Лицензирование предпринимательской деятельности: Россвязькомнадзор

В соответствие с российским законодательством, для того, чтобы вести некоторые виды деятельности, индивидуальному предпринимателю необходимо получить на то разрешение в виде документа под названием «лицензия». Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности осуществляют несколько госструктур. Для получения лицензии надо направить пакет документов в орган по выдаче лицензий, причем у каждой группы видов деятельности он свой. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, расскажем, куда надо обращаться и какие документы надо иметь при себе, чтобы они были рассмотрены, и было принято положительное решение о выдаче лицензии.

Реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Этот вид лицензий выдает Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязькомнадзор). Такой вид лицензий выдается на 5 лет (совсем недавно отменили лицензии на 10 лет).

В пакет документов, которые необходимы для подачи, входят:

  • свидетельство о регистрации ИП,
  • свидетельство о постановке на налоговый учет и присвоение ИНН,
  • коды Госкомстата,
  • выписка из ЕГРИП (срок получения с давностью не более 1 месяца),
  • все свидетельства об изменениях, которые вносились на протяжении всей деятельности ИП.

Все вышеперечисленные документы должны быть заверены нотариально, выписку из ЕГРИП можно заверить в налоговой. Далее вы должны будете приложить подлинник и копию платежного поручения об уплате госпошлины за рассмотрение пакета документов, сумму и реквизиты можно узнать на сайте Россвязькомнадзора.

Теперь переходим к документам, которые можно заверить внутри ИП, то есть бесплатно и самостоятельно. Это приказ о назначении директора фирмы, справка об открытии расчетного счета в банке (если у ИП такового нет, то надо открыть), полный перечень технической базы, которая находится в распоряжении ИП, список сотрудников, которые будут трудиться над реставрацией, их образование, опыт работы в сфере реставрации не менее 5 лет. Кроме краткой справки с этими данными надо приложить все копии документов (дипломов, курсов, трудовых книжек).

Средства массовой информации

Для работы в этой сфере требуется разрешительный документ, который называется «Свидетельство о регистрации СМИ». Таковое оформляется перед открытием газеты, журнала, и других печатных изданий, а так же на электронные периодические издания (новостные сайты и пр.), телепрограммы, радиопрограммы, кинохроникальные программы, видеопрограммы, аудиопрограммы. Такое же свидетельство необходимо для работы информационного агентства.

Для сбора пакета документов требуется определиться, кто будет учредителем СМИ. Ничего общего с юридическим понятием «учредители общества» здесь нет. Учредителем СМИ может быть любой гражданин, объединение граждан (в том числе и общественное), предприятие, организация, учреждение, любой государственный орган или служба.

Если СМИ будет выходить регулярно и тиражом более 999 экземпляров, то необходима регистрация. В противном случае лицо, издающее СМИ, может быть привлечено к ответственности по закону. Учредителем СМИ не может выступать иностранное лицо, группа лиц, чья деятельность противоречит закону, лица, не достигшие 18 лет.

Для того, чтобы сформировать пакет документов на регистрацию СМИ, надо приготовить вот такие бумаги:

  • заявление на регистрацию СМИ установленного образца (на сайте Россвязькомнадзора),
  • свидетельство о регистрации ИП,
  • приказы о назначение директора и главного редактора СМИ,
  • коды ОКВЭД,
  • Свидетельство ИНН,
  • Свидетельство ОГРН,
  • выписка из ЕГРИП (не старше месяца).

Все эти документы заверяются печатью ИП (вот одно из преимуществ работы с печатью), директор подписывает все документы. Далее оформляется доверенность на то лицо, которое будет сдавать документы, если это делается лично, если пакет пересылается по почте, то достаточно приказа на возложение оперативного руководства, то есть о назначении директора. И финальный документ – платежка на уплату пошлины (образец и сумма на сайте).

Да, одно небольшое дополнение. Любое СМИ имеет свое название. Так вот прежде, чем вы подадите пакет документов на рассмотрение, позвоните в местное отделение Россвязькомнадзора, договоритесь о том, чтобы они проверили ваше придуманное название для СМИ по реестру названий. По правилам, новое название не должно совпадать с существующим. Если вы предварительно не проверите, а оформите пакет с заявлением на существующее название, то документы вам вернут и в регистрации откажут.

Вы, конечно, придумаете другое название, вновь отошлете документы, но пошлину вы должны будете оплатить еще раз. А есть и второй раз вы не попадете в цель с названием? Зачем же «тыкать пальцем в небо», когда можно по-человечески договориться и послать по электронной почте инспектору службы несколько придуманных вами названий. После того, как около незанятых вариантов инспектор поставит галочки, вы определитесь с окончательным названием и подадите документы именно на него.

После предварительного согласования и проверки документов, вы должны будете дослать устав редакции (не путать с уставами ООО!) и приказ на назначение главного редактора СМИ.

Если вы оформили свидетельство на регистрацию печатного СМИ, то на этом ваша работа по получению разрешительных документов закончена. А вот если вы открываете радио или телевидение, то в этом же органе, в Россвязькомнадзоре, вам надо получить лицензию на вещание. К этому времени вам должна быть известна частота, на которой вы будете транслировать свою программу в эфире.

Это уже более серьезная работа, потому, что вам нужно будет создать свою программную концепцию вещания. Самое простое в этом решение – выбрать любой центральный радио или ТВ канал, заключить с ним вещательный договор на ретрансляцию этого программного продукта, но с вашими вставками (местные новости, реклама, музыка и пр).

В этом случае вам надо будет взять от вещателя его свидетельство о регистрации СМИ, лицензию (копии, конечно), а так же составить предварительный договор в трех экземплярах. Один будет храниться у вас, один у вещателя, третий вы положите в пакет документов на свою лицензию. Образец программной концепции вещания надо так же скачать на сайте Россвязькомнадзора, заполнить ее своими параметрами и цифрами.

Кроме этих документов надо будет продублировать те, что вы отсылали на регистрацию, включая копию полученного свидетельства о регистрации СМИ, и новую платежку за рассмотрение пакета документов. Когда комиссия примет решение о выдаче вам лицензии, то вам придет письмо по почте, где будет сказано, что вам надо перечислить на счет Россвязькомнадзора 16 тысяч рублей (или уже больше, уточните на сайте) за печать бланка лицензии. Лицензию вы получите по почте.

После получения вещательной лицензии вы можете приступать к оформлению пакета документов на связную лицензию, потому что для вещания в эфире надо две лицензии – на программный продукт и на сооружение связи (ваше дорогостоящее оборудование для приема сигнала со спутника и распространения его на территории вашего вещания).

Лицензии на услуги связи

Их выдает также Россвязьнадзор, так что общаться вам придется все с тем же инспектором, если появятся вопросы. Сразу скажу, что получить этот вид лицензий намного сложнее самостоятельно, потому что требуется оформление схем вещания, прохождение сигнала, обладать навыками связиста и ориентировать в терминах. К примеру, направленность антенны бывает круговая и поляризованная, а бывает и вовсе ненаправленная. Чтобы заполнить эти графы в заявлении, надо знать хотя бы, что такое антенна, как она выглядит и для чего она существует в вашей схеме связи. Для этого, если сами затрудняетесь, наймите специалиста, или пусть вам поможет сотрудник местного ОРТПЦ, они, как правило, хорошо идут на контакт по причине невысокой зарплаты.

Услуги связи оказываются самые разнообразные. К ним относятся телематические услуги, местная телефонная связь, междугородняя и международная связь, телефонная связь в выделенной телефонной линии (связи), внутризоновая телефонная связь, местная телефонная связь с использованием таксофонов, телефонная связь с использованием средств коллективного доступа, связь для передачи голосовой информации, связь персонального радиовызова, телеграфная связь, подвижная радиосвязь в выделенной сети, подвижная радиотелефонная связь, подвижная спутниковая связь, предоставление каналов связи, кабельное вещание, эфирное вещание, проводное радиовещание, почтовая связь.

Если вы нашли свой вид деятельности в этом списке, то вам следует обращаться в Россвязькомнадзор. Лицензия может быть выдана на 5 лет. Когда они будут подходить к концу, но не ранее, чем за 3 месяца, надо будет подать документы на продление лицензии, и сделать это намного проще, если вы не нарушали все 5 лет лицензионные условия.

Для подачи документов на связную лицензию вам надо будет самостоятельно, либо с помощью специалистов, разработать схему организации сети связи. Это документ, где в виде квадратиков нарисуете РРЛ, приемное и передающее устройство, студию или офис, аппаратуру, систему прокладки кабеля или направление сигнала со спутника.

Далее вам надо будет заказать в местном РЧЦ справку под названием «Расчет зоны покрытия сигналом и количества проживающих в ней». Вам нарисуют красивую карту вашей местности и очертят зону, куда ваша услуга связи может попасть.

Следующий технический документ – описание услуг связи. Здесь вы словами должны описать, что вы хотите, что у вас есть из оборудования и человеческих ресурсов, и как все это вместе будет работать на благо родной страны и ее экономики. Кстати, экономический расчет вам надо приложить отдельным документом. Это ваш бизнес-план, несколько в сокращенном виде, но с точным расчетом срока выхода вашего вещания на прибыль и сумм налога, который будет попадать в казну ежегодно. Можете немного лирики приписать, насколько вам важно, чтобы население получало вашу услугу связи и как ему сейчас плохо без нее.

Следующий документ – описание каждого из узлов сети связи, каждого прибора: передатчик, РРЛ, кабельное хозяйство и пр. Указывайте производителя, дату выпуска, марку, тип, прилагайте все сертификаты соответствия, которые вам дадут производители вашей техники.

Кроме этих документов готовьте все те, что вы собирали в пакет для свидетельства о регистрации СМИ. Обращаю внимание, что Россвязькомнадзор любит менять условия лицензирования, документы в пакете, даже имена и фамилии руководителей, которым вы будете писать сопроводительные письма. Поэтому, если вы не пользуетесь услугами фирмы-посредника, а собираете все сами, зайдите на сайт этой федеральной службы, скачайте еще раз список документов и образцы их заполнения. В этом случае будет больше гарантий, что пакет документов не вернется к вам с отказом.

Продолжение статьи о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности — по этой ссылке.

Е.Щугорева

В предлагаемом видео рассказано о процедуре получения лицензий на услуги связи (в т.ч. лицензии на телематические услуги связи) при работе с компанией «ТелекомКонсалтинг»: