Конкурентоспособность предприятия – понятие, которое требует серьезного анализа и только потом реального воплощения в жизнь. Многие бизнесмены, давно работающие на рынке, уже испробовали разнообразные методы работы, направленные на расширение и стабилизацию бизнеса. Среди таких действий надо обязательно выделить повышение собственной конкурентоспособности. Процесс этот отнюдь не простой, но очень эффективный. Именно поэтому предлагаем вам изучить несколько подходов к разработке мероприятий по увеличению конкурентных преимуществ.
Что такое конкурентоспособность
Конкурентоспособность – это способность предприятия выделить свои преимущества и сделать их уникальными. Чем более востребованы покупателями эти преимущества, тем большей конкурентоспособностью обладает продукт ИП. Потребитель постоянно сравнивает товары аналогичных линеек, делает выводы, и только тогда осуществляет покупку. В этот процесс включаются еще несколько факторов – лояльность к производителю, степень доверия к марке, доверие или недоверие к конкурентным товарам, возможность получения вместе с покупкой дополнительных выгод и бонусов.
Если товар компании конкурентоспособен, то она способна выдержать конкурентную борьбу на рынке. Также конкурентоспособность зависит от эффективности использования руководством ИП трудовых ресурсов, материальных возможностей, ресурсов, и условий их приобретения.
Исследование конкурентоспособности необходимо для любого предприятия, маленькое оно или большое, насыщен рынок его отрасли или относительно свободен. Такой анализ позволяет определить более четко стратегию предприятия, разработать рекомендации по осуществлению практических шагов для увеличения производства и продаж, для роста в получении прибыли. Конкурентоспособные меры позволяют укрепить позиции ИП на рынке, для какого-либо конкретного сегмента.
К примеру, предприятие выяснило, что производство элитной линейки продукции приносит большую прибыль, чем продукты массового потребления. Для того, чтобы начать продавать больше элитной продукции, необходимо исследовать, какие конкурентные преимущества имеют аналогичные компании, чем конкретно они удерживают эту категорию покупателей, то есть этот сегмент рынка. Зная предпочтения этого сегмента, надо просто придумать и реализовать те меры, добавить в продукт те качества, которые на данный отрезок времени востребованы. Именно это и позволит стать конкурентной компанией.
Исходя из этого, можно переформулировать понятие конкурентоспособности: это умение предприятия изменяться, проектировать новинки, изготавливать измененную продукцию, реализовывать новые проекты, в результате производить товары, способные привлекать максимально покупателя своими качественными параметрами, по цене.
Конкурентоспособность предприятия может быть различной в зависимости от степени глобальности сравнения конкурентных преимуществ. Одно и то же предприятие может очень конкурентоспособным на уровне своего города, но совершенно не «котироваться» на общероссийском или региональном рынке. Но даже успешные ИП на уровне страны могут не выдерживать конкуренцию на европейском или международном рынках. Чтобы точно определить конкурентное ваше предприятие или нет, надо четко понимать, по каким параметрам следует оценивать этот фактор.
Вы, индивидуальный предприниматель, идейный, моральный и финансовый руководитель вашего бизнеса, безусловно, понимаете, что больше всего ваш потребитель оценивает в выпускаемом вами товаре или предоставляемой услуге. И только вы способны определить, по каким параметрам надо проводить анализ конкурентов, чтобы сравнить и сделать вывод, кого же предпочитает покупатель и может предпочесть в будущем.
После выбора параметров оценки надо четко определить, в чем эти параметры измеряются. В противном случае, к примеру, лояльность покупателя вы будете измерять как большое, очень большое, колоссально большое и маленькое. Сами понимаете, с таким анализом стратегии не выстроишь. Поэтому продажи измеряем в штуках за определенный отрезок времени, качество – в количестве положительных и отрицательных отзывов, и так далее по каждому параметру.
Кроме этого глобального дела, необходимо четко понимать, насколько хороша рентабельность вашего производства. Конкурентоспособность отражает продуктивность использования потребляемых, то есть покупаемых, ресурсов. Все ресурсы оцениваются в рублях (или другой валюте), эту цифру необходимо сравнить с полученной прибылью. Не забудьте, что в ресурсы входят не только сырье, коммуналка, станки и пр. Это еще и оплата труда сотрудников, патентов, лицензий, аренда помещений, словом, все, что требуется для полноценного процесса производства.
Общая цифра затрат должна быть меньше в n-ное количество раз, чем прибыль от продаж товара. Если полученный результат, к примеру, составляет 1,25, то рентабельность составляет 25%. Невозможно сказать, конкурентоспособный это результат или нет, потому что хорошая рентабельность – понятие индивидуальное для каждой сферы деятельности. В ресторанном бизнесе это 40%, в энергетике – 1000%, в производстве товаров народного потребления и продуктов – 3-10%.
Следующий этап для работы над определением конкурентоспособности — мониторинг конкурентов на всем рынке в целом и наблюдение за каждым конкурентом в частности. Если найденная информация не будет в точности соответствовать действительности, то итоговые результаты будут ложными, и стратегия впоследствии будет выбрана неверная. Поэтому надо найти такие источники информации, которые будут выдавать максимально точные данные о конкурентах. Это могут различные люди, архивы, печатные издания, документохранилища и пр.
Из чего складывается конкурентоспособность
Понятие конкурентоспособность на практике складывается из трех видов факторов. Это технико-экономические, коммерческие, правовые факторы.
Технико-экономические:
- Качество товара
- Цена на прилавке
- Затраты, необходимые для полноценной эксплуатации товара
Коммерческие факторы:
- Конъюнктура отраслевого рынка – это уровень активной конкуренции, соотношение спроса и предложения, особенности местности национальные, религиозные, культурные, а также платежеспособность населения, и пр.
- Сервисное обслуживание, предоставляемое различными конкурентами – есть ли дилерские и сервисные сети, качество ремонтов, гарантийного обслуживания, пр.
- Реклама и общий маркетинг – ведется ли работа в этом направлении.
- Имидж компании, популярность марки, торгового знака, общая лояльность потребителей к компании и продуктам.
Правовые факторы:
- Удовлетворение требований технической безопасности
- Соблюдение экологических норм
- Соблюдение морально-этических законов при производстве
- Законное получение патентов, разрешений, лицензий, уплата всех пошлин.
Предпринимателю необходимо произвести анализ всех изложенных факторов с соблюдением тех правил, которые мы описали выше. Затем надо сравнить свои результаты с примерными результатами конкурентов. И вы получите конкурентоспособный анализ рынка своей отрасли. И только потом можно начинать планировать свои последующие действия, направленные на расширение и длительное благополучие бизнеса.
Практические советы: оцениваем конкурентоспособность
Конкуренция в рыночной экономике начинается с выяснения конкурентоспособности своей компании, для начала ответьте на следующие вопросы.
- Вы продаете производимый товар по конкурентной цене?
- Ваши товары или услуги являются конкурентоспособными?
- Какие качества ваших товаров и услуг выделяют вас выгодно на рынке?
- Чем ваша фирма отличается от аналогичных конкурентных фирм?
- Каковы ваши преимущества?
- Назовите преимущества и недостатки вашей компании.
- Какие услуги вы прилагаете к вашему товару в качестве дополнительного обслуживания, которых нет у аналогичных компаний?
Мониторинг конкурентов начинайте со сбора информации. Для этого используйте личное посещение компаний-конкурентов в качестве покупателя, или пригласите для этого сотрудника, которому вы полностью доверяете. Также ищите сведения в интернете, в прессе. Всю собранную информацию надо проанализировать, выработать программу действий по опережению конкурентов.
После первичной работы углубите сведения: отыщите как можно больше сайтов конкурентов, расположенных не только в вашей местности, но и по стране, по миру. Изучайте, как устроены эти компании, какие у них принципы, философии, какие новинки они внедряют, какие допуслуги оказывают и пр. Все полезные данные выписывайте, систематизируйте.
Обозначьте для себя основные разделы: цена, услуги, первичный сервис, послепродажное обслуживание, как устроена компания, качество товара, возраст компании-конкурента, удобство места расположения компании и пр. Из всех найденных компаний выделите те, которые вам показались самыми яркими. Соберите как можно больше информации именно о них.
А теперь берите телефон и звоните конкурентам. Запишите такие данные – как с вами разговаривали, как назначали цену, какие действия конкуренты выстраивают от первого звонка до совершения покупки, до поступления денег на счет компании, как менеджер отвечает на ваши вопросы самого разного характера. Попросите сотрудников компании прислать вам брошюры, прайс-листы, рекламные проспекты и все, что только можно. Таким образом, вы можете собрать полную и правдивую информацию о конкурентах. Занесите все в таблицу и еще откорректируйте сделанные ранее выводы. И только потом можете начинать думать, а что же вам надо сделать, чтобы ваша компания догнала конкурентов и опередила их.
Е.Щугорева