Как повысить производительность персонала без материального поощрения
Повышение производительности труда и желания работать – это цель, которая всегда стоит перед владельцем или руководителем предприятия. Не всегда есть возможность выплачивать премии и дарить путевки на юг. Да и не нужно это делать постоянно, так как использование только материальных стимулов формирует четкую мотивацию работы «для чего-то», а не для собственного удовольствия, развития, движения вперед. Самый эффективный метод – чередование тех и других методов, то есть материальных и нематериальных.
Еще один аргумент в пользу нематериальной мотивации – в кризис надо экономить, чтобы иметь возможность вкладывать в развитие предприятия, а не в накопительный фонд каждого сотрудника. Для компании важно, чтобы программа мотивации создавалась с учетом специфики работы, с учетом особенностей конкретных работников, людей. Очень важна в этой работе именно индивидуальность. В этой статье мы рассмотрим методы и способы нематериальной мотивации, чтобы вы могли выбрать и опробовать их на своем предприятии, и взять в постоянную работу только те, которые принесут экономический эффект. Поэтому при внедрении способов нематериальной мотивации делайте финансовые замеры до и после, чтобы иметь возможность анализировать и делать реалистические выводы.
Для чего нужна нематериальная мотивационная программа
Первый принцип принятия мотивационной программы – она должна решать стратегические вопросы компании, необходимо четко понимать, что мотивация это не самоцель, она нужна не потому, что все так делают. Проанализируйте, какие задачи вам надо решить с помощью мотивационных мер, и только тогда начинайте их формировать. К примеру, если вам необходимо создать и укрепить команду, то для стимула вполне подходит организация и внедрение внутрикорпоративной системы обучения, тренингов, мастер-классов.
На самом деле многие сотрудники, независимо от возраста и рода деятельности, хотят учиться и развиваться. А если вы донесете до их сведения информацию, что те, кто пройдет успешно обучение, смогут побороться за определенную должность или получить звание лучшего сотрудника месяца, многие захотят участвовать в такой программе мотивации.
В результате вы устраиваете успешное соревнование и получаете обученных профессиональных сотрудников, выявляете талантливых кандидатов, а также проводите объединяющее командное мероприятие. Конечно, такая мотивационная деятельность не бесплатна, придется потратить некоторую сумму на оплату педагогов и тренеров, но это в любом случае меньше, чем выплата премий и других материальных бонусов.
Охват нематериальной мотивацией
Многие руководители предприятий активно внедряют нематериальную мотивацию только в некоторых структурных подразделениях, к примеру – в производственных или в коммерческих. За бортом оказываются административные, бухгалтерские, складские и другие службы. Следует понимать, что нематериальной мотивацией необходимо охватить все подразделения, весь коллектив, ведь все сотрудники должны быть единой командой, не должно быть важных и не важных служб. Нельзя отдавать предпочтение только тем специалистам, которые приносят деньги, ведь на самом деле все ваши сотрудники приносят прибыль, и без обслуживающего персонала продажники ничего вам не принесут. Причем, нематериальные меры стимулирования не потребуют огромных затрат, и чем больше людей ими охвачено, тем дешевле обходятся эти меры в пересчете на одного человека.
Планируя нематериальные способы мотивации, обязательно ориентируйтесь на каждого конкретного человека. Кому-то будет приятно получить похвалу при всем коллективе и почувствовать признание от всего коллектива, а кому-то обязательно необходимо подтверждение в виде грамоты или благодарственного письма. Кто-то оценит звание лучшего специалиста, а кто-то будет безмерно благодарен за то, что вы разрешите приходить не к 9, а к 10 утра на работу, так как отводит по утрам ребенка в детский сад на другом конце города, и этот час решит множество его проблем. Только в этом случае вам удастся поддержать и усилить энтузиазм сотрудников.
Для того, чтобы точно знать интересы и чаяния своих сотрудников, используйте помощь менеджеров среднего звена. Они наиболее тесно общаются с персоналом всех подразделений, и они способны выяснить, что будет наиболее ценным для каждого сотрудника. Если у вас немного работников, то лучше всего общаться с ними лично, и в разговорах выяснять, что будет для них наиболее ценным в плане нематериальной мотивации.
На каждом этапе развития компании мотивация, особенно нематериальная, будет меняться, и довольно существенно. Если в начале достаточно поощрений, создания почвы для энтузиазма, вдохновения, то через пару-тройку лет этого будет крайне недостаточно. Поэтому четко ориентируйтесь на кадровый состав, на меняющиеся интересы компании. В процессе появления на предприятии новых работников, когда их становится все больше и больше, надо менять и мотивацию. К примеру, можно применять такие способы:
- бесплатный кофе и перекусы;
- бесплатные обеды;
- доставка до места работы и вечером до дома;
- посещение бассейна;
- посещение бассейна или спортзала вместе с 1 или 2 членами семьи;
- возможность стать наставником для молодого персонала;
- возможность принимать участие в обучении;
- участие в выставках и конференциях, презентациях;
- представление компании на различных публичных мероприятиях;
- получение подарков для детей;
- получение путевок в летние оздоровительные лагеря для детей;
- получение льготной ипотеки (устанавливается договоренность с банками);
- оплата проезда до работы, и пр.
Лучше всего менять перечень используемых приемов мотивации не реже одного раза в год. Если возникнет эффект привыкания у сотрудников, то все ваши меры не будут иметь должного эффекта, все будут ждать данных поощрений, как должное. В нематериальной мотивации очень важно сохранять ощущение новизны и неожиданности, это настолько же необходимо, как факт стабильности и непререкаемости в другом виде мотивации – в материальной.
Дополнительные способы нематериального мотивирования
Существуют также нематериальные стимулы, которые довольно легко реализовать, если постоянно заниматься управленческой и плановой работой в полном объеме. К примеру, мотивировать можно следующим образом:
- участие в совещаниях и управленческих планерках, те сотрудники, кто не участвует в них постоянно, принимают такую работу, как серьезное личное поощрение, возможность показать себя, свою работу и знания;
- участие в конкурсах и соревнованиях, как внутрикорпоративных, так и внешних, городских, региональных, профильных, профессиональных и пр.;
- поздравление с юбилеем, с определенной датой в профессиональной деятельности и пр.;
- предоставление скидок на приобретение продукции компании;
- возможность получать информацию о новинках в профессиональной сфере, доступ к профессиональной литературе, прессе, изданиям, а также получение информации о достижениях компании, выдержек из отчетов и пр.;
- возможность ездить в командировки на поощрительные мероприятия;
- получение положительных оценок от коллег на официальном уровне, на общих мероприятиях;
- помощь в решение семейных проблем, от помощи устройства ребенка в детский сад до размещения родных в престижные клиники для лечения;
- возможность подрабатывать на своем же предприятии, можно давать дополнительную работу тем, кто сможет справиться, за оплату, немного меньшую, чем вы бы платили наемным работникам, но в этом случае ваши работники будут выполнять ее на вашем оборудовании, в любое свободное время, и это имеет огромную ценность;
- возможность иметь свое персональное рабочее место, кабинет, площадку, это серьезно повышает ценность работника в глазах других людей;
- придумывайте красивое название должности, например, не оператор связи, в менеджер кол-центра;
- право первого выбора – очень ценная для сотрудников мера, к примеру – право выбора времени для отпуска, выбора клиента, с которым бы человек хотел бы поработать, выбора выставки или конференции, на которую он хотел бы поехать и др.;
- оборудование зоны отдыха, в производственных цехах – душ, сушилка, выдача спецодежды;
- и самая эффективная мотивация – «белое» оформление на работе, предоставление оплачиваемого отпуска, оплата больничных листов и другие положенные по закону вещи, которые во многих современных компаниях в нашей стране являются чем-то заоблачным.
Для создания доверительной атмосферы и демонстрации своего уважения, что тоже является сильнейшим нематериальным стимулом, выработайте определенную стратегию поведения:
- обязательно выучите, как зовут работников, знайте не только фамилию, но и имя или имя и отчество, если сотрудник в возрасте, здоровайтесь с ними, называя имя: «Доброе утро, Артем Владимирович!»
- не забывайте благодарить сотрудников за любую, даже мельчайшую услугу, и особенно – за достижения в профессиональной сфере, если достижение велико, то делайте это при всем коллективе;
- используйте предоставление работникам свободного графика, сокращение рабочего времени в течение дня, уход при необходимости (к врачу, в различные инстанции и пр.);
- приносите в офис изредка угощения, к примеру, фрукты, конфеты, торт и пр., совместная трапеза всегда объединяет и настраивает позитивно;
- около каждого рабочего стола повесьте или установите красивые таблички с именами и фамилиями, а также с должностями сотрудников, это вселяет дополнительное чувство ответственности, а также повышает значимость сотрудников;
- стремитесь больше слушать работников, а не только говорить и информировать;
- старайтесь поощрять даже тех сотрудников, чья работа вообще не заметна на общем уровне, это, как правило, сторожа, уборщицы, кладовщицы, рядовые бухгалтеры и пр.;
- просите помощи и советов у сотрудников, особенно у тех, с которыми вы не часто общаетесь по роду службы.
Е. Щугорева
Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому искусству и технике речи, руководитель он-лайн школы «Оратор мастер». С ней можно связаться по электронной почте shugoreva@mail.ru или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/, Skype: lennik31vfhnf