Молодежь является наиболее активной и энергичной частью общества. Именно она отвечает на вызовы своего времени и способна справиться с ними. Еще крепко не вставшее на ноги в нашей стране малое и среднее предпринимательство требует притока молодых сил. Вот почему бизнесу, который создают молодые предприниматели, придается особое значение в развитии российской экономики.
Государственная политика в области молодежного бизнеса
Среди значимых событий 2012 года обозреватели отмечают заседание Госсовета РФ, руководимое Президентом В.В. Путиным, и встречу премьер-министра Д.А Медведева с бизнесменами России. Оба события однозначно подтверждают смещение акцентов развития России на экономику и бизнес. Улучшение инвестиционного климата страны существенно зависит от многоуровневой поддержки предпринимательства, особенно молодежного, на которое возлагаются большие надежды.
Оба руководителя не раз подчеркивали важную роль молодежного бизнеса при решении социально- экономических задач, стоящих перед обществом. Это сокращение уровня безработицы путем создания рабочих мест, подготовка новых квалифицированных кадров, ускорение перехода страны к инновационному развитию. Инновации, как известно,- это нововведения в любой из областей производства, управления и организации труда, способные повысить эффективность действующей системы. Кому, как не молодежи, осваивать инновационные сферы!
Для создания стимулов и благоприятных условий развития молодежного предпринимательства на федеральном, а также региональном уровнях разработаны различные программы. Государственную политику по поддержке молодых предпринимателей осуществляет Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи), Министерство экономического и социального развития, а также Министерство образования.
Задачи, которые ставит государство
Поддержка государством молодых бизнесменов осуществляется путем решения задач:
- Вовлечения в предпринимательство молодых людей (18-30 лет);
- Содействия созданию и работе молодежных предприятий;
- Содействия при разработке, продвижении проектов, создании малых предприятий в сфере инноваций.
- Содействия трудоустройству учащейся молодежи на объекты малого и среднего предпринимательства.
К субъектам особого внимания государства относятся молодые начинающие бизнесмены, а также учащаяся молодежь.
Греет ли молодежь идея предпринимательства?
Во всем мире больше всего от безработицы страдают молодые люди. Выходом из зависимости от чужого дяди-владельца предприятия, конечно же, является открытие собственного дела. По данным опросов, проводимых социологами, в возрастной категории 18-30 лет хотят начать свой бизнес от 30 до 40% молодых людей.
Однако только треть из них готова реализовать это свое желание. Сказывается отсутствие знаний и денежных средств. В Москве, где больше возможностей для развития своего дела, число таких потенциальных предпринимателей достигает 21%, а в городах с численностью 250 000 -1000 000 человек — до 20%. Трудности с трудоустройством в таких городах подталкивают наиболее активных к предпринимательской деятельности.
Из числа работающей молодежи предпринимателями становятся те, кто был активен и успешно работал на своем рабочем месте. Они самостоятельны, не боятся пробовать свои силы в новом для себя деле. Важную роль играет наличие родителей-предпринимателей или родителей-руководителей производства. Опора на их опыт придает уверенности начинающим бизнесменам.
Что страшит молодых бизнесменов и кто может помочь
Главная трудность для расширения бизнеса состоит в недоступности денежных средств. Так считает более 50% опрошенных начинающих предпринимателей. Из них 20% не имеют возможности обратиться в банк для получения займа. Федеральное законодательство, к сожалению, до сих пор не выделяет в отдельную категорию молодежное предпринимательство, поэтому его поддержка государством идет на общих основаниях.
Отсутствие финансовой грамотности у молодежи также является большим тормозом, вызывает страх, получится ли. К тому же Россия пока еще не имеет комплексной системы помощи молодежному бизнесу. Вместе с тем уже существующие организации и мероприятия оказывают ему реальную поддержку.
Так, весной 2007 года была создана Ассоциация Молодых Предпринимателей России (АМПР) – первая молодежная бизнес-организация. По стране уже создано 25 ее региональных отделений. Целями АМПР являются содействие осуществлению прав молодых предпринимателей, их защите, организации контактов с исполнительной и законодательной властью, привлечение к обсуждению проблем малого и среднего бизнеса, объединение молодежных сообществ, воспитание социальной ответственности, политической активности, патриотизма молодых бизнесменов.
Региональные отделения АМПР оказывают молодым предпринимателям как финансовую, так и нефинансовую поддержку. Первая заключается в помощи для получения займов или ссуд на развитие /расширение бизнеса. Для этого молодому бизнесмену, члену Ассоциации, необходимо представить свой бизнес-план, который затем должен быть одобрен экспертным советом.
Нефинансовая поддержка – это обучение и наставничество, призванное восполнить недостаток опыта. Организовываются бесплатные семинары, школы бизнеса, по окончании которых желающим начать свое дело выделяется опытный наставник для консультаций по всем насущным вопросам. Как считает большинство начинающих бизнесменов, эта форма помощи даже важнее финансовой поддержки.
Поддержанию имиджа молодого бизнесмена, формированию его положительного образа служат ежегодно проводимые конкурсы на звание лучшего предпринимателя России. Стало традицией вручать премию «Лучший молодой предприниматель России» для популяризации предпринимательства среди молодежи. Это мероприятие является социально значимым. За звание лучшего в 2012 году боролись свыше пяти тысяч претендентов из 65 регионов. Награды получили в номинациях: реклама, инновации, строительство, здравоохранение, товары народного потребления и др.
Как работает международная поддержка
Проблема трудоустройства и использования для созидательных целей огромного творческого потенциала молодых людей актуальна также для любой другой страны мира. Поэтому некоторое время назад IBLF (Международный Фонд Лидеров Бизнеса), а также Фонд принца Уэльского разработали свою международную программу для поддержки молодежного бизнеса. Реализацией ее уже в 39 странах занимается международная сеть YBI (Youth Business International).
При ее содействии вместе с российским филиалом IBLF четыре года назад в России запущена программа «Молодой бизнес России». Задачи этой программы: вовлечение молодежи в дело социально-экономического развития регионов, помощь молодым предпринимателям в получении займов или кредитов на нужды своего бизнеса, организация международных контактов, содействие выходу российского молодежного бизнеса на международную арену.
Естественно, большое внимание уделяется обучению и консультациям по всем вопросам ведения бизнеса. Привлекательность программы «Молодой бизнес России» состоит в том, что открытие молодежного предприятия сопровождается добровольцем-наставником. Он имеет опыт предпринимательской деятельности, способен, что особенно ценно, дать полезную консультацию.
Перспективы российского молодежного предпринимательства
По мнению Р. С. Терехина, одного из руководителей «Ассоциации Молодых Предпринимателей России», наши бизнесмены имеют преимущество по сравнению с коллегами из стран с развитой экономикой. Сейчас ситуация на российском рынке из-за его нестабильности складывается вполне удачно для предпринимателей, так как имеется много незанятых ниш. Такое положение будет длиться не более 5-10 лет. Это означает, что нужно пользоваться моментом. Тем более, что «процесс пошел», имея все шансы на благоприятное развитие.
Помимо существенной помощи АМПР и других общественных организаций в консалтинговой поддержке, поиске партнеров, ведении бухгалтерии, привлечении финансовых средств, команда профессионалов АМПР готовит предложения по изменению законодательства. Есть наметки по вхождению представителей Ассоциации Молодых Предпринимателей в Госдуму для налаживания диалога между предпринимателями и властью.
Вовлечение молодых сил в предпринимательство даст толчок развитию экономики страны. Молодежь умеет привносить новые идеи и реализовывать их. Необходимо только трудолюбие, а также желание воплощать эти идеи, не жалея собственного времени.