Практика полезных привычек
Для каждого бизнесмена развитие своего дела начинается с работы над собой. Постановка цели, достижение, ответственность – все эти качества вырабатываются, срок этого процесса индивидуален. Главное – осознать необходимость повышения лично эффективности. Работа над собой в этом плане сейчас значительно упрощена. Существует огромное количество источников знаний, написаны книги, созданы обучающие фильмы, проходят курсы и тренинги, вы можете выбрать наиболее приемлемый вариант обучения. Но эффективнее всего проходит самообучение, когда вы доходите до всех необходимостей и инструментов их осуществления, как говорится, своим умом.
Все успевать на самом деле можно, если четко планировать. Но нельзя забывать, чтобы сил на все хватило, надо отдыхать. В течение дня обязателен обед и отдых не менее часа, и каждый час – 7-10 минут перерыв. Только не на перекур, а для смены вида деятельности. Найти время на все вам помогут полезные привычки. Это залог повышения вашей эффективности.
Постановка целей
Ставить цели необходимо с точки зрения стратегии, тактики, но эти слова характеризуют ваши цели на длительные сроки. А успевать вам хочется все – каждый день. Чтобы это реализовать, ставьте цели на каждый день. Вечером сядьте за стол, возьмите свой блокнот, и напишите все, что хотите сделать завтра. Если задач много, вы обязательно забудете что-либо, потом будете опять страдать от того, что вы не соответствуете принятым нормам. Такие чувства не желательны, поэтому постарайтесь выполнять все дела из блокнота.
Делим дела
Вторая важная привычка – разделение дел. Распределяем их на три категории: быстрые (выполнять срочно, не дольше 30 минут), средние (2-4 часа), долгие (несколько дней). На каждый день планируйте одно долгое дело, два-три средних и мелких, то есть быстрых – сколько успеете, старайтесь больше.
Встаем пораньше
Кто рано встает – тому Бог подает, — не просто народная присказка. Действительно, самое продуктивное время – с 7 до 9 утра, пока все, кто вас может отвлечь от дел, еще к ним не приступил. Наибольший объем задач можно выполнить именно в это время. Поэтому вставайте раньше, но по выходным позволяйте себе поспать. Увидите, что и в эти дни вы будете вставать в ранние часы.
Увеличивайте скорость
Теоретики бизнеса рекомендуют предпринимателю в течение дня наращивать скорость выполнения работы. То есть не сидеть и не думать – как же сложно выполнять ту или иную задачу. Просто вставать и делать. Практика показывает, что это совершенно верно. Так же можно убеждать себя, что вы сделаете только малую часть задачи, потом другую часть, и так далее, до выполнения всей работы. Но еще жизнь нам показывает одно правило. Бывают дни, когда все горит в руках, и выполнение работы происходит очень быстро. Но бывает такое время, когда никак невозможно заставить себя приступить к работе. Насилие не помогает, и даже если все-таки начать работать, ничего хорошего не получится. Привычка, которую следует воспитать для пользы в бизнесе: делать все с вдохновением, настраивать себя на успех и творческий подход.
Не начинайте два больших дела сразу
Планируйте только одно большое дело. Разброс по глобальным задачам не приведет к желаемому результату ни в одной из областей. Кроме того, будет накапливаться усталость, стресс, нехватка времени будет ощущаться еще больше, и прибавиться чувство разочарования от неудачи, подорвется уверенность в своем таланте. Закончите одно дело, поставьте символическую точку, потом переходите к другому делу. По личному опыту скажу, что многозадачность настолько сильно выбивает из колеи, что потом реабилитация обходится в большие ресурсы по времени, деньгам, усилиям. Не рискуйте.
Больше читайте
Чтение вообще очень полезно, особенно по той теме, которая вам интересна. И она не всегда должна быть связана с вашим бизнесом. Это может быть любая книга, по виду вашего увлечения, хобби, просто что-то новенькое в вашей жизни. 15 минут чтения в день – отличная привычка. Больше – еще лучше, 2-3 книги в месяц достаточно для нормального саморазвития. Больше – лучше. Чтение тренирует мозг, мыслительные способности. Заменять на аудиокниги можно, но во время слушания книги вы можете заниматься чем-либо другим, и усваивание информации чаще всего не полное. Это же касается чтения в транспорте и в паузах.
Объединение дел
Если у вас намечено выполнение нескольких дел одного типа, то объедините их в один временной отрезок. Уделите этому около 3 часов, если есть такая возможность, то отдайте на выполнение эти дела своим подчиненным, отчетность о выполнении назначьте именно на то время, когда вы будете выполнять свою часть работы. Это позволит не отвлекаться, уделить максимум внимания одной теме, следовательно, получить максимальный эффект.
Решение принято!
Возьмите за правило тратить на прием решения минимум времени. Длительные раздумья не только отвлекают вас, но и тормозят производственный процесс. Начните с того, что научитесь анализировать ситуацию, выявлять плюсы и минусы ее за наиболее короткое время. Потом реализуйте свои навыки на практике. Таких упражнений много, вы без труда найдете их в книгах по бизнесу.
Нет!
Научитесь говорить нет. Не всем, не всегда. А именно тем людям, которые отбирают у вас максимум времени, и конечный результат этих занятий вам лично не полезен, никак не улучшает ваше положение, ни финансовое, ни духовное.
Хорошая копия – не вред
Найдите таких людей, которые сделали уже то дело, над которым вы работаете, и не просто сделали, а выполнили это блестяще, с перспективой на будущее. Постарайтесь познакомиться с ними, быть рядом, общаться, спрашивать, как бы они поступили на вашем месте, задавать больше вопросов и советоваться. Учитесь у них, старайтесь достичь таких же результатов. Как только вы поймете, что этот человек уже не привлекает вас достижениями, ищите другого, более успешного. Никто не говорит, что нужно «вышвыривать» их из своей жизни, просто на это общение вы будете уделять несколько меньше времени.
Себе любимому
Не забывайте, что за каждое достижение и победу вы должны себя награждать. Лучше всего – чем-то очень приятным, любимым занятием, оздоровительными процедурами, просмотром хорошего фильма, поездкой в любимое место, и даже банальным шопингом, если он вам нравится. Мораль – поработал, получи бонус. Зарплата бизнесмена стимулирует весьма условно, как правило, поэтому придумывайте свои «приятности» и никогда не оставляйте незамеченными свои победы. Дарите себе подарки!
Все реально!
Сроки, цели, задачи – все должно быть реальным. Никогда не придумывайте ничего фантастического, иначе ваш бизнес станет вашей головной болью. Ставьте реалистичные задачи, сроки их выполнения, лучше всего разделите их на мелкие шаги, и выполняйте постепенно. Это стимулирует вас к победам и дальнейшим далеко идущим планам.
Говорить или не говорить
Многие бизнес-тренеры рекомендуют озвучить своим близким людям ваши планы, чтобы потом чувствовать некую обязанность отчитаться об успешном выполнении. С одной стороны – да, обязательства стимулируют к работе. С другой стороны, многие предприниматели поэтому и уходят в «самостоятельное плавание», что не хотят ни перед кем отчитываться. Да и обнародовать свои планы не всегда безопасно, могут найтись желающие внести в них коррективы. Поэтому предприниматель сам должен решить, какую полезную привычку ему завести – говорить о планах с целью стимуляции, или не говорить никому, чтобы сохранить коммерческую тайну. Лично я давно соблюдаю «золотое» правило: говорю только о результатах, и то далеко не всем. Меньше знают, лучше спят – отличный девиз для окружающих вас людей.
Смотреть или не смотреть
И еще одну замечательную привычку нашла в рекомендациях для предпринимателей, которая меня даже удивила. Специалисты пишут: чтобы быть успешным бизнесменом, откажитесь от просмотра телевизора, особенно от программы новостей. Даже сложно представить, как можно не смотреть новости, оставаясь современным грамотным, ориентирующимся в обстановке политики и экономики, человеком. Бизнес – область экономики, его представители имеют прямую зависимость от решений правительства, других организаций и ведомств, как же оставаться не гребне волны, как конкурировать и соответствовать требованиям времени? Хорошая привычка – быть в курсе всех новостей. А как вы их получаете – выбирайте сами, читайте в интернете, слушайте радио, смотрите телевизор, покупайте свежие газеты по утрам, главное – будьте всегда в курсе!
Как оценить свою личную эффективность
Есть проверенный и простой способ оценки личной эффективности. Берем бумагу и пишем слева в столбик параметры оценки. К примеру, такие:
- Повседневные занятия
- Моя работа
- Мой бизнес
- Моя карьера
- Мои финансы
- Мои увлечения
- Мой личностный рост
- Мой спорт (физкультура)
- Мой отдых
- Мое здоровье
- Мое образование
- Мой дом
- Моя семья
- Интеллектуальное развитие
- Духовная жизнь
- Мои жизненные цели
Далее справа поставьте оценки себе по этим параметрам от 1 до 10. Подчеркиваем те пункты, напротив которых у вас поставлены десятки. Все неподчеркнутые пункты, независимо от того, какие цифры напротив них стоят, — это ваши единицы или даже нули. Потому что половинной меры в жизни и бизнесе не существует. Если у вас не все в порядке, к примеру, с образованием, то что такое 7 баллов? Это недостаточное образование, и это надо исправлять! Именно по неподчеркнутым пунктам надо работать с приложением максимума усилий, улучшать положение. Начинайте работать как можно быстрее.
Отказаться от прежних ненужных привычек и принципов, которые вы решили изменить, довольно сложно. Поэтому можно попробовать пойти другим путем. Попытайтесь отказаться от чего-либо не навсегда, а только на 2 недели. Не надо со слезами расставаться с вредной привычкой и вырабатывать полезную. Убедите себя, что это временная мера. И станет намного проще. А потом решите, стоит ли сохранять результат, понравилась ли вам новая жизнь. Потом попробуйте так отказаться от вредного и заниматься полезным на 30 дней. Это верный путь к успеху, лично мне очень помогает.
Второй способ отказа от всего негативного и приобщения к правильному и полезному – поступательное движение. Вы решили начать планировать на каждый день. Но никак не начнете. Пишем план. Купить блокнот, ручку, поставить будильник на 21.00 с напоминанием о начале составления плана на завтра, написать план, положить блокнот в рабочую сумку, на работе достать ее и положить перед собой, вычеркивать пункты. И начинайте воплощать в жизнь по одному пункту. Начните с покупки блокнота! И никакого насилия над собой, мы просто покупаем блокнот. И так далее, пока спокойно не начнете выполнять планирование каждый день.
Е. Щугорева
Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому искусству и технике речи, руководитель он-лайн школы «Оратор мастер». С ней можно связаться по электронной почте shugoreva@mail.ru или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/, Skype: lennik31vfhnf