Аттестация рабочих мест

Охрана труда на каждом предприятии является одним из приоритетных направлений внутренней деятельности. Одним из существенных и дорогостоящих мероприятий является аттестация рабочих мест. Это обязательная процедура, которую обязаны проходить все предприятия, не зависимо от того, какие должности в нем фигурируют, какие обязанности выполняют сотрудники.

Зачем нужна аттестация рабочих мест

Хоть за не прохождение такой аттестации и предусмотрено серьезное наказание, но далеко не все индивидуальные предприниматели вообще знают о такой процедуре. Итак, аттестация рабочих мест – это комплекс замеров, которые проводятся в целях проверки на соответствие нормативам, предусматривающим сохранение здоровья сотрудника при выполнении должностных обязанностей. Аттестация, проводимая по четким правилам и регламентам, позволяет проанализировать и оценить риски сотрудников, связанные с профессиональной деятельностью.

Так же в процессе проверки рабочих мест устанавливается соответствие условий труда на каждом рабочем месте предприятия нормативам, которые установлены государственными медицинскими и социальными органами. Если предприятие принимает на себя обязательства по выплатам и компенсациям в случае, если работник пострадал на производстве и получил вред здоровью, то во время аттестации рабочих мест может быть выявлено соответствие указанных в обязательствах сумм за возможный вред здоровью размеру предполагаемого ущерба.

Следующая функция аттестации весьма практична – это разработка мер по охране труда с нуля или доработка и совершенствование существующих мер по охране труда. Эта полезная и так сказать «побочная» функция позволит сэкономить средства на оплате по договору услуг инженера по ТБ.

Аттестация рабочих мест многими считается пережитком советских времен, когда она была обязательной и бесплатной. Но она существовала все годы и существует и на сегодняшний момент, только ранее соблюдению этого требования никто особо внимания не уделял, никакие проверяющие органы не проверяли наличие аттестации. Поэтому со временем и забыли директора предприятий о необходимости ею заниматься, и вспоминали только тогда, когда происходил несчастный случай.

С 26 апреля 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития издает приказ об ужесточении проверки аттестации рабочих мест, об усиления контроля за проводимыми мероприятиями, о введении новых, более строгих, правил проведения аттестации. К примеру, если до этого времени предприятия могли проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, привлекая со стороны инженеров и специалистов по ТБ, то после приказа в данных действиях может принимать участие только сертифицированные организации, которые имеют разрешения на проведение подобных экспертиз. Но одно оставалось таким же, как и прежде. Работодатель должен сам организовать экспертизу рабочих мест, сам оплатить услуги аттестующей компании, сам определить удобное время и обеспечить полный доступ проверяющим к рабочим местам.

Какие профессии должны проходить аттестацию

Этот вопрос наиболее часто сотрудникам инспекции по труду и инженерам по ТБ задают руководители предприятий. Ответ на него очень простой и совершенно не удешевляющий процедуру экспертизы. Аттестацию рабочих мест должны проходить не должности, а сами рабочие места, то есть то пространство, где работник выполняет свои служебные обязанности. Так что в этом процессе не идет речь о конкретном человеке и его должности.

Что такое рабочее место

Рабочее место сотрудника может иметь самые различные размеры. Это может быть просто стул и стол, а может – весь цех. И если несчастный случай произойдет не на рабочем месте, оговоренном в паспорте этого самого рабочего места, то это выплаты одних размеров, а если прямо на рабочем месте, оформленном документально, то выплаты будут совсем другого характера. Поэтому в каждом договоре с сотрудником у вас должно быть написано – место работы располагается по адресу город Нижняя Ивановка, улица Саврасова, дом 5, офис 23. Далее – работник во время выполнения своих обязанностей должен находиться в комнате 3, в его распоряжении – стол, стул, компьютер, монитор, стеллаж с документами. При таком подробном описании вы не подвергнетесь излишним финансовым тратам, нерадивый сотрудник получит только то, на что он реально может претендовать.

Видео на тему «Аттестация рабочих мест и последствия ее непроведения»:

Составление перечня рабочих мест для аттестации

Прежде, чем проверяющие придут к вам на предприятие с замерами, предпринимателю или руководителю компании надо будет приготовить списки рабочих мест с подробными характеристиками. Требования проведения аттестации рабочих мест говорят о том, что необходимо напротив описания рабочего места указать должность сотрудника, работающего на данном месте, его ФИО, профессию сотрудника. Эта процедура именуется составлением перечня рабочих мест, подлежащих аттестации.

Подробная информация указывается для того, чтобы проверяющий представил, кто, как и над чем работает, находясь на данном рабочем месте. Сотрудник аттестующей компании уже из этой информации могут сделать первичные выводы, определят характер операций, которые осуществляет работник, факторы среды производства, которые могут влиять на здоровье и самочувствие сотрудника, этапы трудового процесса, которые отражаются на человеке, уровень травмоопасности, обеспеченность средствами ТБ и ОТ, индивидуальными и коллективными.

Интересно, но факт, что опытные работники служб аттестации могут уже по записям дать оценку рабочему месту, даже без визуального наблюдения и замеров. Перечень рабочих мест является основным документом , который должен готовить к мероприятию работодатель.

При окончательном составлении перечня комиссия будет учитывать множество законодательных и ваших внутренних актов, документов. Это штатное расписание, общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, тарифных разрядов, единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Все это требуется для того, чтобы проверить на соответствие заявленного рабочего места профессии и обязанностям, которые выполняет сотрудник.

Здесь довольно часто обнаруживается проблема. Многие работодатели, не удрученные знанием закона, пишут в трудовых книжках самые разные формулировки должностей. Это и народные названия профессий, и даже жаргонные. Актриса 2 разряда – неправильно, артистка 2 разряда – правильно, по справочнику. Электрик – неправильно, специалист по обслуживанию электроустановок – правильно. И таких неточностей можно обнаружить огромное количество. Чем же чреваты такие ошибки? Когда человек обратится в ПФР за начислением пенсии, все огрешности выявятся, и работника отправят по всем инстанциям и предыдущим местам работы с целью внесения изменений, чтобы записи были правильными. Не хотите так мучиться, и работника своего мучить? Пишите сразу в трудовую книжку, в приказ и в штатное расписание наименование должностей в соответствии с квалификационным справочником должностей.

Отмена аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест отменена и вместо нее теперь необходимо проходить специальную оценку условий труда. За многие годы в процессе аттестации накопились множественные институты, то есть части, которые стали дублировать друг друга, делая еще более дорогостоящей данную процедуру.

К примеру, чтобы государственная комиссия произвела оценку рабочего места, надо было работодателю сделать собственную самооценку, совершенно непонятно зачем. Единственное, что по-настоящему волновало всегда работодателя, это высокая цена аттестации. Совершенно логично, что, пытаясь сэкономить, руководители искали аттестационные компании с наиболее низкими ценами. В результате экспертизу проводили компании, у которых зачастую не было разрешительных документов, которые оформляли аттестацию с несоблюдением форм и типовых стандартов. И сейчас ситуация исправлена, все новые правила и требования изложены в Федеральном законе от 28.12.2013 №426 «О специальной оценке условий труда».

Новая процедура очень похожа на аттестацию, но она имеет другой подход к проведению экспертизы. Вначале оценка предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов. Если эксперт признает рабочее место соответствующим нормативам, установленным государственными стандартами, то дальнейшие действия можно не проводить. После этого работодатель оформляет декларацию соответствия на каждое рабочее место и отправляет его в региональное отделение Министерства труда.

Декларирование – это также новшество, оно один раз закрепляет соответствие рабочего места и на все время. Более никаких подтверждений оценки рабочего места не требуется. Повторная процедура потребуется только в том случае, если на данном рабочем месте произойдет несчастный случай, или возникнет профзаболевание у сотрудника. Под оценку попадают офисные рабочие места, а также рабочие места списка №1 и списка №2.

При проведении новой оценки рабочих мест установлен более строгий подход к особо опасным местам работы. Если таковые выявляются, то работодатель будет платить большие отчисления в соцстрах, в ПФР. И наоборот, если работники предприятий получали дополнительные гарантии за вредность, а на специальной оценке будет выявлено, что условия можно отнести к нормальным, то все выплаты будут сняты. Льготы, стаж для оформления пенсии, компенсации могут быть возвращены через 5 лет, если повторной специальной оценкой будут выявлены изменения на рабочем месте в худшую сторону.

Специальная оценка вводится в России поэтапно, так как требует полной смены документации. С 1 января 2014 года по 31 декабря 2018 года проходит установочный период, переходный. Аттестующие организации пока еще могут оказывать услуги, не получая специальной аккредитации. А работодатели могут пользоваться результатами таких аттестаций для предоставления данных в ФСС.

Е.Щугорева

Видео о специальной оценке условий труда: