Книжный бизнес

Книжный бизнесПродажа книг в нашей стране совсем практически исчезла в начале 2000-х годов, и на данный момент резкого взлета не наблюдается. Но развитие этого направления сейчас начинает оживать, потому что, как выяснилось, у нас люди любят читать, и не все могут читать электронные книги. Статистические данные свидетельствуют о том, что каждый пятый житель среднего российского города любит читать бумажные книги и покупает их регулярно.

Следовательно, чтобы открыть книжный бизнес, надо проживать и работать в городе с количеством проживающих не менее 250 тысяч человек. Именно в этом случае дело будет развиваться, и приносить стабильный доход. Если в вашем городе меньше проживающих, то старайтесь охватить близлежащие населенные пункты, то есть придется создавать сеть магазинов. Это сложнее, зато гарантирует вам прибыль.

Начинать создавать книжный бизнес следует только тем предпринимателям, которые знают литературу, разбираются в произведениях, авторах, могут красиво рассказать краткое содержание книги, могут понять, что интересует человека и посоветовать ему что-либо. Для тех, кто увлекается чтением и коллекционированием книг, очень подходит это занятие. Бизнес на основе любимого дела всегда развивается легче. Но к этим знаниям надо добавить обязательность, внутреннюю системность и коммерческую грамотность. Качества эти можно в себе выработать, приобрести в процессе работы. Следовательно, после написания бизнес-плана вы можете приступать к деятельности и активно обучаться и консультироваться.

Предупреждение это звучит не просто так. Все книгочеи относятся к разряду творческих людей, поэтому им сложно грамотно организоваться самим и организовать других. Сосредоточьтесь на бизнесе в целом, соедините в своем мышлении деловую составляющую и свою любовь к литературе. Только тогда можно будет вести прибыльный грамотный бизнес.

Стартовый капитал

Этот вид бизнеса не требует большого стартового капитала, но, тем не менее, он должен быть. Рассмотрим, из чего он складывается. Первое – аренда помещения. Подберите себе такое место, которое будет располагаться в месте с большим человеческом потоком, то есть там, где высокая проходимость. Или даже внутри таковых мест. Это могут быть торговые центры, рынки, центральные улицы города. Также хорошо располагать книжные магазины около больших учебных центров, ВУЗов, школ, детских развлекательных центров. Словом, вам интересны места, где бывают ваши потенциальные клиенты.

В аренду берется помещение, состоящее из большого зала для книг, где их будут смотреть клиенты. Также нужен небольшой склад и служебное помещение, лучше всего, если это будут внутренние помещения без окон. А вот зал, напротив, должен иметь большие окна, которые будут еще и витринами. Для них можно будет заказать большие постеры с рекламными изображениями, а можно будет придумать красивые витринные полки и выставлять новинки и самые интересные книги. Подыщите несколько таких помещений и сравните цены. И в этом вопросе далеко не самое дешевое надо выбирать, самые лучшие места в проходимых зонах стоят всегда дорого, но и отдача от магазина будет намного больше.

Книжный стеллажВторая статья расходов – покупка торгового оборудования для книжного зала. Вам нужны полки разных форматов, ширины, высоты. Подбирайте модульные полки, чтобы можно было их поставить в комнату любого размера, используя все пространство. Модули можно установить как у стен, так и посередине зала, создав крестообразные книжные витрины, квадратные, даже в форме звезды. Это очень сильно позволит сэкономить пространство и увеличить полезную площадь. Обязательно все отобразите все вначале на эскизе в масштабе, чтобы иметь реальное представление о количестве необходимых модулей и том пространстве, которое останется для посетителей. Для них нужно создать комфортную атмосферу и толкать друг друга около полок они не должны.

Многие книжные магазины, обладающие большой площадью, устраивают места для чтения между полками. Это отлично способствует повышению продаж. Каждый покупатель может спокойно взять книгу в руки и начать ее читать за столиком. Это поможет ему правильно сориентироваться и купить нужную книгу.

На первый взгляд может показаться, что такие клиенты могут быстро распознать, что книга эта им не нужна, и продажи в общем снизятся. Это совершенно неправильный взгляд. Покупатель, купивший понравившуюся книгу, будет ею максимально доволен. И степень удовлетворенности будет намного выше, чем, если бы он купил три книги, но две из них были бы бесполезны для него. Это означает, что лояльность к вашему магазину у него будет высокой, и он придет к вам еще и еще раз. Он превращается в постоянного покупателя, что в соответствии с воронкой продаж, намного ценнее, чем «одноразовый» клиент. Следовательно, зоны для чтения существенно повысят вашу прибыль, поэтому надо будет купить два-три красивых столика, стулья. После этого вам надо будет еще приобрести ресепшен, где будет размещаться касса.

Далее – изготавливайте красивую и заметную вывеску. К тому времени вы уже должны придумать название своего магазина, которое будет отражать смысл вашей торговли. Вывеска должна содержать как буквенные элементы, так и художественные, поэтому закажите какому-либо дизайнеру изготовление логотипа компании. Это так же будет статьей расхода, вносите ее в бизнес-план и увеличивайте на эту сумму стартовый капитал.

Многие предприниматели решают – нужна ли дорогостоящая подсветка вывески или нет. Посмотрите, какую аудиторию вы ждете у себя? Эти люди свободны в течение дня или работают? На основании этих данных вы определите, до которого часа будет работать ваш магазин. Если до 17-18 часов, то подсветка на первых этапах и не нужна. Если до 20-21 часа, то надо ее устанавливать.

Следующий этап расходов – закупка книг. Спланируйте, какой ассортимент вы хотите продавать. О выборе мы поговорим ниже, на данный момент вам надо уяснить цифру, сколько денег вы готовы потратить на закупку книг. Для этого надо найти сначала поставщика и узнать его цены. Продавать вы будете со своей торговой наценкой, ее определяют в границах от 10 до 30 процентов. Это все расходы, которые вам предстоят, сумма их и будет вашим стартовым капиталом.

Виды книг, ассортимент

Если вы перед определением ассортимента проведете социологическое исследование, то бизнес ваш будет развиваться намного активнее. Узнайте процентное соотношение ваших будущих покупателей по возрасту, по социальному статусу и по интересам. Для пожилого населения надо будет приобрести популярные детективы, классическую литературу, справочники по огороду, саду, кулинарии, календари отрывные, литературу по здоровью. Для среднего возраста – любовные романы, сборники юмора, литературу обучающую, к примеру, по бизнесу, маркетингу, психологии, социологии, по воспитанию детей и пр. Так же хорошо расходятся различные гороскопы, книги по рукоделию, справочники по ведению домашнего хозяйства.

Обязательно должна быть детская литература по всем возрастным категориям – от 0 до 2 лет, от 2 до 5, подготовительная к школе и художественная детская литература. Для школьников не стоит брать книги с произведениями по программе литературы. Лучше взять дополнительную литературу и обучающие пособия. Кроме этого надо сделать закупку учебников для всех классов, разнообразные тетради и пособия. Только вначале пройдите по школам и поинтересуйтесь, по каким программам обучают детей и заказывайте именно эти учебники.

И не забывайте о развлекательных книжках, это сканворды, кроссворды, детские раскраски, подарочные буклеты, открытки. Так же можно предлагать покупателям и канцтовары, тетради, ручки, карандаши и многое другое.

Дополнительные услуги

В книжном магазине можно проводить различные мероприятия, которые станут элементом продвижения ваших книг. Это детские праздники с викторинами на знание литературных героев, театрализованные конкурсы со сценами из книжек, которые расскажут о завязке произведения, а развязку дети могут прочитать самостоятельно, купив книгу в магазине.

Вы можете устроить у себя в книжном магазине музыкально-литературный салон для взрослых любителей искусства. Приглашайте местных актеров для чтения сцен из книг, музыкантов для демонстрации лучших произведений известных классических авторов, поэтов для чтения своих стихов и стихов известных поэтов, что будет помогать продавать их книги.

Очень хорошо, если у вас получиться организовать стол заказов и доставку книг на заказ. Люди смогут получить заветную книгу, и вам не надо будет тратить свои деньги на предварительную закупку целой партии. Если у вас есть возможность создания электронной версии своего магазина, то надо это обязательно сделать. Разместите там фотографии книг и краткие аннотации к ним. Можно указать и стоимость. При электронном заказе можно доставлять книги домой клиенту. Все зависит от ваших вложений в создание модели сайта и ее реализации, от мощности платформы и многих технических факторов. Вам лично надо только создать подробное описание того, что вы хотите на нем увидеть, и передать этот документ исполнителю-программисту.

Набор персонала

В первое время вы будете самостоятельно работать с клиентами, встречать их, отправлять к нужным полкам, рассказывать о том, что еще им было бы хорошо купить, для полноты изучения темы. Примите на работу двух-трех учеников, которые впоследствии будут стоять в зале в качестве консультантов. Пусть они сначала смотрят, потом начинают вам помогать, а потом приступают к самостоятельной работе. Таким продавцам хорошо назначить процент от проданных ими книг, если вы придумаете как фиксировать кто что купил и по совету какого консультанта. Все сотрудники вашего магазина должны любить книги, разбираться в них, и много читать. Только в этом случае они смогут убедить клиентов в необходимости покупки той или иной книги.

Е.Щугорева