Как принять решение?

Индивидуальному предпринимателю приходится очень часто принимать решения. Это могут быть ежедневные маленькие решения, а так же глобальные, которые могут изменить ход всех дел и даже направление всего бизнеса. Но иногда сделать выбор бывает очень трудно по многим и самым разным причинам. В этой статье мы расскажем о том, как правильно принять решение, чтобы оно было максимально верным.

Сначала вам надо проанализировать, что вам мешает принимать качественные решения быстро и качественно, или может мешать потенциально. Первое, это нехватка времени для того, чтобы подумать и взвесить все «за» и «против». Второе – обилие вариантов, которое мешает проанализировать ситуацию и выбрать. Третье – незнание тонкостей дела, по которому приходится принимать решение.

Проанализируем каждую причину, поняв механизм этого процесса.

Где найти на все время

Где найти времяЭто главный вопрос, который предприниматель и любой бизнесмен задает себе регулярно. «Если бы было у меня 10 рук, — думает он, — то тогда… все 10 были бы заняты, и я мечтал бы о 20-ти руках!» Эти мудрые рассуждения я услышала однажды от торговки семечками на рынке, но их можно отнести к любому человеку, который работает на себя и даже к некоторым, которые трудятся на хозяина. И этот фактор никак не зависит от размера бизнеса, космические ракеты производятся, или идет торговля семечками стаканами. Если человек неправильно организует свое время, то ему всегда будет его не хватать.

Итак, первое правило хорошего бизнесмена, предпринимателя, или просто руководителя: хороший руководитель всегда делегирует свои дела, никогда он не рвется все делать сам. Лучше 1 раз научить сотрудника делать что-либо, потратить на это час-два, но потом вы год-два, а то и десять, сможете только контролировать результат.

Второе правило: планируйте свой день. Понимаю, что это крайне трудно, потому что в течение дня возникает масса проблем, которые являются сиюминутными, то есть возникшими здесь и сейчас, и требующими решения. К примеру, сидите вы с утра за написанием стратегии работы на год, вы запланировали эту работу еще неделю назад, она очень важна для всего вашего предприятия. Но тут заходит ваш заместитель и сообщает, что поставка цемента сорвалась и у вас целая бригада простаивает. Вы срываетесь и бегом несетесь договариваться о новой срочной поставке с другой фирмой и даете другую работу бригаде, пока не подвезут цемент. В результате ваша стратегия не доделана и вы не приняли решения о том, как вы будете развиваться далее.

Что надо было делать, и как правильнее было бы поступить? Вспоминаем правило 1. Надо было поручить своему заместителю, найти новую фирму-поставщика, и ему же надо было дать задание найти работу для бригады. А потом он просто зашел бы к вам на 3 минуты и отчитался о сделанном. Вот это и есть делегирование.

Во втором случае написание плана на день имеет смысл, в первом – оно совершенно бесполезно.

А теперь переходим к планированию. Возьмите листок бумаги и заполните такую таблицу. Мы заполним нашу таблицу, как пример, совершенно обычными делами.

Дело Срочность Важность
Составить финансовую смету нового проекта
Провести переговоры с новым сотрудником
Отсмотреть образцы нового сырья
Подписать приказы по кадрам
Посетить выставку стройматериалов
Подготовить рекламный текст для статьи
Заказать буклеты для менеджеров

После того, как вы написали все свои дела на день, вы во второй графе ставите слова «Срочно» или «не срочно», в третьей – «важно» или «не важно». Это, к примеру, распределилось так:

Дело Срочность Важность
Составить финансовую смету нового проекта срочно Важно
Провести переговоры с новым сотрудником Не срочно Важно
Отсмотреть образцы нового сырья Не срочно Не важно
Подписать приказы по кадрам Не срочно Важно
Посетить выставку стройматериалов Срочно Не важно
Подготовить рекламный текст для статьи Срочно Не важно
Заказать буклеты для менеджеров Не срочно Не важно

Далее мы рисуем вот такую картинку.

Важно Не важно
Срочно Финансовая смета Посетить выставку
Рекламный текст
Не срочно Переговоры с новичком Посмотреть образцы
Подписать приказы Буклеты для менеджеров

Что же нам теперь делать с этим красивым чертежом? Все очень просто.

Левый верхний квадрат «срочно-важно» — это, что крайне важно сделать самому!

Правый верхний содержит дела, которые можно с успехом делегировать, но сделать это надо очень срочно.

В нижнем левом углу написаны те дела, которые надо оставить себе, но перенести на вечер или лучше всего на завтра.

И в нижнем правом углу написаны у вас те дела, которые надо отдать для выполнения другим со сроком сдачи отчета о работе через день-два.

Итак, в конце дня, который вы расписали таким образом, у вас оба верхних квадрата будут выполнены, оба нижних перейдут в план завтрашнего дня, только левый вам надо будет сделать самому, а правый — проверить выполнение. Таким образом, вы уходите от суеты и ненужной траты времени. У вас остается предостаточно времени, чтобы сеть спокойно и подумать над принятием важных решений.

Как принять правильное решение из множества?

Часто бывает так: у одной проблемы есть много вариантов решения. В одном решении есть плюсы, но есть и минусы, в другом точно так же, но плюсы и минусы другие, а в третьей вообще огромное число плюсов, но и минусов не меньше. Тогда голова идет кругом и совершенно не понятно, какой выбор сделать. Самое неправильное в такой ситуации, обращаться за советом к команде единомышленников. Конечно, их мнение важно, но откуда вам известно, что в их головах сложатся те пазлы, которые никак не могут сложиться у вас? Поэтому предлагаем вам простое и очень эффективное решение проблемы.

Существует таблица, заполнив которую, вы сможете определить, какое решение лучше. Предположим, вы никак не можете выбрать из трех поставщиков сырья – ситцевой ткани для пошива спецодежды. Каждый из них предлагает какие-то прелести своей ткани, но в целом непонятно, кого выбирать. Помните, как у Чехова: «Вот если бы нос Ивана Ивановича, да приставить к деньгам Ивана Петровича…» И тогда это было невозможно, и сейчас. Поэтому придется выбрать и принять решение. Заполняем таблицу.

Качества 1 поставщик 2 поставщик 3 поставщик
Цена
Качество
Цвет
Плотность
Доставка
Форма расчета
Возможность изменений в заказе

Итак, в этот шаблон вы впишите свои качества поставщиков, но в примере мы рассмотрим эти. Мы будем проставлять в каждой ячейке баллы по 10-балльной системе по каждому отдельному параметру. К примеру, цена 1 поставщика 200 рублей за метр, 2 поставщика – 180 рублей за метр, 3 поставщика – 210 рублей. Следовательно, первому поставщику мы ставим 8 баллов, второму 10 баллов, а третьему – 7 баллов. Так же поступаем и по остальным параметрам.

В графе «Форма расчета» может быть сразу все десятки, если у всех есть и наличный и безналичный расчет. А вот «Возможность изменений в заказе» у всех разная, кто-то легко меняет на ходу объем заказа, а кому-то необходимы длительные согласования. Изначально, конечно, придется все это разузнать у поставщиков. Итак, предположим, таблица заполнена следующим образом.

Качества 1 поставщик 2 поставщик 3 поставщик
Цена 8 10 7
Качество 10 8 10
Цвет 7 5 8
Плотность 9 7 10
Доставка 10 3 10
Форма расчета 10 10 10
Возможность изменений в заказе 8 8 6
Итого. 62 51 61

После подсчитываем баллы, которые набрали ваши потенциальные партнеры. Получилось, что больше всего баллов у первого поставщика, третьего можно иметь на подхвате, а со вторым лучше дела не иметь. Вот вы и приняли решение. Согласитесь, что это не так уж и сложно. Главное, найти время для того, чтобы все спокойно обдумать.

Незнание тонкостей дела

Где найти специалистаЕсли вам приходится принимать решение по вопросу, в котором вы не очень хорошо разбираетесь, то здесь вам придется туго, и лучше прибегнуть к помощи специалиста. Как же понять, что этот самый специалист советует вам верно? Раньше я очень часто слышала такую поговорку от деловых людей «Хочешь сделать хорошо, сделай сам». А как же быть предпринимателю? Ну не делать же ему все самому, мы уже это поняли. А ответ на этот вопрос так же прост, как и на предыдущий. Рассмотрим на примере.

Вы приходите в рекламное агентство и заказываете рекламный ролик. Вам сделали три варианта и предлагают выбрать тот, который вам больше нравится. Предположим, это честное рекламное агентство и оно предоставляет право выбора и оплаты за тот, который пойдет в работу. Как выбрать в том, что вы профессионально не понимаете? Вы, конечно, можете оценить на уровне «нравится – не нравится». Но разве это будет работать и приносить доход?

Оглянитесь вокруг. Возможно, даже в этом агентстве, а может и в другом, но которому вы доверяете, есть человек, который может стать вашим личным менеджером по рекламе. Предложите ему сотрудничество и 0,05% от прибыли в каждом месяце, когда он ведет рекламные кампании. Высчитайте, чтобы эта зарплата составляла определенную сумму, а в случае повышения ваших оборотов от продаж поднимется и зарплата, это же процент! Уверяю вас, что менеджер тут же посчитает в уме свою выгоду и будет вам делать профессиональные ролики, и размещать их на тех носителях рекламы, на которых это действительно выгодно, а не где у агентства «дыры». Это такой же аутсорсинг, только нелегальный. Вы ведь не будете брать такого сотрудника на работу. Вы просто его будете премировать «от чистого сердца». Я не призываю нарушать закон и использовать труд без оплаты налогов, я призываю работать над принятием правильных решений. А вы уж сами, дорогие читатели, решите, что для вас выгодно.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что в любом консультировании важна мотивация. Кстати, она может выражаться и не в деньгах. Может быть, вы этому сотруднику будете машину бесплатно мыть на вашей мойке, может быть, каждый день он будет получать бесплатную пиццу. А может, просто, вы его визитки разложите у себя в офисе и будете его всем рекомендовать. Способов много, а решение за вами. Надеюсь, что теперь вы его примете по всем правилам!


Технологии принятия решений — непростая и важная для любого руководителя тема. Елена Малькова, бизнес-тренер и консультант, предложила участникам программы разобрать эту сложную тему на примере кейса. В процессе работы участники освоили несколько технологий, помогающих разложить принятие решений на четкие этапы. Пройдя все эти этапы и прислушавшись к интуиции, каждый человек сможет принять эффективное решение.


морозостойкие доводчики