Любая компания держится в первую очередь на специалистах, на тех кадрах, которые двигают производство. И какие бы современные и технологичные ни покупал владелец производства станки, оборудование, линии, без специалистов ничего не будет работать. Для достижения наибольшей производительности работники должны быть мотивированы. Мотивация является целым разделом работы с персоналом, и ей уделяется огромное внимание на любом предприятии, особенно на том, где много персонала или где есть узкопрофильные единичные специальности.
Как заставить персонал работать лучше? Первое, что приходит в голову – создать систему премирования и депремирования. То есть создается документ, в котором прописываются правила и параметры выплаты определенных сумм за достижение определенных показателей в работе. Второй документ – об удержании сумм за нарушения трудового распорядка и за низкие показатели работы.
Материальное мотивирование очень эффективно, но усилить эти факторы можно многократно, если использовать и неденежную мотивацию. Помните, как в советские годы устраивали соцсоревнование, вручали переходящие вымпелы и пр. Это и было нематериальным стимулированием. Заодно эти атрибуты еще и воспитывали в людях социалистические ценности. То есть нематериальные стимулы были еще и политическим и социальным моментом. Время ушло, но саму систему мотивации без денег забывать не стоит, ее использование может существенно помочь развитию вашего бизнеса.
Зачем вводить систему неденежной мотивации
Причины, которые заставляют предпринимателей изучать методы нематериальной мотивации и внедрять их в работу своего предприятия, довольно разнообразны, но выделяют пять основных принципов в этом процессе.
Первый – всегда ориентируйтесь на главную цель, которую нужно постоянно учитывать в своем планировании. Цель вашего бизнеса – это получение прибыли, это выполнение всех экономических, финансовых и социальных функций. Создавая систему мотивации необходимо ориентироваться на развитие предприятия. Целью может стать создание команды, способной достигнуть новых производственных высот. Средством достижения этой цели могут стать тренинги, семинары, и многое другое. Следовательно, вы должны выстроить некое соревнование между специалистами для отбора кадров для участия в тренинге по комадообразованию. Ваша задача – объяснить ценность таких тренингов, чтобы сотрудники стремились в нем участвовать.
Второй принцип – вовлечение специалистов всех уровней в программу мотивации. Основная ошибка многих руководителей и владельцев бизнеса в том, что в систему нематериальной мотивации вовлекаются только основные специалисты производства. Но очень важно, чтобы «за идею» работали бы и другие категории работников из так называемой категории «обслуживания». Это бухгалтеры, охранники, секретари и др. Эти специалисты чаще всего оказываются «за бортом» мотивационных программ на больших заводах. Для индивидуальных предпринимателей с численностью сотрудников менее 20 человек это не представляет никакой проблемы. Но даже и в этом случае важно тщательное планирование и подчинение всех мероприятий основной цели.
Небольшое отступление. Очень часто основной целью ошибочно считают заботу о людях, создание для них дополнительных благ и ценностей. Не забывайте, что все это возможно, но для развития бизнеса, именно производство и прибыль должны быть конечной точкой всех мероприятий по мотивации.
Третий принцип мотивации – соответствие мер по поддержке персонала уровню развития предприятия. Нужно четко понимать, что в момент открытия дела основным нематериальным стимулом будет моральное удовлетворение. Предприятие через пару лет успешной работы может предложить своим работникам обучение, большой завод с длительным сроком работы уже работает по программам внутри отделов, обеспечивает за хорошую работу массовое признание лидерства. И несоответствие мер мотивации может принести существенный вред всей работе, поэтому всегда учитывайте фактор развития предприятия.
Факторы мотивации материально и нематериальной
Эти факторы определить весьма просто, так как они должны отражать потребности человека. А они давно и успешно определены господином Маслоу. Использование всех видов потребностей дает комплексную мотивацию и максимальный эффект. Итак, вспоминаем пирамиду и планируем меры мотивации.
- Первый уровень – физиологические потребности. Они важны практически для всех сотрудников, и именно все приходят к вам работать по одной единственной причине – получать ежемесячно заработную плату. Также вы должны организовать правильно рабочие места, учитывая нормы по освещению, уровню шума, температуре воздуха, его чистоте и пр. Также для удовлетворения потребностей данного вида необходимо организовать возможность принять пищу в обеденный перерыв. Отличным видом мотивации является близость предприятия к домам сотрудников или доставка на служебном транспорте до места работы.
- Второй уровень потребностей для определения мер мотивации – потребность в безопасности физической и моральной. Для физической достаточно обустроить рабочие места, обеспечить тепло и комфорт. Моральная безопасность заключается в уверенности, что сотрудника завтра не уволят, предприятие не разорится, зарплата будет выплачиваться полностью и вовремя. Для такой мотивации проводятся общие собрания, и до сведения сотрудников доводится информация о работе предприятия.
- Третий уровень – социальный. Необходимо обеспечивать постоянную поддержку работникам со стороны коллег и руководства. Общение очень важно, поэтому постоянно устраивайте мероприятия по обмену опытом, наставничеству, а также общекорпоративные мероприятия, и это не обязательно праздничные банкеты, необходимо разнообразить формы общения сотрудников. Также необходимо поддерживать положительную психологическую обстановку в коллективе, следить, чтобы между сотрудниками были доброжелательные отношения.
- Четвертый уровень – потребность в уважении и признании в обществе. Сотрудники должны постоянно чувствовать, что каждый их шаг каждый день находится под пристальным вниманием руководства, и все хорошее будет отмечено положительно, а со всем отрицательным справиться обязательно помогут коллеги или руководитель. Все достижения сотрудников должны быть отмечены, и не обязательно деньгами. Это может быть благодарность, запись в трудовой книжке, приказ на награждение грамотой или о присвоении звания городского, областного или даже федерального уровня.
- Пятый уровень самый высший, это потребность в самореализации. Те из работников, которые нуждаются именно в такой мотивации, относятся к элитной категория персонала. Поэтому им необходимо уделять очень много внимания, постоянно их хвалить, ставить в пример, просить о передаче опыта. С такими работниками надо общаться на самом тесном уровне, и действительно ценить их работу. Важно: таким работникам нельзя давать задания, которые не существенны для их уровня профессионализма. То есть им надо поручать очень важные дела. Постоянно планируйте их повышение квалификации, посылайте их на курсы. Еще один важный фактор – карьера. Если есть перспектива роста, то самореализация пойдет активнее, шансов удовлетворить эту потребность будет намного больше.
Важное условие при планировании мотивационных мер – отсутствие постоянства и повторяемости. Придумывайте новые меры мотивации всех уровней хотя бы раз в год, а лучше всего – один раз в полгода.
Методы неденежной мотивации сотрудников
Общие планерки и совещания, на которых необходимо отмечать лучших сотрудников, ставить их в пример, предоставлять им слово, спрашивать их мнения.
Конкурсы между сотрудниками. К примеру, конкурс на лучшую идею какого-либо проекта. Приз – реализация этой идеи, создание именного проекта.
Соревнования личные и коллективные (среди отделов). Разрабатывается Положение о соревнованиях, в котором описываются условия, ход, награждение. Призом может стать памятный знак, путевка на курсы, представление компании на выставках, конференциях.
Если у человека юбилей, день рождения, если у него родился ребенок или пошел в школу, если в его жизни происходят значимые события, то обязательно надо поздравлять сотрудников, дарить подарки, хотя бы символичные. И делать это надо при всем коллективе, чтобы у других сотрудников была возможность также поздравить виновника торжества.
Если компания производит товары или услуги народного потребления, то своим сотрудникам или лучшим из них надо предоставить возможность пользоваться ими со скидкой.
На видном месте в офисе устройте информационную доску и на ней вывешивайте сообщения о достижениях предприятия и о лучших людях.
Курсы и тренинги можно устраивать не только внутри своей компании, но и участвовать в мероприятиях в столицах РФ, в крупных городах, где можно не только учиться, но и посетить экскурсии, выставки, театры, исторические места. Такие поездки будут носить не только образовательный, но и поощрительный характер.
Возможность первым выбрать время для отпуска, взять отгул в удобное время, получить материальную помощь при возникновении проблем – это тоже неденежная мотивация.
Для того, чтобы дополнительно мотивировать своих сотрудников, обязательно уважительно разговаривайте с ними, называйте по имени и отчеству, спрашивайте, как идут дела в их семье. Будет хорошо, если вы запомните, как зовут детей значимого сотрудника, чем болеет его отец, какой породы его кошка.
Благодарить устно – это обязательное действие, говорите слово «спасибо» как можно чаще. Если предоставляется возможность дать работнику дополнительный выходной или пораньше отпустить с работы, то сделайте это. Находите возможность поговорить в неформальной обстановке со всеми сотрудниками, включая обслуживающий и технический персонал.
Если можно, то разрешите людям подрабатывать, иметь дополнительный заработок. Если у вас есть на предприятии работа, то предложите ее в качестве подработки своим сотрудникам. Также психологи рекомендуют повесить над рабочими местами красивые таблички с именами и фамилиями работников, и придумывать красивые должности, со значимыми словами. Например, помощник менеджера по продажам, а не кладовщик.
Е.Щугорева