На дворе Новый год: поощряйте сотрудников!

Эта статья расскажет, как правильно поощрять сотрудников, чтобы в будущем они принесли вам еще больше идей и прибыли. Да к тому же есть хороший повод: на дворе большой праздник, Новый год, время подводить итоги и раздавать подарки. Так все логично! Читайте наши рекомендации, успейте провести самое главное мотивационное мероприятие года. Также мы расскажем о системах мотивации, которые можно применять не разово, а постоянно.

Новогодние праздники

Поощрение сотрудниковОтличным мотивационным мероприятием всегда становится годовая премия, или 13-ая зарплата, почетные грамоты по итогам года, вручение переходящего вымпела (или чего-либо еще символичного), определение лидеров труда. Им вручаются или деньги, или подарки. Про деньги все понятно, а если вручать подарки, то что? Не забывайте, что подарок должен быть желанным, и только лидером, и всеми представителями вашего коллектива, чтобы зародить в головах «не победивших» семя желания победить в следующий раз. Поэтому, если вы подарите сковородку или набор полотенец, то никто на следующий год не будет стараться показать лучшие трудовые результаты. Именно поэтому многие компании предлагают лучшим работникам или годовые абонементы в престижное спортивное заведение, или путевку в санаторий, или сертификат на приличную сумму на покупку мебели, или что-либо еще, исходя из предпочтений именно ваших сотрудников. Финансовое положение вашей компании подскажут вам, сколько раз в год подводить итоги и дарить подарки.

К Новому году обязательно позаботьтесь о подарках для детей ваших сотрудников. Если финансы ограничены, то довольствуйтесь яркими коробками со сладостями. Если же возможности побольше, то к конфетам приложите игрушку, билет на сказочное представление в любое учреждение культуры. И если вы хотите отметить лучших сотрудников и знаете, что дети для них – самая главная ценность в жизни, то приобретите для них путевки в оздоровительный лагерь. Еще одна идея: организуйте для детей ваших сотрудников праздничную поездку или поход в ВУЗ, где готовят профильных специалистов в вашей профессиональной сфере. Пусть они посмотрят, как интересно учиться в таком институте, и как потом престижно работать в вашей компании. Так вы и отметите своих лучших сотрудников, и со временем получите молодых талантливых сотрудников.

Помните, новогодний корпоратив – не мотивационное мероприятие, если вы на нем раздаете конверты с премией, то вечеринка не превращается в главное событие года. Мотивация – это когда вы предпринимаете шаги, чтобы сотрудникам захотелось работать лучше. Корпоратив чаще всего – это просто отдых, если сказать скромно и коротко. Поездки за город на лыжные катанья, и другие спортивные занятия – не есть лучшее мотивационное мероприятие, так как заниматься спортом многие не любят, как и прогулки по лесу. Лучше всего проводите регулярно опросы – что ваши сотрудники считают хорошим подарком, где они любят бывать, с кем общаться. Эта информация вообще способна улучшить ваше влияние на сотрудников, а при выборе стимулирующих мероприятий – особенно.

Поощрение сотрудников в течение года

Отличный способ мотивации и поощрения сотрудников – дополнительный выходной день к любой субботе и воскресенью. Три выходных дня могут позволить поехать на природу, и просто отдохнуть от усиленной работы. Если вы видите, что сотрудник тратит много сил на выполнение определенной работы, к примеру, на какой-либо проект, то по его окончанию наградите сотрудника временем для отдыха, конечно же, этот дополнительный выходной должен быть оплачен.

Поощрение лучших сотрудниковСледующий способ поощрения – переходящие звания «лучший менеджер», «лучший юрист», «сделал самое большое число звонков», «заключил больше всего договоров», «ни разу не опоздал утром на работу», «отличное оформление документов» и пр. Чем награждать таких сотрудников – спросите у них, кому-то нужен абонемент в бассейн, кому-то бесплатный утренний кофе, кому-то – начало рабочего дня на 10 минут позже. Решайте сами, главное, чтобы людям такие поощрения были очень приятны и по-настоящему необходимы. Некоторые компании поступают еще интереснее. Каждый сотрудник в коробку кладет записку с пожеланием, что бы лично он хотел в том случае, если его показатели за определенный период станут лучшими. В результате в коробке оказывается столько записок, сколько работников. Когда определяется победитель, он просто подходит и вытягивает, не глядя, из коробки любую записку. И потом получает в награду то, что написано в данной записке. Вот такая лотерея.

Интересный творческий метод поощрения сотрудников – придумывание различных номинаций, причем каждый месяц новых. К примеру, в торговом зале у вас работают пять продавцов. Вы им можете придумать конкурс на тему по выбору – «Самый широко улыбающийся», «100 слов в минуту», «Милашка-очаровашка», «Весельчак и балагур», «Блеск интеллекта», и пр. Можно также придумывать номинации, которые предполагают не поощрение, а порицание. Это «Самый нудный», «Не расторопливый», «Занудный», «Мистер беспорядок» и другие. Как определить, кто получит очередное звание? Устройте голосование. Также поставьте на видном месте коробку с заклеенной крышкой и прорезью для записок. Рядом повесьте листок с напоминанием – по каким номинациям идет голосование. И пусть сотрудники голосуют за своих коллег, решите, сколько раз можно проголосовать сотрудникам, в какой срок. И обязательно подводите каждый раз итоги и вручайте призы.

Лучший сотрудникПериодически отлучайтесь из вашего города, отдыхайте, посещайте различные конференции и выставки, а свою должность доверяйте на 2-5 дней кому-либо из сотрудников. Это очень серьезная мотивация. И далеко не в финансах дело. Побыть директором несколько дней для многих и есть самая желанная награда. Начинайте с одного дня, потом увеличивайте время своего отсутствия. Только не надо постоянно названивать своему выбранному заместителю, не надо контролировать каждую минуту. Занимайтесь своими делами, не дергайте человека! Результат такой меры будет выгоден всем – вы со временем выявите своего лучшего заместителя, а сотрудники получат прекрасный стимул работать лучше и проявлять себя.
Отличный способ мотивации – вручение денег на развлекательные мероприятия. Человек получает сертификат на некую сумму, тратить которую можно только на отдых и развлечения, это рестораны и кафе, туристические услуги, театр и кино, салоны красоты и спа. Ничего больше (еда, коммуналка и таблетки) оплачивать таким чеком нельзя.

Интересный метод поощрения придумали за рубежом в небольших компаниях. Они дарят своим сотрудникам лотерейные билеты национальной лотереи, люди получают возможность выиграть приличные суммы.

Отличный метод определения лучшего сотрудника, особенно того, который контактирует непосредственно с клиентами, это опрос ваших подписчиков в группах в социальных сетях. Для работы с подписчиками – это отличный пиар, а для внутрикорпоративной работы – это способ корректно и без споров выявить лучшего. В подарок победителям можно вручать «офисные удобства», это особенное и самое удобное кресло, физкультурный тренажер для занятий в обеденный перерыв, красивый дорогой органайзер, мощный компьютер, кофе-машина и пр.

Сотрудники любых возрастов любят сюрпризы, и довольно эффектно проходят в компаниях дни сюрпризов. Приходят сотрудники на работу, а их встречают автобусы и везут на весь день в развлекательный центр, или в санаторий в лесу, или на день здоровья в спорткомплекс. Затраты на такие выезд небольшие, а производительность растет примерно на 50%. Причем число людей, не лояльных к руководству, компании или товару, уменьшается более чем на 10%.
Поощрением является и скидка на товар и услуги вашей компании. Если все сотрудники уже имеют стандартную скидку, то лидер производства должен получить дополнительную. К примеру – основная скидка для своих 15%, а у лидеров должна быть 35%. Разница в 5-7% не является стимулом.

Для лучших сотрудников приобретайте обучающие курсы и тренинги. Во-первых, талантливые работники всегда любят учиться, и с удовольствием примут ваш подарок. Во-вторых, они получат дополнительные навыки и знания, а это – гарантия повышения вашей прибыли в будущем. В некоторых компаниях приобретают мастер-классы по рисованию, шитью, лепке, резки по дереву, фотографии, монтированию кино и мультфильмов, и другим творческим направлениям. Сотрудники реализуют себя в любимых хобби, следовательно, снижается риск производственного выгорания на рабочем месте.

В некоторых компаниях для стимулирования сотрудников проводят большие праздники – юбилеи с первого дня работы данного человека в компании. Отмечаются 5,10, 15 лет, и так далее. Конечно же, расходы на банкет и подарок берет на себя компания. Сотрудники готовят творческие подарки. При прошествии каждых пяти лет в некоторых компаниях сотрудник получает дополнительный оплачиваемый отпуск 1 месяц. Работающим в ночную смену выплачивают компенсацию на дорогу. Тем, кто задерживается, оплачивают такси, доставку еды в офис, и саму еду тоже.

Нематериальная мотивация сотрудников

Нематериальные стимулыОпределите срок, в течение которого вы будете осуществлять периодическую нематериальную мотивацию. К примеру, раз в квартал. В начале этого периода определите направление, по которому будут определяться лучшие сотрудники. Донесите полную информацию до сотрудников. Подводите итоги и выносите официальную информацию на всеобщее обозрение, чтобы все сотрудники имели возможность сравнить свои результаты с результатами победителя. Награждение статуэтками или вымпелами проводят в торжественной обстановке. И далеко не всегда победителям полагается материальное премирование, в любом случае такие меры очень эффективно побуждают работать лучше.

Если в вашей компании несколько подразделений, то обязательно проводите конкурсы профмастерства, и на подведение итогов и награждение приглашайте всей членов коллектива в головной офис или другое учреждение.

Среди нескольких предприятий вашего профиля можно образовать клуб профессионалов высшего звена, лучших сотрудникам давать право войти в этот клуб. Необходимо будет придумать атрибуты клуба, логотип, эмблему, элементы одежды, устав, бонусы и привилегии, которые будут положены членам клуба.

Е. Щугорева


Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому искусству и технике речи, руководитель он-лайн школы «Оратор мастер». С ней можно связаться по электронной почте shugoreva@mail.ru или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/, Skype: lennik31vfhnf