В продолжение темы, которую мы затронули в прошлой статье. Мы назвали несколько видов бизнеса, которые можно начинать развивать во время экономического кризиса. Но даже при самых удачных обстоятельствах можно прийти к отрицательному результату, если не избежать некоторых ошибок. Именно о них – в этой статье.
Какие ошибки не стоит совершать в период кризиса
Ошибка первая – боязнь изменений
Не секрет, что многие люди боятся изменений. И это совершенно нормальное явление. Бизнесмен должен уметь предвидеть, какие изменения принесут ему прибыль в будущем, а какие станут только дополнительными расходами. Для этого пригодятся всего две вещи – аналитические навыки, которые помогут разобраться в ситуации, и природная интуиция. Бизнесмен – не только владелец предприятия, но и лидер, который предвидит перемены и даже инициирует их. В менеджменте есть целый раздел – управление изменениями. В нем описываются приемы, которые позволяют провести любое изменение без конфликтов, сопротивления коллектива, и даже с большим позитивным желанием всех участников процесса.
Ошибка вторая – жизнь по прежним принципам
Прежние принципы в предпринимательстве – это развитие, рост прибыли, товарооборота. В кризис же все эти показатели снижаются, стремясь к нулю, поэтому необходимо пересматривать стратегию своего предприятия. Свои расходы и планы необходимо скорректировать в зависимости с изменениями рынка. Надо понимать, что экономическое и психологическое состояние бизнесмена всегда планируется, и ориентируется на рынок, который растет. В кризис рынок замирает или стагнирует, поэтому нужно психологически настроиться на режим экономии, затем скорректировать свои производственные планы. Не паниковать из-за потери прибыли, спокойно и уверенно работать дальше.
Ошибка третья – тотальное сокращение затрат
В любой кризис предприниматели сразу начинают экономить. Причем, многие это делают без предварительного анализа. И в итоге ситуация только становится хуже. Прежде, чем начинать резать свой бюджет, займитесь анализом. Составьте план следующего вида: статья бюджета, по которой намечается экономия, то есть сокращение выделяемых финансов, ее место в общем производственном процессе, чем этот процесс может быть заменен, какие риски могут возникнуть в будущем, если провести такое сокращение. Отлично в этом моменте помогают графические схемы. От слова «риски» нарисуйте несколько стрелок и пропишите все, что только можно предположить. И только после тщательного анализа вы сможете определить, на чем стоит в кризис экономить, а на чем нежелательно. К примеру, многие бизнесмены сразу же, в первый месяц трудностей, начинают убирать расходы на продвижение и рекламу, мотивируя это тем, что реклама это не сырье, не станки, к выпуску продукции она отношения не имеет. Но спустя уже три-четыре месяца человек начинает понимать, что бизнес идет под откос с намного большей скоростью, нежели чем без предпринятых шагов по экономии. И правильно, реклама же и есть – инвестиции в будущее, а сокращая эту статью бюджета, предприниматель лишает себя этого самого будущего.
Ошибка четвертая – высокие затраты
Когда наступает кризис, далеко не все руководители реагируют сразу же, многие еще некоторое время (до года) продолжают выстраивать затратные операции так, как будто бы рынок прежний, прибыль прежняя. Для кризиса докризисные затраты по-настоящему губительны, они могут ввергнуть предприятие в долговую яму. Гибкость всего бизнеса и руководителя в частности – это важно условие поведения в кризис.
Ошибка пятая – слабый контроль отдела продаж
С первыми днями, неделями кризиса, необходимо пристально начинать следить за тем, чтобы продажи росли. По сравнению с различными периодами прошлых лет, руководитель сам решит, с какими, но – показатели должны расти. К примеру, можно взять кризисное время другого периода, и сравнивать с ним. Следить за ростом продаж руководитель должен лично. Максимум внимания продажам уделяется по причине того, что в кризис многие держат высокое качество, и торговля превращается в «битву продавцов», а не продуктов. Не забудьте, что работает тот отдел продаж лучше, где есть четкая система учета, ведения сделки, поиска клиентов и пр.
Ошибка шестая – игнорирование опыта предыдущих ошибок
Грамотный руководитель должен постоянно наблюдать и анализировать все факторы, с которыми его бизнес сталкивается на рынке. Причем, все это надо фиксировать на бумаге, условия, шаги, выводы, результаты в цифрах. На производстве ситуации довольно часто схожи по своей схеме, поэтому при возникновении трудностей не мешает почитать свои записи, поискать верное решение в том, что уже происходило. Во многих случаях это отлично помогает.
Что делать, когда ошибка все-таки допущена
Если неприятная ситуация возникла, то надо помнить, что каким бы серьезным и важным ни был предприниматель, необходимо заботиться об интересах компании, а не о собственном имидже. Многие практики утверждают, что признание собственной ошибки – это 80% успеха при исправлении ситуации. И лучше не искать виноватого, чтобы принять меры для его наказания, а определить, где произошел сбой для того, чтобы привлечь их к более эффективному исправлению ошибок.
Советы по преодолению кризисных проблем и выживанию в кризис
- Экономьте разумно, снижайте расходы, но с тщательным предварительным планированием. Откладывайте только те траты, которые не влияют на продвижение и работу в будущем.
- Анализируйте постоянно цены на ваш товар или услугу, сравнивайте с конкурентными показателями, регулируйте стоимость и придумывайте различные варианты предложений.
- Постарайтесь предусмотреть все возможные риски, предпринимайте меры по их минимизации. Снижению рисков способствуют: упорядочение производственной схемы, финансовых операций, системы продаж и привлечения клиентов. Снижайте уровень кредитов, валютный займы лучше вообще не брать.
- Внимательно изучайте дебиторскую задолженность, держите ее на уровне, более низком, чем ваш оборот за месяц. Быть вам должным вы можете позволить только тем партнерам, в состоятельности которых вы уверены на 100%.
- Если вы работаете с импортным сырьем, постарайтесь найти российские аналоги, которые не отразятся на качестве продукта.
- Приведите в порядок отчетность и учет, все движения средств и бумаг должны быть для вас максимально прозрачными.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашу компанию начали поступать деньги из дополнительных источников, это может быть аренда недвижимости, продажа акций и многое другое.
- Используйте эффективные и недорогие рекламные ресурсы, к примеру – интернет: сайт, социальные сети. Также придумывайте эффективные акции по продвижению вашего продукта.
Е. Щугорева
Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому искусству и технике речи, руководитель он-лайн школы «Оратор мастер». С ней можно связаться по электронной почте shugoreva@mail.ru или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/, Skype: lennik31vfhnf