Корпоративные праздники как средство повышения продаж и потенциала сотрудников

Многие фирмы уделяют большое внимание корпоративной культуре. В это понятие включают традиции и устои компании, культура общения, дрес-код и другое. Но не в каждой организации развита культура корпоративных праздников. Снять ресторан на 8 марта, придумать сценарий, определить, кто за кем выступает, — на этом и заканчивается подготовка. Но это всего лишь двадцатая часть того, что на самом деле означает это понятие. Любой корпоративный праздник должен иметь четкую идею. Руководство фирмы должно понимать, для чего оно собирает коллектив и как вырастет прибыль предприятия, если событие пройдет правильно.

Где найти идеи для корпоратива?

Идеи мероприятий определяются по-разному. Это может быть вечеринка-знакомство с новыми сотрудниками, подведение итогов соревнования отделов, награждение журналистов-победителей конкурса, знакомство отделов с работами друг друга (подводятся промежуточные итоги проектов). И все, что происходит на празднике, должно быть подчинено этой идее и повышению корпоративного духа, сплочению сотрудников в один трудовой коллектив.

Ваша команда гордится, что она работает именно в вашей фирме? Да! – скажут работники на планерке, а сидя у себя на кухне, перемоют вам кости, и назовут миллион ваших личных недостатков. Это нормально, потому что человеку свойственно недовольство, и не было еще на свете директора или хозяина фирмы, которому бы пели серенады все без исключения члены коллектива. А вот если эти разговоры выйдут за пределы кухни, то они могут «снежным комом» покатиться по всему вашему городу. Это вам не надо, поэтому придумывайте больше систем материального и нематериального поощрения сотрудников, чтобы на одного недовольного было 40 довольных.

Как уже было обозначено, можно проводить соревнования среди отделов. Приведу пример из жизни и работы частной газеты, хозяин которой довольно прогрессивный и творческий человек. В редакции лежит ведомость, в которую все сотрудники, включая технарей, вносят названия и авторов лучших статей только что вышедшего номера. И так 4 раза в месяц, потому что газета выходит 1 раз в неделю.

30 числа директор берет ведомость и определяет самого креативного, талантливого, оперативного, острого автора, набравшего наибольшее количество голосов. В обеденный перерыв этого же числа при общем присутствии называют победителя месяца, все вместе едят торт, пьют чай, победителю вручается денежная премия 5 тысяч рублей.

Как только у них был введен этот конкурс, качество материалов, а главное, оперативная их подача, улучшились! Все-таки в провинциальном городе 5 тысяч рублей – хорошие деньги. И заработаны они не чем-нибудь, а народным голосованием. Каждый проголосовавший ведь газету прочитал полностью, подумал и выбрал лучшую, на его взгляд, статью. Лояльность к фирме и ее продукту повысилась у всего коллектива. А продавцы газеты в подробностях могли рассказать покупателю, на какой странице и что написано. Продажи увеличились на 20%.

Следующий момент, который можно эффективно использовать и довольно часто – коллективное рождение идей. В начале года планируются акции по продвижению продукта фирмы и закладывается бюджет. И это происходит каждый год, правильно? В какой-то период фантазия руководства иссякает, и ни одним известным способом (включая даже мозговой штурм) невозможно придумать новые идеи. Можно, конечно, нанять промо-специалиста и воспользоваться его новизной видения за очень приличную сумму и очень неприличные гарантии эффективности. Но можно сделать намного интереснее и качественнее — провести конкурс среди всех (штатных и нештатных) сотрудников фирмы.

Участники должны, во-первых, работать добровольно, креативно, основываясь на знание предыдущих проводимых в фирме акций, и во-вторых, совершенно не бесплатно. У конкурса должен быть призовой фонд в денежном выражении. В первое время, в первом конкурсе, сотрудники будут нести свои предложения, стесняясь и украдкой, зато в последующие – смело и гордо!

После того, как руководство получит хотя бы 3-5 работ, в которых будет изложено по 3-7 акций, вам, как хозяину и директору останется только выбирать, что вам нравится, а что нет. В работу вы возьмете только те акции, которые в будущем принесут вам максимальную прибыль.

Да, вы не ошиблись, промо должно зарабатывать, и это тема отдельного и очень интересного разговора. Сумму, которую можно заработать на одной акции – 50-100 тысяч. А призовой фонд, который вам понадобится для награды победителей конкурса, составит 8-10 тысяч рублей.

Потом коллектив станет приносить свои идеи и без объявления конкурсов. Но поощрение надо проводить обязательно! И только на праздниках, которые всегда должны быть наполнены такими приятными моментами. Дальнейшая реализация проектов должна идти при консультировании и помощи автора идеи, что придает дополнительный статус сотруднику.

И еще об одном внутрикорпоративном мероприятии, которое проводится много лет в одной знакомой фирме, хочу рассказать. Коллектив там, в основном, женский: 40 женщин и 6 мужчин. Угадайте, какой из двух праздников февраля-марта празднуется в этой компании ярче и веселее? Ни тот, ни другой. Директор очень грамотно объединил эти два праздника, и отмечают там Масленицу. Она тоже всегда в этих числах.

Накануне девочки пекут всевозможные блины и блинчики, с начинками и без, рулетами и горками, стопками и конвертами. Блинов за годы существования фирмы сотрудники увидели великое множество сортов. Суть праздника в следующем. Выпечка ставится на стол и каждой тарелке присваивается номер. Мальчики должны попробовать все блины. Каждый отдает свой голос за 3 вида, которые ему понравились более всего. Так определяется самая искусная «кулинарка». Даме-победительнице вручается приз в виде дорогущей модной сковороды, остальные получают разные кухонные принадлежности.

Смотрите, сколько положительных моментов достигается таким веселым и «простеньким» праздником. Во-первых, каждый готовится к событию. Когда человек затрачивает усилия, результат ему особенно дорог. Во-вторых, это и правда очень весело и вкусно. В-третьих, люди получают подарки, а значит, положительный настрой и повышение лояльности к фирме обеспечены.

Вручение «праздничных» премий проходит так же в этой очень необычной и позитивной атмосфере. Каждый презентует свой продукт, независимо от профессиональной специализации, а это – лучшая практика продаж. По итогам праздника делается фотоотчет, который выкладывается на корпоративном ресурсе, он обсуждается еще несколько месяцев! Таким образом, вкусный корпоратив превращается в оригинальное промо-мероприятие.

Это всего лишь направления работы, вариантов их реализации может быть великое множество. Все зависит от вашего опыта и фантазии. Это не значит, что упомянутый ресторан на 8 марта не имеет право на жизнь. Имеет! Но придумайте, какую идею он будет нести и реализуйте ее так, чтобы ваш коллектив воспринял ее ярко эмоционально, а не путем заучивания страниц из корпоративной книги.

Не замыкаться!

Еще об одном моменте не могу не сказать. Это другая крайняя степень корпоративной работы. Я очень много вижу фирм, в которых корпоративная работа превращает людей в одну семью, настолько крепко их связывают общие мероприятия с ломящимися столами от еды и напитков. И даже если опустить мою личную неприязнь к алкоголю, ничего хорошего «семейный уклад» не несет. В семье не только стоят друг за друга горой, но и прикрывают друг друга, прощают ошибки, делают вид, что их не было. В семье нет жестких правил дисциплины, рабочих требований, и вообще мало порядка. Вам это надо, как директору и хозяину фирмы? Нет, конечно. Поэтому не советую увлекаться мероприятиями, не несущими на себе идейную нагрузку.

Но самые интересные праздники получаются с привлечением клиентов. Повышение продаж и привлечение новых покупателей – вот результат такой работы. Пример будет очень простым, он опять из жизни той самой небольшой редакции газеты, о которой я уже упоминала.

26 января день рождения газеты. 10-летие ее отмечалось большим праздником в большом концертном зале с многочисленными зрителями. Герои события, ведущие, авторы сюжетов, артисты – это были люди, связанные напрямую с печатным изданием. Для рекламодателей была возможность разместить свои товары на выставке в фойе, разложить на креслах в зале, поздравить коллектив газеты со сцены. Для простых читателей были организованы конкурсы и розыгрыши с очень хорошими призами. В результате были собраны на спонсорстве хорошие средства, причем из 10 спонсоров трое были новыми клиентами, и оформили подписку около 450 новых читателей (в фойе работал подписной пункт). В результате редакция не просто провела праздник, а хорошо на нем заработала.

3 года назад ребята здесь крепко задумались, как же заинтересовать клиентов так, чтобы ярко показать направленность издания – информационно-аналитическую, и отойти от формата концертов. И еще, как обычно, очень хотелось заработать на корпоративном празднике.

Незадолго до дня рождения газеты были приобретены у одного старожила города семейный архив из 300 фотографий, на которых изображен город, где газета издается, с 1900-го года. В газете прошел проект «Неизвестные лица города», в котором читателей познакомили с этими снимками. И потом они просто пылились на полках кладовки, потому что были оцифрованы, и на бумажном носителе стали практически никому не нужны.

В это время была достигнута договоренность с выставочным залом на проведение выставки этих фотографий в течение месяца. Были красиво оформлены снимки на стендах, проведена большая презентация. На нее пришли и рекламодатели и простые жители. Каждый пришедший получал листок с номерами фотографий. Надо было определить, какой район города изображен на фото 50-летней давности, а то и старше.

Эта «угадай-ка» прошла очень увлекательно. Среди почти трех сотен участников презентации только двое поставили подписи верно. Победители получили призы, а редакция – огромный читательский интерес, где по просьбам горожан проект был продолжен. А если взять в расчет спонсорские средства, полученные в виде чистой прибыли, то результат мероприятия был определен как полный успех. Да, с посетителей выставки деньги не брались, чтобы простимулировать интерес к истории города у нового поколения нашего города.

Это яркие примеры промо-мероприятий. Вы, конечно, придумаете свои. Но в этой статье вы можете увидеть, что творчество, фантазия, креатив нужны в любом деле, а в промо – особенно. И они тоже будут приносить вам хорошую прибыль!

Е.Щугорева