В мире все больше появляется поклонников чистой воды и свежевыжатых соков. Наконец-то люди стали понимать, что газировка вредна для организма и отнюдь не продлевает нам жизнь. Продавать свежевыжатые соки в больших промышленных масштабах невозможно по одной простой причине – их надо продавать в течение первого после отжима часа. В больших объемах это невозможно даже в крупном городе. Если фирма печется о своей репутации, то она не будет нарушать эти нормы. Поэтому свежевыжатые соки являются прекрасной нишей для индивидуальных предпринимателей, владеющих небольшими фирмами.
Очень эффектным этот бизнес становится тогда, когда процесс приготовления сока происходит на глазах покупателя. Для этого придется купить специальные аппараты, которые не так уж и дороги. Вторая составляющая такого бизнеса — свежие фрукты, а порою и овощи. Это будут основные затраты на организацию бизнеса. Кроме того, надо будет арендовать торговое место, и получить разрешение на продажу пищевых продуктов в санитарных инстанциях.
Подготовительная работа
Организация продаж свежевыжатого сока может развиваться по двум направлениям. Первый – маленькие точки продажи на рынках, в торговых центрах, в местах отдыха: в парках, на пляжах, на турбазах. Так же можно такие точки ставить в гостиницах, медицинских центрах, бизнес-центрах и пр. Второе направление продаж – во фруктовых отделах рынков и супермаркетов.
Для реализации первого вида идеи вначале надо составить список мест, где свежевыжатый сок будет очень востребован. Вспомните, где часто гуляют люди, где наблюдается большое скопление народа, где бывают семьи с детьми. Потом вам нужно будет переговорить с директорами тех заведений и мест, где вы хотите обозначить свое присутствие. Как правило, они охотно идут навстречу, потому что такая услуга делает их место более привлекательным и посещаемым.
Как вы думаете, куда пойдут люди: на пляж, где ларек с газировкой, или на пляж, где есть свежевыжатые соки в большом ассортименте? Ответ очевиден! Следовательно, при таких деловых встречах вы должны привести этот безотказно работающий аргумент – ваши соки привлекут к ним больше покупателей.
Оборудование
После достижения договоренностей вам надо выбрать оборудование. Соковыжималки стоят недорого, но вы должны понимать, покупаете ли вы машину на 1 сезон, на 3-5 лет, нужно ли вам ее техническое обслуживание, достаточно ли она проста в процессе приготовления соков, легко ли моется, не засоряется ли остатками фруктов. Словом, надо проверить предложенные модели на все практические параметры. Кстати, уровень потребления электроэнергии так же очень важен, смотрите на него и на производительность.
Надо будет приобрести минимум две соковыжималки – для цитрусовых и для остальных овощей и фруктов. Для цитрусовых машины бывают рычаговые и электрические. Для других фруктов – электрические. Производительность таких машин до 175 литров в час. Такие соковыжималки стоят до 25-30 тысяч рублей, и рассчитаны на очень большое количество покупателей. Те, которые поменьше, стоят от 3 до 15 тысяч рублей.
Цена зависит от производительности и материала, из которого прибор изготовлен. Есть машины из пластика, они менее долговечны, и из металла, они прослужат дольше, и выглядят намного привлекательнее для покупателей, надежнее, чище, создают эффект серьезного подхода к делу. Есть соковыжималки со встроенной холодильной камерой для хранения сока, это увеличивает срок хранения сока.
После того, как оборудование закуплено, надо нанять продавца. Здесь придется тщательно выбирать. Продавец не только должен уметь торговать, правильно считать деньги, рекламировать продукцию, быть доброжелательным и знать основные свойства соков, их полезность и противопоказания для покупателей, но и быть с техникой на «ты», быть ответственным в плане санитарии, аккуратным и чистоплотным, ведь речь идет о пищевых скоропортящихся продуктах. У него должна быть пройдена медкомиссия и оформленная медкнижка. Для продавца надо будет приготовить удобную и красивую спецодежду.
Упаковка
А теперь несколько слов о таре, в которую вы будете наливать соки. Это должна быть только одноразовая посуда, потому что пить из стеклянных стаканов, стоя рядом с вашей точкой продаж, никто не будет.
Даже если вы летом около точки поставите несколько пластиковых столов со стульями, многоразовая посуда не будет востребована. Во-первых, ее надо будет мыть и дезинфицировать. Для этого нужно дополнительное оборудование и растворы. Кроме того, стекло бьется, расходы на его постоянную покупку будут существенными. Еще один недостаток многоразовой посуды – пристальное внимание со стороны санитарных инспекторов.
Следовательно, надо закупать одноразовые стаканчики с крышками, в которых есть крестообразная прорезь, куда будет вставляться трубочка. Это самая оптимальная посуда, из которой сок не разольется, и выкинуть ее можно без сожаления в любую урну.
Также соки можно разливать по пластиковым бутылочкам небольшого объема от 100 до 330 мл.
О цене и окупаемости
Давайте посчитаем, насколько выгодным будет такое производство соков. К примеру, 1 килограмм апельсинов при оптовой закупке вам обойдется в 25 рублей (но можно найти и дешевле). В коробке 15 кг, вся коробка будет стоить 375 рублей. Это ваши прямые затраты.
Из этого количества фруктов при отжиме в промышленной соковыжималке получится 6 литров сока (плюс минус пол литра, более свежие фрукты дают больше сока). 6 литров – 30 стандартных стаканов. Себестоимость каждого получилась 12 рублей 50 копеек. Прибавляем к нему стоимость стакана и трубочки, это будет в районе 10 рублей. Итого упакованный стакан сока обойдется в 22,5 рубля.
Продавать стакан сока вы будете по 50 рублей. Следовательно, все коробка фруктов вам принесет 1500 рублей, при затратах 675 рублей. Сами посчитайте чистую прибыль. Конечно, из нее вам надо будет заплатить за аренду площади, зарплату продавцу, электроэнергию. Следовательно, чем больше покупателей вы привлечете, тем легче вам будет заработать свой первый миллион.
Новые тенденции в продажах свежевыжатых соков
Бывая в Европе, я наблюдала, как соки продают там. Это намного интереснее, нежели, чем у нас. Там популярны продажи не соков, а смузи (Smoothi), то есть фруктовых пюре. Стоит стаканчик такого великолепного напитка 3 евро (считайте прибыль!).
Изготовление смузи требует отдельной машины, которая дает намного меньше отходов в виде растительной массы. Фрукт практически стопроцентно уходит в напиток. Зато как это вкусно и сытно! Сок превращается в совершенно чистый и полезный для здоровья перекус! В Испании на главном рынке Барселоны такая еда очень популярна, в России покупатели так же оценят смузи по достоинству.
Кроме того, смузи готовятся как однокомпонентные, так и двухкомпонентные. Очень оригинально смотрятся смузи из бананов и клубники, из киви и лимона, из киви и клубники, из арбуза и дыни, из крыжовника и яблок, крыжовника и дыни. Так же большим спросом пользуются смузи из моркови и яблок, из томатов и огурцов, а огурцы в Испании совсем не сочные, мясистые, как томаты.
А теперь несколько слов о том, как там продают такие напитки-перекусы. Устанавливается один стол для приборов, которые превращают фрукты и овощи в пюре, и от него к покупателям выходит наклонная витрина, которая представляет собой большой металлический блестящий лоток. Он наполовину заполняется сухим льдом. И уже в лед устанавливаются стаканы со смузи. Смотрится это очень красиво, эффектно.
Вспомните, как в супермаркетах красиво выглядят витрины со льдом. Перед витриной стоит консультант и рассказывает о полезных свойствах продуктов. Честно скажу, что мало его кто слушает, потому что холодные фруктовые пюре раскупаются, как у нас зимой горячие пирожки, несмотря на стоимость, все-таки 3 евро это 120 русских рублей. Когда мы поняли, что это не только питье, а еще и великолепная еда, мы стали покупать по 2-3 стакана ежедневно. Поэтому можно гарантировать, что напитки эти будут востребованы, особенно в летнюю жару.
Как привлекать клиентов
Первое, чем вы можете привлечь клиентов к своей торговой точке – яркая вывеска, баннер. Фрукты просто созданы для красивых картинок и фотографий. Они яркие, а яркие расцветки видны издалека, они не просто привлекают внимание, но еще и создают хорошее настроение, что формирует позитивное отношение к вашему продукту.
Кроме того, аромат фруктов всегда приятен, он распространяется далеко от вашей торговой точки, поэтому покупатели найдут вас, что называется «по запаху». Можно усилить этот аромат, брызгая вокруг искусственные фруктовые ароматы. Это вызывает повышенное слюноотделение и рождает аппетит, давно доказано учеными, используется ведущими маркетологами. Самые сильно возбуждающие аппетит запахи – кофе и хлеб, выпечка. Фрукты хоть и действую слабее, но тоже очень эффективны. Поэтому продукт в этом случае сам будет работать на вас, особенно в закрытом помещении.
Дополнительной рекламой для вас могут стать оригинальные стаканчики и трубочки, которые русский человек никогда не выкинет, а принесет домой, будет использовать по назначению или приложит к ним фантазию, сделает из них цветочный горшок, карандашницу, вазочку для мелких предметов и пр. А на стаканчике ваш логотип! Вот вам и вторая жизнь рекламы. Так же можно на первых порах проводить дегустации, презентации, они всегда будут восприняты позитивно!
Так что наши фрукты – отличная тема бизнеса, остается только приложить некоторые усилия, фантазию, умения. И они принесут вам огромное удовольствие, здоровье, и… деньги!