Если посмотреть на современный облик городов, то более половины магазинов и салонов по предоставлению услуг мы уже где-то видели, когда то в других городах бывали. Почему же так происходит? Предпринимателю надо обязательно знать про такое явление, оно называется франшиза. А малые предприятия, носящие громкие имена, работают по договору франчайзинга. Давайте разберемся, что такое франшиза, франчайзинг и какие есть франшизы.
Определение понятия
Франшиза – это вид предпринимательства, основным принципом которого является передача права пользования брендом, то есть именем компании. Получается, что большая и сильная компания предоставляет право маленькой и начинающей право называться так же, как и она, обеспечивает помощь и поддержку по некоторым направлениям бизнеса, за что маленькая компания платит деньги. При такой сделке заключается договор франчайзинга. Получается, что успешная компания учит небольшие компании, как работать, как вести деятельность в разных направлениях, как добиться получения прибыли.
Многие бизнесмены считают, что франчайзинг – это самый надежный механизм, чтобы организовать и раскрутить свое дело. Практика показывает, что из десяти компаний, которые начинают работать по франшизе, 8 выходят на положительный баланс сразу, а окупаются в срок от 6 месяцев до полутора лет. Через 5 лет они становятся крупными успешными фирмами и не разрывают договора о франшизе.
Приобретая франшизу, предприниматель начинает под известным раскрученным именем с помощью отработанных технологий, которые создавались годами с использованием больших средств. Франшизу называют школой экономического мышления бизнесмена, и это высказывания российских бизнесменов.
История франчайзинга в России
Первой в России продала свою франшизу компания Баскин Робинс. Это случилось в 1993 году, с тех пор франшизы прижились в нашей стране. Сейчас у нас на рынке большое количество компаний, которые предлагают свои франшизы стоимостью от нескольких десятков долларов до нескольких миллионов. Все эти годы договор франчайзинга заключали порядка – 18-20 процентов компаний, а США, к примеру, эта цифра равна 60 процентам, в Европе — 80. Российский рынок еще не в полной мере оценил преимущества франшизы, но ежегодный рост количества заключенных договоров франшизы вселяет надежду. Сейчас уже не только зарубежные компании, но и российские, продают свои франшизы начинающим предпринимателям. Процесс расширения франчайзинговых сетей в России начался активно после финансового кризиса 2009 года. И на данный момент ничего уже не мешает индивидуальным предпринимателям пользоваться этим видом ведения бизнеса.
Кто участвует во франшизе
Итак, перед тем, как исследовать механизм франшизы, определимся с понятиями договора франчайзинга. Франчайзинг – это система сотрудничества, отношений между франчайзером (тем, кто продает франшизу) и франчайзи (кто покупает франшизу). Уточним, что франчайзер – это предприятие, которое имеет лицензию, патент на торговую марку, бренд, имеет свою производственную систему и разработанную стратегию развития. Франчайзи – это фирма, индивидуальный предприниматель, частное лицо, приобретающие у франчайзера право использовать на определенной территории, в определенном объеме, на определенное время торговую марку и производственную систему. Первоначальный взнос – это сумма, которую франчайзи должен заплатить франчайзеру за право использования бренд, она платится один раз, в начале работы. Роялти – ежемесячный (а иногда и еженедельный) взнос, который платит франчайзи. За эти деньги, повторим – совершенно разные по сумме для разных компаний, франчайзи приобретает пользоваться частью интеллектуальной собственности франчайзера, торговой маркой, технологией производства, технологией продажи, стандартами обслуживания, рекламными и маркетинговыми концепциями.
Схема работы
Франчайзер выставляет все свои условия на рынок, находятся желающие, которые на них соглашаются. Затем франчайзи делает первоначальный взнос. Это является гарантией, что он будет и дальше работать в этом направлении, будет добиваться успеха под руководством франчайзера, который теперь уверен, что он не просто та тратит время. Затем франчайзер предоставляет франчайзи все свои технологии, производственные принципы, бизнес-план, плановые цифры, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними, стандартизированные требования к конечному продукту или услуге. Многие присылают в регионы своих специалистов, чтобы оформить офис, обучить будущих сотрудников, сделать выкладку на полках, настроить программное обеспечение и многое другое. Далее франчайзер внимательно следит за ходом развития своего младшего брата. Если что-то вдруг начинает идти не так, то оперативно оказывается помощь, корректируются действия. И вот именно за это платится роялти. Каждая компания-франчайзер может убрать некоторые пункты из договора, а может и добавить свои дополнительные преимущества для франчайзи.
Размер роялти – очень важный момент для каждой компании. К примеру, «1С» не берет вообще никаких ежемесячных платежей, а «Гриль мастер», сеть ресторанов, устанавливает для каждой компании платеж индивидуально. «Прекресток» берет немалые деньги в качестве роялти, поэтому в маленьких городах его нет.
Чем хороша франшиза?
Кроме перечисленных преимуществ, франчайзи получает еще много плюсов.
Первое – франчайзи не остается одиноким и брошенным на растерзание конкурентам, у него есть очень серьезная поддержка и помощь. С другой стороны, он остается самостоятельным бизнесменом, который может выбирать, как и что ему делать.
Второе – у предпринимателя, купившего франшизу, происходит быстрый и эффективный старт бизнеса. Вся предоставленная информация по ведению бизнеса, которая поступает к предпринимателю до момента начала работы, позволяет очень серьезно вести себя на рынке. Многие проблемы не «уходят», а просто не «возникают», потому что в предлагаемом бизнес-плане уже учтены многие факторы, влияющие на бизнес, причем для каждого конкретного города разрабатываются свои бизнес-планы, корректируется и модифицируется продукт.
Третье – франчайзи проходит обучение делу. Как часто индивидуальный предприниматель начинает свой бизнес с обучения? А здесь это происходит именно так, что обеспечивает полноценный старт и плодотворную работу. Учат не только производственным технологиям, но и управлению, работе с персоналом, его отбору, ведению документации и многих другим отраслям.
Франчайзер оказывает постоянную поддержку своему франчайзи, на протяжении всего времени, когда действует договор. Таким образом не только решаются проблемы, но и экономятся деньги на их решение и устранение негативных последствий.
Четвертое – франчайзи получает право действовать от имени крупной уважаемой фирмы, а значит, становится таковой вне зависимости от того, кто стоит во главе новой фирмы. К примеру, никто не будет относиться к ИП Петров так же, как к «McDonald-s», но если Петров купит франшизу, то он станет представителем этой уважаемой во всем мире фирмы, и сам станет таким же уважаемым, его заведение станет называться «McDonald-s», и он станет хозяином маленького «McDonald-s». Перспектиыва очень неплохая.
Опасность незрелой франшизы
Покупая франшизу, лучше всего воспользуйтесь предложением фирм, которые очень давно и успешно работают на рынке, а так же успешны их франчайзи. Потому что даже опытная фирма может продать незрелую франшизу, у которой недоработаны технологии и не просчитаны все бизнес-процессы. И предприниматель, начав работать, очень скоро это поймет. Так что же делать, как определить, какова франшиза?
Первое, что надо сделать – попросить у продавца финансовые отчеты за последние несколько лет, посмотрите, какие были достижения, была ли сезонность, если были провалы, поинтересуйтесь почему. Можно попросить данные о судебных процессах, посмотрите, были ли в них процессы с другими франчайзи. И, конечно, нужно поговорить с ними, с теми, кто уже прошел путь на рынке с этой франшизой. А так же проверьте все лицензии и патенты, которыми должен владеть франчайзер.
Заранее просчитайте, что вы будете делать, если вдруг с приобретением франшизы дела пойдут не очень хорошо. Пропишите в договоре возможность перехода оборудования к вам, наймите грамотного управляющего, который сможет поднять компанию в случае неудачи. А главное, в договоре франшизы надо прописать возвращение первоначального взноса в случае досрочного расторжения договора. Грамотно составьте список причин, по которым может так случиться.
Франчайзинг-предложения и где о них узнать?
На данный момент очень много видов франчайзинга находятся в стадии продаж, среди них есть предложения в самых разных отраслях.
В финансовой сфере предлагаются «Деньги до зарплаты» (федеральная сеть касс моментальных займов), «Мигомденьги», «Удобные займы».
Среди предприятий туристической отрасли предлагают франшизы международного атласа автопутешественника «Дорожный Причал».
В сфере продаж одежды — франшиза компании Altro — производителя изделий из натуральной шерсти и хлопка, франшиза одежды из натуральной овечьей шерсти, льна, хлопка «Модная Овечка», франшиза детской дизайнерской одежды «Orby», франшиза женской обольстительной одежды и нижнего белья «Егоза». В сфере фитнеса -франшиза Wellness-студии «Slimclub».
В сфере новых технологий — франшиза сети магазинов инновационных товаров «31 век», в сфере компьютерных технологий — франшиза сети «ПОЗИТРОНИКА».
Довольно популярна мебельная франшиза салона шкафов-купе KOMANDOR.
Есть и много других предложений о франшизах. Найти их в настоящее время очень просто. К примеру, в интернете. Очень много полезной информации можно найти на сайте российской Ассоциации франчайзинга, адрес ее сайта: http://ru.rusfranch.ru/ Можно найти франшизы эконом класса, по различным видам деятельности, так что у начинающего предпринимателя есть большой выбор при начале деятельности.
Видео по теме: