Каждый индивидуальный предприниматель знает, что продажи его товара сопряжены с сезонностью. Даже хлеб, насущный ежедневный продукт имеет свою сезонность, летом его, как правило, покупают меньше, а зимой больше. Но зато летом хорошо идет хлебный квас, так что можно вести продажу нескольких продуктов, и сезонность не будет существенно отражаться на общей прибыли. Также есть такое четкое правило, что перед праздниками, которые в России правительство старается сделать реже, но длительнее, продажи возрастают, а после праздников падают.
И связано это не с низкой востребованностью определенных групп товаров, а с общей платежеспособностью населения. После праздников кошельки наших сограждан пустеют, и наполнение в виде накоплений для осуществления серьезных покупок происходит намного медленнее, чем трата средств перед праздниками. Такое же явление наблюдается и после летних отпусков. Весь год покупателями копятся деньги на всевозможные туры и поездки, а после возвращения из путешествий многие «затягивают пояса» потуже. Естественно, сразу ж страдает рынок дорогих товаров, так как многие семьи в это время тратят деньги только на еду и на оплату жизненно важных услуг.
Все эти явления логичны и понятны, никому в голову не придет спорить с данными утверждениями. Повлиять на данные процессы могут только некоторые региональные особенности. Могу привести в качестве примера один удивительный факт. Я работаю в области рекламы уже много лет, и столько же лет читаю в очень респектабельных источниках, что лето – время радийной рекламы и спада рекламы на ТВ. И правильно, ведь ориентиром служат потребности зрителя-слушателя. Летом потребитель рекламы чаще всего слушает радио на природе, в деревне, на пикниках, на турбазах. А телевизор уходит на второй план. Ситуация кардинально меняется зимой, когда люди сидят в теплых домах, в удобных диванах.
Но в небольших провинциальных городах мировоззрение предпринимателей настолько консервативно, что никак не удается их убедить в том, что ориентироваться надо на потребительские интересы, а не на свои. У них же рассуждения происходят по-иному: «Если я еду летом в кругосветное путешествие на океанском лайнере, то и все едут туда же и на том же транспорте, зачем тогда вообще давать рекламу. И получается, что именно в данной местности мертвый сезон летом наступает для всего рекламного бизнеса.
Я, конечно, утрировала, но смысл происходящего донесла верно. Это явление, скорее всего, не поймут в прогрессивных крупных городах, где понимание бизнесменов более динамично, где знание законов рынка является непреложным элементом предпринимательства.
Что может происходить в несезонное время
Если для вашего вида продукта наступил «не сезон», то вы можете столкнуться со следующими его проявлениями. Падение продаж сводит на ноль все ваши усилия по продвижению продукта, даже самый качественный продукт становится невостребованным. Количество клиентов, которые обращаются к вам в компанию с желанием что-то купить, катастрофически падает, и еще меньше тех, кто реально что-то покупает. У предпринимателя сокращаются оборотные средства, не на что покупать новый товар, обновлять и расширять ассортимент. Конкуренты, дабы привлечь покупателей, устраивают снижение цен, распродажи, вы стремитесь сделать то же самое, опуская цену до уровня себестоимости, но никакого положительного эффекта в продажах не наблюдаете. В это время, как правило, активизируются крупные производители, которые могут предложить более низкую стоимость, которую и выбирает потребитель, оставляя за бортом товары небольших предпринимателей.
Каков же итог такого явления? Какое то время компания работает в убыток, не хватает средств на закупку товара, коммуналку, зарплату сотрудников, в результате чего самые профессиональные кадры оказываются у конкурентов. Растут задолженности перед кредиторами, банками, поставщиками продукции. Очень неприятная картина, которую могут несколько улучшить накопления, которые сделает предприниматель в течение года, зная, что наступит «не сезон». Но подготовка к данному периоду должна происходить по нескольким направлениям, не только в сфере формирования запасов денег.
Способы повысить продажи в несезонное время
Для того, чтобы не просто не уронить, но и повысить продажи в период сезонного застоя, существует несколько способов. Каждая компания может придумывать и свои методы. Если вы ни разу не задавались таким вопросом, то начните с реализации наших рекомендаций, а в последующем у вас родятся и свои идеи.
Способ первый – работа с клиентской базой
Если вы постоянно работает и с базой и с клиентами, то пережить застой в продажах будет легче. Постоянно напоминайте клиентам о себе. Правильно ведите базу своих клиентов и партнеров. Обязательно впишите в карточки клиентов такие пункты, как день рождения директора компании, самой компании, дату профессионального праздника и пр. Это существенные позитивные поводы для того, чтобы поздравить и напомнить о себе. А если у вас скидки, акции, раздача бонусов, смена системы сотрудничества, то используйте опять-таки данные из своей базы: рассылайте сообщения по электронной почте, факсом, печатным письмом в конверте, по телефону.
Поиски новых клиентов весьма проблематичны, хоть и их нельзя прекращать. А вот если компания или частное лицо уже однажды стала вашим клиентом, то убедить в необходимости повторной покупки его намного проще. И накануне праздника обратиться к нему будет весьма логично и эффективно, и о себе напомнить, и в магазин свой пригласить. Только обращение это должно быть грамотно составлено, в нем клиента надо максимально замотивировать. Как это сделать – читайте в нашей статье о написании коммерческого предложения.
Способ второй – запуск вирусной маркетинговой волны
Огромное количество статей вы можете найти и по вирусному маркетингу. Если не вдаваться в теорию, то можно дать некоторые советы такого плана. К праздникам приготовьте скидку для клиентов в том случае, если покупатель приведет к вам друга, даже если он не сделает покупку. Если ставится условие о произведенной покупке, то многие сразу отказываются от участия в акции. Сделайте проще: привел друга – скидка 5%, привел друга, который купил товар, – скидка 25%. И вам не будет накладно, и шансов привлечь в свой магазин больше клиентов будет намного больше.
Некоторые магазины и компании предлагают скидку за контакты трех или более друзей, которых впоследствии привлекают к покупкам. Кто-то поступает еще эффективнее: скидку получает не сам клиент, а его друг, который придет в эту же компанию за покупкой. Только об этой акции надо рассказывать всем жителям населенного пункта, чтобы они искали среди своих друзей тех, кто уже что-то купил и получил купон для друга.
Способ третий – подарки ценные и не очень
Чем ценнее подарок, тем больше шансов привлечь большее число покупателей. Если вы будете закупать будущие подарки в «не сезон» тех компаний, которые их продают, то они обойдутся вам дешевле. Пусть они подождут своего часа у вас на складе. А перед праздниками или сезонным вашим периодом начинайте долгосрочную акцию, в ходе которой за покупку определенного количества товара вами будет вручаться необходимый вашим покупателям подарок.
На моей памяти случай, когда я пришла после нового года (очень мертвый сезон) в крупный супермаркет и увидела, что полка со стиральными порошками собрала довольно много покупательниц. Оказывается, что к каждой пачке порошка прилагался подарок – средство для чистки раковин и плит, и жидкость для мытья посуды. Такой тройной комплект вызвал полный восторг у дам, и покупали его даже те, у кого не было острой необходимости в стиральном порошке. Очень точно были учтены интересы покупателей – в наборе были только те товары, которые очень необходимы каждой хозяйке всегда!
Именно таким образом и надо подбирать подарки. Торгуете телевизорами – дарите специальное средство для ухода за экраном в худшем случае, а если есть возможность – то более серьезный подарок, к примеру, двигающуюся полку для крепления к стене. Торгуете молоком – дарите кувшин для хранения его в холодильнике. Торгуете одеждой, так можно дарить сертификат на покупку шкафа в родственной вам компании. А та компания, в свою очередь, будет дарить сертификаты на покупку вашей одежды. Такая кооперация очень выгодна предпринимателям среднего звена.
Способ четвертый – используйте дисконтные карты
Давно доказана польза выпуска и раздачи дисконтных карт. При вручении такой карты обязательно просите клиента заполнить анкету, где он укажет свои контактные данные – телефон, электронную почту, а также день рождения. Личный сайт, факс есть не у всех, а вот адрес и паспортные данные лучше не просить указывать, это вызовет вопросы и неприятные впечатления о компании. По дисконтной карте должна предоставляться скидка, и чем она больше, тем ценнее будет карта для клиента, тем охотнее он будет сообщать данные о себе и контакты своих друзей. Накопительная дисконтная карта будет стимулировать делать покупки только в вашей компании, чтобы достичь максимума по скидкам. А впоследствии клиент будет приходить только к вам, так как такая скидка на данный вид товара будет только в вашей компании.
Однажды в небольшом городе я наблюдала пример выдачи дисконтных карт, которые не увеличивали прибыль, а напротив, уменьшали ее и дискредитировали компанию. Сеть продовольственных магазинов местного значения выпустила дисконтные карты, которые с большим шумом и пиаром раздавала. Оказалось, что скидка по ней предоставляется 3%, и не на все товары, а только на 3 вида – на молоко, хлеб и пшеничную крупу. И не каждый день, а только по средам и пятницам. И только в том случае, если общая стоимость покупки достигает 300 рублей. Пенсионеры и старички были в полном недоумении, и даже, забыв приличия, бросали эти карты продавцам в лицо.
Изготавливая карты с дисконтом, делайте скидки без ограничений по времени и видам товаров. Для отдельных видов лучше всего проводить акции, а основная скидка должна быть постоянной. Очень хорошо работают акции со скидками и подарками, которые плюсуются к основной, дисконтной.
Способ пятый – одноразовая скидка по купону
Это способ очень любят различные крупные сетевые магазины. В период повышенных продаж перед праздниками покупателям раздаются купоны на существенную скидку, которую можно получить после праздников, то есть в «мертвый сезон». Далеко не все купоны собираются потом обратно в магазине, но определенная польза от них есть, в противном случае этот вид привлечения клиентов не применялся бы уже много лет подряд. Маркетологи определили, что размер суммы, на которую выдаются купоны, должен быть минимум 10%, максимум 25%. Единственное ограничение, о котором необходимо предупреждать покупателей, это ограничение возможности использовать купоны по срокам. То есть они должны работать только в период спада продаж.
В это время многие магазины используют именно купонный метод привлечения клиентов. Поэтому для того, чтобы именно вашу компанию заметили и посетили покупатели, необходимо придумать креативный рекламный ход. Разместите побольше рекламы, ее текст должен быть максимально привлекательным для потенциальных покупателей. В краткой форме расскажите в данном тексте об основных преимуществах покупки у вас именно сейчас.
Способ шестой – придумывайте новые способы работы с клиентами
В преддверии затишья в продажах готовьте для клиентов необычные сюрпризы и новые формы сотрудничества. Но все это будет сведено к нулю, если у вас не обновляется ассортимент, если персонал грубит покупателям, медленно обслуживает. Если же качество обслуживания клиентов очень высокое, то клиент и сам пойдет к вам, без всяких уговоров.
В качестве поддержания покупательского интереса вы можете в постпраздничное время дарить небольшую, но приятную бесплатную услугу, или подарок за то, что клиент оказался сотым или десятым и пр. Обратите внимание на конкурентов: если они предоставляют дополнительные услуги, то введите у себя такие же, но одну-вторую из них предоставляйте бесплатно. Но за это просите своих покупателей дать вам контакты их друзей, знакомых, чтобы пополнить свою клиентскую базу.
В числе приятных бонусов можно предложить красивую упаковку, пакет или коробку, на них обязательно должен присутствовать логотип компании. Каждый визит к вам клиент должен получить что-нибудь приятное – от бонуса при покупке до простой конфетки. Поздравляйте клиентов с днем рождения, приглашайте на день рождения вашей компании.
У вас сезонный спад продаж, к примеру, в январе? Назначьте на Татьянин день — День рождения вашей фирмы, ведите активную подготовку, сопровождающуюся рекламной компанией. Пригласите к себе клиентов, партнеров, приготовьте для них подарки или аниматоров, фантазируйте! Приток покупателей и повышение продаж вам гарантированы!
Если вы внимательно прочитали наши рекомендации, то вы сделали правильный вывод: сезонный спад продаж не страшен только тем компаниям, которые постоянно работают с клиентской базой, со своими покупателями. Эти направления обязательно входят в маркетинговый план, и если в вашей компании он не только написан, но еще и воплощается в жизнь, то никаких проблем «мертвый сезон» вам не доставит.
Е.Щугорева
Видео о том, как справиться с сезонностью в бизнесе: