Далеко не каждый индивидуальный предприниматель в ходе своей деятельности задумывается об издании какого-либо средства информации. Хотя на данный момент такое электронное СМИ, как сайт компании, стало очень популярным. Некоторые компании содержат сразу несколько сайтов – для внешних и для внутренних пользователей. Шаг этот оправдан по многим причинам, и в первую очередь такие СМИ необходимы для координирования и ориентирования многочисленной аудитории пользователей.
Что такое корпоративные СМИ
Корпоративные средства массовой информации – это электронные или печатные СМИ, которые служат интересам определенной компании или социальным целям – распространению важной информации для служебного или общего пользования. Корпоративные СМИ имеют огромное разнообразие. В первую очередь – это печатные издания, газеты, журналы, листовки, буклеты, и многое другое. Второй вид корпоративных СМИ – электронные средства. Здесь можно найти радиопрограммы, телевизионные программы, сайты в интернете. Если у предприятия нет средств на полноценную программу, оно производит сюжеты и размещает их в существующих городских средствах массовой информации. Для этого СМИ открывать не нужно, но содержать сотрудника с обязанностями производства корпоративной информационной продукции – необходимо. Любая корпоративная информация служит повышению имиджа компании, корпоративным интересам.
Основной признак корпоративного СМИ – отсутствие информации о других видах бизнеса, о других субъектах данного бизнеса. Учредителями корпоративного СМИ, к примеру, глянцевого журнала, могут стать несколько однопрофильных предприятий. Тогда в СМИ рассказывается об отрасли в целом и о данных предприятиях, размещается информация, которая актуальна для всех профильных предприятий, но на примере предприятий – основателей СМИ.
Выпуск корпоративного СМИ может производиться силами компании-учредителя. То есть предприятие создает отдел СМИ, который с первого момента и до выпуска готового издания или программы выполняет всю работу. Но можно обойтись и без таких крупномасштабных работ и увеличения штатов. Можно заключить договор с какой-либо редакцией на производство корпоративного информационного продукта. В денежном выражении это будет дешевле, но и контроль работы может не быть стопроцентным. Если получится найти компромисс и выстроить аутсорсинговую схему, то выгода и результат будут максимальными.
Виды корпоративных СМИ
О первом делении на виды корпоративных СМИ мы уже упомянули, это электронные и печатные. Корпоративный журнал, газета, бюллетень, каталог, корпоративная доска, корпоративный информационный лист – все это принадлежит к печатным СМИ. Электронные СМИ – это не только радио, телевидение, сайты, но и электронные версии печатных изданий, радио и телепрограмм.
Второе деление корпоративных СМИ – по той аудитории, на которую производится воздействие. Издания для сотрудников призваны повышать лояльность к компании, информировать о мероприятиях, проводимых для работников, о конкурсах профмастерства. Статьи и сюжеты в таких изданиях призваны повышать профессиональный уровень, рассказывать о новых технологиях, поощрять лучших специалистов предприятия. Второй вид аудитории, для которой могут создаваться корпоративные СМИ – это многочисленные клиенты компании. К примеру, корпоративное издание агентства недвижимости может познакомить горожан с имеющимся жилым фондом предприятия. Журнал о свойствах чая и кофе понравится клиентам магазина, специализирующихся на торговле этими продуктами. Отлично работают корпоративные СМИ для клиентов туристических компаний, глянцевые журналы, интернет-сайты, телепрограммы наиболее наглядно и ярко представляют страны и города, включенные в туры.
Компания может выпускать корпоративные издания для своих деловых партнеров. В таком журнале, газете или программе могут размещаться материалы о новинках производства, о новых технологических процессах и линиях. На такой площадке можно эффективно искать новых партнеров, поставщиков сырья или покупателей вашего товара.
И четвертый вид целевой аудитории, для которой может быть предназначено корпоративное СМИ – это профессионалы, то есть те компании, которые самостоятельно занимаются технологическими и научными разработками. Такие корпоративные издания выпускают крупные предприятия, которые лидируют в конкретной сфере экономики и производства, у которых ресурсы позволяют достойно оформлять периодическое издание.
Третье деление корпоративных СМИ – по типу финансового обеспечения. Издания могут датироваться полностью за счет своего учредителя, они также могут окупаться полностью за счет финансово-хозяйственной деятельности самого средства массовой информации. Финансирование может быть частично датируемым и частично окупаемым. Также средство массовой информации может не просто окупаться, но и приносить прибыль. Больше всего корпоративных СМИ относится к первому виду, то есть к полностью датируемым. Но стоит отметить, что есть в России такие издания, которые из простых корпоративных превращаются в большие издания с общей направленность, становятся довольно популярными, привлекают рекламодателей и начинают приносить прибыль.
И последний вид деления корпоративных СМИ – по способу производства. Создание средства массовой информации может проходить только с привлечением собственных специалистов, или с частичным участием привлеченных сторонних работников. Также издание может производиться аутсорсинговой компанией.
Для чего нужны корпоративные СМИ
Цели, назначение и функции корпоративного СМИ зависят во многом от той целевой аудитории, для которой оно предназначено.
Функция формирования корпоративной культуры на предприятии является идеологической функцией. Корпоративное СМИ должно внедрять в сознание сотрудников предприятия корпоративные ценности, миссию компании и ее роль в обществе. На страницах издания позиционируются стандарты и модели поведения работников.
Корпоративные СМИ предназначены также для информирования представителей целевой аудитории, в них рассказывается о производственных процессах, о возникающих профессиональных проблемах и способах их решения. Работники получают из корпоративного издания информацию о своем предприятии, о рыночной ситуации, о планах и стратегии компании. Если происходят какие-то изменения на рынке, на предприятии, в отрасли в целом, то важность такого корпоративного издания повышается существенно. Слухи в критические моменты растут с баснословной скоростью, поэтому ценность СМИ заключается в предоставлении объективной и честной информации.
Следующее предназначение корпоративного СМИ заключается в возможности интеграции информации, в обмене профессионально значимыми данными. Кроме того, именно в таких изданиях можно почерпнуть актуальную информацию по профилю работы предприятия, и она будет самой современной, передовой.
Значение для внешней аудитории
Любая целевая аудитория имеет свой интерес в пользовании корпоративным СМИ. Партнеры компании видят в предприятии, издающем корпоративное СМИ, стабильного и сильного союзника. В привлекательности для партнеров и новых клиентов заключается коммерческая функция изданий. Покупатели видят в издателе престижного производителя, у которого отлично идут дела и продукция высокого качества. Лояльность их повышается, покупательский спрос – тоже. Такое корпоративное СМИ может стать полноценной площадкой для общения компании и клиентов, на страницах и в программах могут размещаться отзывы о продукции и предложения по ее совершенствованию.
Распространение корпоративных СМИ
Схемы распространения корпоративных изданий зависят от специфики целевой аудитории. Если это широкая аудитория покупателей розничной сети, то отлично подойдут расклейка по подъездам литовок, разноска по почтовым ящикам газеты. Если вы выпускаете глянцевый журнал для своих ВИП-клиентов, или для отраслевых партнеров, то необходима адресная рассылка с доставкой не просто до офиса, а до рабочего стола директора. Если же вы производите радио или телепрограмму, то каналы распространения будут общими, но смотреть их будут только те, кто заинтересован в профильной информации. Если вы размещаете свои сюжеты на другом канале, то надо выбирать время, которое подходит именно вашей целевой аудитории. О каждом таком информационном материале необходимо извещать клиентов любыми доступными способами.
Издания своих сотрудников раздаются на ресепшене или проходной, корпоративное внутренне радио или ТВ распространяет свою информацию в обеденный перерыв или за 15 минут до начала работы. Издания для клиентов могут раздаваться и в магазине, в хорошо проходимых местах города, а также они могут поступать в офисы тех компаний, которые являются клиентами фирмы. В любом случае очень важно продумать логистику доставки и оформить ее правильно, в соответствие с предпочтениями получателя информационного продукта.
Е.Щугорева
Видео о том, что такое корпоративные СМИ и зачем нужно такое издание: