Каждому индивидуальному предпринимателю знакомо понятие «конкуренция» не понаслышке, многие считают борьбу с конкурентами своей основной проблемой. Да, о своих коллегах, которые мечтают занять вашу нишу на рынке, забывать нельзя ни на минуту. Но следует принимать конкурентов, как помощников в развитии. Если бы не они, бизнес топтался бы на месте, а заодно и экономика всей страны, научно-технический прогресс, и многое другое, что двигает в итоге всю человеческую цивилизацию.
Вспомните, что, согласно законам философии, двигает миром? Это конфликт, глобальный и вселенский. День сменяет ночь, зима приходит вместо лета, точно также конкурентные товары занимают лидирующие позиции на рынке, сменяя друг друга, ориентируясь все больше на потребности клиентов. Итак, мы с вами поняли, что конкурентной борьбы не избежать, она несет людям серьезную пользу, и каждый бизнесмен должен понимать, что его борьба с конкурентами является его «высшей миссией».
Уровень борьбы с конкурентами – основа для планирования действий
Для того, чтобы понять, насколько интенсивно необходимо действовать по отношению к своим конкурентам, можно провести несколько исследований, в результате которых станет понятен уровень конкуренции в вашем сегменте рынка. Конкуренция может быть высокой, очень высокой, средней или низкой. Маркетологи давно уже сделали выводы, что выпускать продукт или услугу в сфере, где конкуренция низкая, легко, но не всегда выгодно. А если конкуренция высокая, то сам процесс зачастую высокотехнологичный, и очень прибыльный.
Сделать такие умозаключения можно не только после многолетних наблюдений. Если прибегнуть к простейшей логике, станет понятно очевидное: если процесс производства не дает высокой прибыли, значит, не так уж много предпринимателей захотят работать в данной сфере, то есть не появится много конкурентов. Если же прибыль будет довольно высокой, то многие захотят присоединиться к разделу «пирога», который называется – обороты отрасли.
Если конкуренции вообще нет на конкретном рынке, то это монополия. Государство тщательно следит за тем, чтобы ни одна рыночная сфера не была подвержена влиянию всего одного предприятия, пусть даже самого мощного и перспективного. Данное направление регулируется антимонопольным законодательством. Единственная монополия, которая разрешена – государственная. Ничего не поделаешь, но госказна должна пополняться за счет самых выгодных направлений экономики, так было заведено еще во времена Петра I, так будет и всегда.
Если в конкретной сфере работают два ведущих предприятия, то рыночная ситуация называется олигополия. Она выгодна самим предприятиям, но не очень интересна государству или всему сообществу в целом. В любом случае олигополия лучше влияет на рынок, нежели, чем монополия, при ней продукт развивается и совершенствуется, хоть и не так быстро, как того хотелось бы потребителям.
И третий вид конкурентной ситуации на рынке – полиполия, то есть наличие в конкретной сфере множества предприятий, которые стремятся стать лидерами, развивают свойства своего продукта, делают ниже его себестоимость и, соответственно, рыночную цену для потребителя. Это самая благоприятная ситуация, которая дает мощный толчок экономике.
Цивилизованное государство всегда мотивирует представителей бизнеса к созданию именно такой ситуации. Принимаются законы, выдаются субсидии, развивается институт льготного кредитования и льготного налогообложения начинающих предпринимателей именно в тех отраслях, в которых слабая конкуренция. То есть государство делает привлекательной слабо конкурентную сферу бизнеса до тех пор, пока в ней не появится достаточное количество игроков.
Для чего это необходимо государству? Все очень просто – больше игроков на рынке, больше обороты этих компаний, больше валовая прибыль отрасли, больше налогов, которые поступают в бюджеты различных уровней. Если же будет процветать монополия, то и налогов меньше, и финансовый крах может наступить намного быстрее, если какой-либо из инструментов перестанет работать.
Соотношение в различных отраслях экономики монополий, олигополй и полиполий всегда должно быть определенное, крен в какую-либо сторону означает финансовые проблемы в государстве. Чтобы понять, насколько выгодно заниматься тем или иным видом бизнеса, надо понять, насколько высок уровень конкуренции в нем, а также входные барьеры и предполагаемую прибыль. Только тогда можно принять верное решение и начать выгодную работу на себя.
Уровень конкуренции следует выяснить перед принятием решения об открытии бизнеса
Конечно, вы можете без труда назвать всех своих основных конкурентов, работающих в выбранной вами сфере в вашем регионе. Но не всегда конкурентная сфера ограничивается местными игроками, поэтому необходимо тщательно поработать над этим вопросом. Изучите, какую продукцию покупают потребители того региона, на котором вы хотите работать. Посмотрите, где она производится, на каких заводах, в каких городах, под эгидой каких крупных сетевых компаний.
Сети – самый опасный конкурент, производители, работающие в этой схеме, выпускают огромные партии товара. Следовательно, себестоимость его получается очень низкая. А этот факт, в свою очередь, позволяет снижать цену для потребителей. Ценовая конкуренция – важный фактор в сфере товаров массового потребления. Согласитесь, купить недорогую зубную щетку — это реальное закономерное желание потребителя, а купить новую модель «ролсройса» на пару тысяч дешевле желания ни у кого не возникает. Конкуренция в уровне качества – вот что движет производителями автомобилей.
Вы выбрали сферу деятельности, затем определите, какие предприятия работают на вашем сегменте рынка в средней ценовой категории, поймите, какая конкуренция присутствует – по качественным показателям или стоимостная.
Вторым пунктом вашего исследования должен стать анализ инновационного движения. Новинки в технологиях, в технике, в исследованиях, в производственном процессе – все это делает компанию конкурентной, лидирующей. Оцените, как быстро ваши конкуренты внедряли новинки в работу, ваш путь будет занимать примерно столько же времени. Возможность быстрых изменений делает рынок привлекательным для бизнесменов, а его «неповоротливость» может существенно снизить эффективность конкурентных шагов.
Весьма существенно влияет на конкурентоспособность предприятия объем издержек, которые будут возникать регулярно. Если затратная часть бизнеса невелика, то, как правило, возникает довольно высокая конкуренция. И наоборот – если порог вхождения в дело довольно высокий, требует серьезного стартового капитала, а затем высоких затрат на сырье, то привлекательность бизнеса будет низкой, как и общая конкуренция.
Изучите, на каком этапе развития находится вся рыночная сфера деятельности, которую вы выбрали. Если она только недавно начала развиваться, а спрос на товар довольно высокий, то им можно заняться, не смотря на динамично увеличивающееся число конкурентов. Хорошо развитый рынок может и не вместить больше игроков, так как насыщенность товаром данного вида будет максимальной.
Некоторые виды рынка показывают стагнацию, начинать заниматься ими смысла нет, но одно-два предприятия на определенной территории могут работать с выгодой еще несколько лет. К примеру, фирмы по продаже дисков с фильмами доживают свои последние годы, закрыто производство плейеров для таких дисков.
Развитие предприятий вашего сегмента рынка также имеет свои стадии. Об основных этапах жизненного цикла предприятия мы рассказывали в одной из наших статей подробно. Так вот, если основное число ваших конкурентов находятся в стадии активного роста, то вхождение нового игрока будет трудным. Если же предприятия конкурентов достигли высшей точки развития и получают длительное время стабильную прибыль, то, скорее всего, никаких действий для борьбы с конкурентами они не принимают, как и не обновляют производство, не выходят на новые рубежи.
Определив все выше обозначенные моменты можно четко понять, насколько активной будет ваша конкурентная борьба. Вы готовы к именно такому уровню конкуренции? В таком случае принимайтесь за работу!
Е.Щугорева
Конкуренция в России: правительство утвердило «дорожную карту» по развитию конкуренции: