятся не менее 70 лет. Срок хранения обычных договоров – 5 лет.

Расторжение договора

Увольнение сотрудникаВопрос о расторжении отношений индивидуального предпринимателя и сотрудника мы уже рассмотрели довольно подробно. Но это в самой сложной ситуации. Конечно, лучше всего, договориться на словах, и расторгнуть договор по соглашению сторон. Заметьте, не по собственному желанию сотрудника, а по соглашению сторон. При такой формулировке отсекаются все пути работника в проверяющие инстанции и заявления о том, что его вынудили написать заявление на увольнение. А бывают и такие случаи – сначала сотрудник увольняется, забирает расчет и трудовую, а потом приходит предпринимателю повестка в суд, и там восстанавливают работника по всем статьям: и на работе, и в зарплате. Поэтому следите за формулированием причины увольнения: по соглашению сторон.

Все производственные договоры расторгаются, как правило, без проблем. В любом договоре должен быть пункт, говорящий о порядке прекращения договора. Вам достаточно будет написать уведомление второй стороне за тот срок, который указан в договоре. Если срок на указали, то по закону он составляет 30 дней. Помните об этом, и удачи вам во всех делах!