Во многих учебниках по экономике фигурирует понятие «кривая спроса и предложения». Надо отметить, что им оперируют профессиональные экономисты и очень продвинутые бизнесмены, но вряд ли кривой пользуются обычные индивидуальные предприниматели. Совершенно очевидно, что в работе чаще вспоминают про спрос и предложение, но не про кривую. В этой статье мы постараемся проанализировать оба ключевых понятия, и поговорим именно о кривой.
Спрос
Спрос на товар или спрос на услугу в повседневной жизни означает желание потребителя воспользоваться определенной услугой и приобрести определенный объем товара. В классическом понимании понятия спрос – это не только желание, но еще и возможность потребителя приобретать товары и услуги. Все хотят иметь дачу на Мальдивах, но спрос на нее не велик, потому что средств на такую покупку нет у 98% жителей нашей страны.
Также при определении спроса на товар обязательно учитываются ценовые его показатели и сезон (период времени). К примеру, спрос на украинский хлеб по 20 рублей есть и будет всегда. Спрос на французский багет с сыром по 120 рублей намного меньше. А если в магазине появится хлеб по 500 и 1000 рублей, то спрос на него будет вовсе отсутствовать, по причине несоответствия выгоды приобретаемого товара его стоимости.
И даже если вы наделите товар огромными дополнительными преимуществами, он не будет пользоваться спросом по причине наличия второго фактора, определяющего этот самый спрос – у покупателей просто нет денег покупать ежедневно хлеб по 1000 рублей. Следовательно, что бы вы ни представили на рынок, надо ориентироваться на факторы, влияющие на спрос: покупательскую способность, на средние зарплаты проживающего в вашем регионе населения.
И еще спрос всегда зависит от сезона, когда вы выставили товар на продажу. Летом, в период отпусков, как известно, падает спрос на все товары, кроме необходимых для повседневной жизни. Во время Великого поста падает спрос на мясо. Перед Новым годом возрастает спрос на конфеты и фрукты. Кроме того, спрос на отдельные товары держится только несколько дней в году, и от этого товары продаются в ограниченном количестве, но по очень выгодным ценам.
К примеру, елки продаются пару недель в году, ленты «Выпускник» — неделю, мимозы только утром 8-го марта. Эта привязка ко времени дает возможность не тратить впустую ресурсы и производить сезонный продукт с точностью до одного дня. Сезонные продукты отлично влияют на выручку компаний в определенные периоды. Они способны создать существенный финансовый всплеск, а если таких товаров будет несколько, то сезонная прибыль может стать отличным дополнительным каналом денежных поступлений.
Существует два вида спроса — индивидуальный и рыночный. Индивидуальный спрос исходит от одного конкретного клиента, это может быть одно предприятие, может – крупный холдинг, но товар, который субъект потребляет, специально разработан и производится только для него. К примеру, завод по сборке автомобилей заказал фирменные детали с логотипом. И спрос на эти детали формирует только этот завод.
Понятие спроса на общем рынке, рыночного спроса, включает в себя покупательский спрос в самом широком понимании этого явления, он формируется всеми покупателями рассматриваемой территории.
Не предложение рождает спрос, а спрос рождает предложение:
Следующее понятие, которым индивидуальный предприниматель может оперировать в работе – объем спроса. Это количество товара, который рынок ждет от производителя, тот объем, который физически могут купить потребителями за определенное количество времени. На объем спроса можно влиять. Любое снижение цены увеличивает его, а увеличение – снижает. Такие скачки могут быть временными, через некоторое время объем спроса восстанавливается, но в течение 1-2 месяцев после изменения цен он двигается в ту или иную сторону.
К примеру, молоко стало стоить 40 рублей за литр, при прежней цене 30 рублей. В первые дни станут его меньше покупать и вообще от него откажутся, но эти действия всегда свойственны части покупателей, около 10% от общего числа. Остальные же продолжат совершать покупки. Со временем, когда ажиотаж вокруг новости о повышении цены уляжется, объем покупок восстановится до прежнего объема. Следовательно, планируя повышение цены, следует знать, что объем денежных средств от продажи увеличится не сразу. Сначала он будет прежним, но с меньшими продажами, разница компенсируется за счет повышения цены. И только через месяц-другой общая прибыль будет повышена.
Из этих фактов был выведен основной закон спроса – чем меньше цена, тем больше спрос, чем выше цена, тем меньше спрос. Следовательно, если цифры спроса и предложения зафиксировать в графике, то кривые спроса и предложения пересекутся в одной точке.
На спрос влияют некоторые факторы, которые надо учитывать при формировании динамики продаж: доходы покупателей, их общий уровень благосостояния, вкусы и предпочтения населения, цены на товары и услуги прямых конкурентов и на взаимозаменяемые товары.
Также на спрос очень влияет способность и желание потребителей делать запасы определенного вида товаров. Вспомните период, когда население начинает усиленно варить варенье, в магазинах колоссально возрастает спрос на сахар. Очень сильно на спрос влияет размещение рекламы и любой другой информации о товаре. И еще один косвенный фактор надо учитывать: хлеб съедается быстро, его покупают каждый день, холодильник служит 10-20 лет, его покупают редко. Поэтому спрос на хлеб высокий, на холодильники – низкий (если говорить о штуках). Следовательно, на спрос влияет время потребления товара или услуги.
Кривая совокупного спроса – это линия графика, по вертикали которого показатели уровня цен, по горизонтали – показатели ВВП (реального производства продукта в валовом выражении). Здесь видно, что самый маленький объем покупательский спрос на продукт возможен при высоких ценах, а чем ниже стоимость, тем большее количество продукта и услуг может быть куплено.
Предложение
Предложение товара или услуги – это производство продукта потребления и готовность производителя его продать. Понятие «продать» определяется в привязке к временному периоду, к определенной цене, к конкретной партии товара или к определенному количеству оказанных услуг.
Поэтому в связи с этим определением необходимо знать, что такое объем предложения: это количество товара в единицах измерения, или количество оказанных услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за четко обозначенный период времени.
Закон спроса и предложения в части самого товара звучит следующим образом: если условия предложения остаются одинаковыми, то оно увеличивается в случае, если цена увеличивается. Если товар становится дороже без увеличения цен на сырье, на производство, на оплату труда, то продавать его становится выгоднее. Производители, стараясь больше заработать, увеличивают количество выпускаемого товара.
На предложение товара и услуг влияют изменение цен на выше перечисленные факторы производства (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). Сильное влияние оказывает на предложение технический прогресс, он значительно увеличивает возможности производства, следовательно, предприниматели могут производить намного больше товара. Сезонные изменения могут увеличить предложение. К примеру, когда созревают фрукты, их становится намного больше на рынке.
На количество поступающего на общий рынок товара влияют и условия работы бизнеса, то есть налоги, которыми его облагают, и субсидии, которыми его подпитывают. Чем благоприятнее условия, тем больше товара производится.
Еще один интересный фактор, который надо обязательно учитывать при планировании производства, это ожидания бизнесменов-производителей. Если вам показалось, что к лету возрастет спрос на путевки в Египет, и вы забронировали определенное количество их для своего туристического агентства для продажи потребителям, то вовсе не факт, что эти потребители реально захотят путевки эти купить. А если еще и волнения в Египте начались политические… Но вы, как туроператор, создали предложение, это бесспорно, но не совсем обосновано.
На предложение могут повлиять и цены на сопутствующие товары, если они повышаются, то предложение на основные товары уменьшается, производители предполагают, что спрос уменьшится, и не рискуют производить большое количество товара. Если возвратиться к графикам и линиям спроса и предложения, то движение по линии спроса происходит, если изменяется цена при сохранении остальных параметров.
Как и совокупный спрос, совокупное предложение отражает общее количество товара, которое может быть произведено предпринимателями в определенной местности для определенного круга покупателей. Точно также как кривая совокупного спроса, строится и кривая совокупного предложения, но вместо ВВП берется объем совокупного выпущенного товара.
Рыночное равновесие
На графике в одной точке сходятся кривые спроса и предложения. И рыночное равновесие, как явление, визуально становится понятнее всего: это состояние, когда цена, по которой товар продается и покупатели согласны его купить по этой цене, совпадают. Линии спроса и предложения соединились в одной точке, в точке равновесия. А состояние рынка, когда такая цена сформировалась и всех устраивает, называется состоянием рыночного равновесия. Его характеризует также совершенное нежелание ничего менять, исходящее как от покупателей, так и от продавцов.
Объем продаж на рынке при состоянии равновесия называется равновесным объемом. Если спрос равен предложению, наступает рыночное равновесие. Если какой-либо из факторов рынка начнет менять цену на товар и она склонится о одну из сторон (покупателей или производителей), то она будет меняться до тех пор, пока равновесие не вернется на круги своя.
Е.Щугорева