Два кода индивидуального предпринимателя — ОКПО и ИНН

В обществах с ограниченной ответственностью есть такое понятие, как учредительные документы. Это целый перечень бумаг, которые дают полное представление о деятельности общества. А существует ли такой пакет у ИП? Здесь нет учредителя, нет устава, а что же должен иметь на руках индивидуальный предприниматель, чтобы удостоверить свое существование, законность своей деятельности и свое соответствие всем требованием закона?

Основной документ индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель имеет один главный документ, на основании которого осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Это свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С его получения начинается вся работа ИП, его данные предоставляются в любом случае – при проверке, при обращении в налоговую, пенсионный фонд, при открытии счета в банке и его ведении. И главное – данные свидетельства указываются при заключении договоров на оказание услуг, на производство и продажу товаров. Вспомните, как начинается любой договор.

Реквизиты сторон«ООО Полет, в лице генерального директора Иванова А.С., действующее на основании Устава, с одной стороны и индивидуальный предприниматель Сидоров В.П., действующий на основании Свидетельства о регистрации №****** от (число, месяц, год), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем». И далее излагается текст договора. В конце указываются реквизиты сторон. Там индивидуальный предприниматель указывает опять-таки номер Свидетельства о регистрации, а так же ИНН, ОКПО. Обратите внимания, что КПП у индивидуальных предпринимателей нет. Следовательно, мы сейчас рассмотрим, где взять эти данные предпринимателю, для чего они будут нужны, как правильно их указывать. И начнем с ОКПО индивидуального предпринимателя.

ОКПО

ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций. Он был принят Госстандартом России в 1993 году, для учета всех хозяйствующих субъектов РФ. Каждому предприятию присваивается код (код ОКПО), который и обеспечивает стопроцентную идентификацию любого предприятия. Многие задаются вопросом – а есть ли ОКПО у индивидуального предпринимателя? Конечно, в классификатор вносятся все предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью. Код служит основным опознавательным знаком предприятия во всех информационных системах Росстата, при обмене данными между различными учреждениями, для упрощения пересылки баз данных о предприятиях в различные проверяющие органы. В этом коде зашифрована информация о хозяйствующих субъектах, намного меньше по объему, чем просто в буквенном написании. Поэтому кодами пользоваться очень удобно, и они обязательны для предприятий.

Итак, мы выяснили, что нет особого ОКПО для ИП, этот код присваивается всем организациям и предприятиям, ведущим хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Это все виды обществ – ООО, ЗАО, ОАО, это индивидуальные предприниматели, а так же филиалы, дочерние предприятия, некоммерческие организации, благотворительные фонды, представительства, все организации, работающие без образования юридического лица.

Надо отметить, что ОКПО присваивается отрасли хозяйства, а не лично организации, поэтому у предприятий, занимающихся одним делом, могут ОКПО совпадать. Не надо пугаться, увидев у своего конкурента такой же номер ОКПО. Присваивается ОКПО в момент регистрации и будет отражен уже в вашей первой выписке из ЕГРИП. Именно оттуда вам нужно его взять в случае требования. ОКПО индивидуального предпринимателя – это большой номер, состоящий восьми или из десяти цифр, где последняя цифра – это контрольное число, а все впереди стоящие – порядковый номер отрасли.

ОКПО, как уже было сказано, указывается во всех документах, где требуются реквизиты предприятия. Это и договоры, и соглашения, и все изменения и дополнения, и разрешительные и лицензионные документы. А так же это многочисленных бухгалтерские документы: счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, различные отчеты в проверяющие организации и многое другое. А что же делать предпринимателю, если в его деятельности произошли изменения? Надо просто подать заявление в органы статистики и пройти перерегистрацию. Вам будет присвоен новый код. Если вид деятельности не изменился, а изменилась форма собственности предприятия (было ИП, а стало ООО), то код ОКПО менять не надо.

Если вы по каким-то причинам потеряли свой код ОКПО, то вы можете написать письмо с запросом на выдачу вам кода в информационном письме от филиала Росстата в вашем населенном пункте. Такое письмо будет для вас одним из главных документов в отношении статистических данных. В этом письме будет так же указан ОКАТО, коды ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС. Они вам могут понадобиться при работе с очень требовательными партнерами, при заключении с ними договоров. Сохраните это письмо и все коды у вас всегда будут под рукой.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

ИНН – это цифровой код, призванный упорядочить учет налогоплательщиков в Российской Федерации. Этот номер присваивается всем, кто обязан платить налоги, то есть всем без исключения гражданам и юридическим лицам. Этот номер у каждого свой, независимо от возраста, пола, национальности, вида профессиональной деятельности и места проживания. Он присваивается один раз на всю жизнь. Даже при утере самого документа номер не меняется, а просто выдается дубликат документа. Получить второй номер на одного человека в нашей стране невозможно! Поэтому предприниматель, не образовывая юридическое лицо, должен везде указывать свой личный ИНН. Его копия прикладывается к пакету документов при открытии индивидуального предприятия, и потом, в реквизитах ИП всегда указывается именно номер физического лица, открывшего ИП. Надо отметить, что организациям ИНН присваивается с 1993 года, ИНН индивидуального предпринимателя введен в 1997 году, а всем гражданам России начали присваивать ИНН с 1999 года.

За получением ИНН физическим лицам сейчас можно обратиться в налоговую инспекцию при рождении ребенка. И ему уже в этом возрасте выдадут этот документ, который он должен будет хранить всю жизнь. Этот ИНН состоит из 12 цифр, первые две означают код субъекта (области, края, республики), вторые две цифры – это код налоговой инспекции, в которой получается ИНН, следующие шесть цифр – непосредственно номер плательщика, и последние две – контрольные цифры.

Индивидуальным предпринимателям надо использовать свои личный ИНН, который они получили ранее. Но, если он не получался до этого момента, то надо обязательно сначала получить ИНН, потом уже подавать документы на регистрацию предприятия. Некоторые источники утверждают, что предпринимателю можно подать одновременно два документы – на ИНН и на ИП, и налоговая обязана их принять. Но в правилах оформления заявления на регистрацию ИП говорится очень четко – надо приложить копию ИНН, и есть приписка – в случае его (свидетельства) наличия. Но налоговики делают все, чтобы не допустить путаницы и зачастую устанавливают свои правила, которые, надо сказать, небезосновательны. Решайте сами, что вам выгоднее: конфликтовать с налоговой или отложить получение свидетельства о регистрации ИП на неделю.

А вот юридическим лицам присваивается свой ИНН, который принадлежит только обществу в целом и никак не привязан к конкретному человеку. С 2005 года введены отдельные номера для налогоплательщиков – иностранных фирм. Их отличают первые цифры номера – 9909.

Но вернемся к предпринимателям и напомним, что они в своей работе используют свой личный номер налогоплательщика. Где его получать, определить очень просто. По месту прописки физического лица всегда есть налоговая инспекция, туда и надо обратиться. С собой надо иметь только паспорт. После подачи заявления в течение пяти рабочих дней вам выдадут свидетельство о присвоении ИНН. Если даже в эти пять дней попадают выходные, то вся процедура у вас займет 7 дней. Поэтому весь процесс получение максимально уложится в неделю. Сейчас любому физическому лицу старше 18 лет могут по его желанию внести запись о ИНН в паспорт на 18-ую страницу. Будет указан его номер, кем выдано свидетельство и его код и дата выдачи.

Заказать ИНН можно так же на сайте налоговой инспекции. Сейчас все больше операций проходит через интернет. Это очень удобно. Не каждый предприниматель может грамотно заполнить заявление в налоговой. А при оформлении его на сайте можно спокойно сесть, сосредоточиться, рассмотреть внимательно все графы, разложить свои документы, с которых будет взята информация для заявления. После того, как вы заполните заявление на сайте и отправите на общий сервер, вам на электронную почту придет письмо о том, что ваши данные приняты в работу. Как только документ ваш будет готов, вам так же поступит письмо с указанием адреса налоговой, номера кабинета, где надо будет получить ИНН, время работы и приемные дни.

Так же в личном кабинете на сайте налоговой инспекции можно узнать свою задолженность по налогам, информацию о начислениях. На этом информационном ресурсе есть много полезных функций, надо просто один раз изучить их и в дальнейшем пользоваться, это очень удобно, быстро, и тогда у вас не возникнет проблем при оформлении разных документов.

Чем же выгодно иметь ИНН индивидуального предпринимателя? При указании ИНН не надо больше указывать никаких персональных данных налогоплательщика. ИНН ускоряет обработку ваших данных и исключает возникновение ошибок при напечатании. А сокращение сроков при оформлении бумаг дает предпринимателям возможность больше времени уделять работе, а не бумаготворчеству.