В начале 20 века в России говорили, что бедно живет тот, кто не работает. А теперь все наоборот говорят, что если человек не работает, значит он богат. Неправильное мнение осталось еще с коммунистических времен, когда образ хозяина своего дела высмеивался, сам предприниматель назывался буржуем, и всячески высмеивался.
На самом деле индивидуальный предприниматель – это труженик, который работает без праздников и выходных, на первых этапах становления даже без обедов и спокойного сна. Но все это меркнет перед перспективой сбросить с себя давление руководителя, не всегда серьезного и грамотного, и стать директором самому. И пусть в рабочем коллективе сперва будет один сотрудник – вы, но только вы сами сможете решать, что делать, как и в каком направлении развиваться. Остается только узнать, как можно стать предпринимателем?
История предпринимательства в России
В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси, но наибольшее развитие получило при Петре I. В это время стали активно развиваться производства тех хозяев, которые производили товары, пользующиеся спросом за границей. А так как богатства России не нуждались в отдельном представлении, зарубежные торговцы с удовольствие стали покупать у нас железную руду, цветные металлы, золото, меха, рыбу, оружие, ткани и сукно. Купцов Демидовых до сих пор во всех учебниках по предпринимательству приводят в пример, как знаменитую династию, взявшую начало от знаменитого тульского кузнеца.
При Петре по России создаются заводы, мануфактуры. Предпринимательство приветствуется и всячески им поощряется. Но со временем при других правителях ситуация изменилась. Крепостное право очень тормозило процесс развития рынка. И только с его упразднением Россия получила настолько мощные предпосылки для создания и развития частного предпринимательства, что в 1913 году стала одним из мировых лидеров по промышленности, сельскому хозяйству, и уровню жизни простых граждан.
В 1917 году предпринимательство упразднено, а все производство отдано стране и народу. И только в октябре 1990 года в нашей стране опять приходят к созданию института частной собственности, а следовательно, появляется понятие «индивидуальный предприниматель».
Кто такой индивидуальный предприниматель
Итак, рассмотрим, кого же можно назвать индивидуальным предпринимателем. Определение этого термина содержится в статье 11 Налогового Кодекса РФ: «индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица».
Первое, что надо сделать, чтобы стать ИП, надо самостоятельно прийти к решению о том, что вы не хотите работать на «чужого дядю», то есть хотите уйти с постоянного места работы и начать работать на себя самого. Вы готовы отказаться от стабильной небольшой зарплаты? Вы готовы стать и директором и исполнителем в одном лице? Вы сможете самостоятельно распределить свое время, заставить себя работать, учиться, выполнять требования государства по ведению документации и оплате налогов? Если на все вопросы вы ответили «да», то вам можно становиться индивидуальным предпринимателем.
Выбор сферы деятельности предпринимателя
Чтобы стать индивидуальным предпринимателем, нужно будет пройти несколько этапов. Во-первых, надо будет определиться с видом деятельности. Что вы хотите производить, чтобы получать доход? Конечно, у вас есть таланты, которые надо использовать в работе. Вы, может быть, хорошо вяжете крючком, ремонтируете автомобили или телевизоры, делаете красивые табуретки, умеете сочинять поздравления в стихах и еще много чего умеете.
Каждое такое умение можно превратить в дело, которое будет приносить доход. Из того, что мы перечислили, может родиться вязальное ателье, СТО, мастерская по ремонту бытовой техники, мебельная мастерская, творческая поэтическая лаборатория. Это будет не просто ваше ИП, ваше дело, это будет производство, которое вы знаете досконально, в котором вы будете первым мастером.
Конечно, можно открывать дело, в котором вы ничего не понимаете и не умеете, вы тогда должны будете грамотно организовать работников для достижения поставленной финансовой цели. Но это уже будет больше походить на ООО, а не на ИП.
После того, как вы определились с личными приоритетами, вы должны понять, какие товары и услуги будут пользоваться спросом на рынке, а какие нет. Частный предприниматель должен знать спрос на свой товар, на товары конкурентов, на другие группы товаров. Имейте в виду, что спрос на космические корабли намного меньший, чем на хлеб.
Деятельность предпринимателя заведомо будет приносить дохода все больше и больше на товары из группы «ежедневного потребления». К ним относится еда, которая ежедневно бывает на столе потребителей, домашние товары – спички, посуда, туалетная бумага, салфетки, постельное белье, и многое другое. Так же есть услуги, на которые всегда будет спрос: товары для новорожденных и погребальные товары, лекарства и товары для здоровья, услуги по ремонту и товары для него.
После того, как вы определитесь с видом деятельности, вы должны будете реально соотнести ваши силы и уровень конкуренции в вашей отрасли. Любая деятельность предпринимателя должна быть ориентирована на эксклюзивность услуги или товара. Как бы не был востребован свежий хлеб на рынке, но если в городке со 100 тысячами проживающих 25 пекарен и один хлебозавод, со своей 26 пекарней вы просто прогорите. Выбирайте тот сегмент бизнеса, в котором есть нехватка продукта.
Государственные требования к предпринимателям
Первое требование государства к тем, кто хочет работать сам на себя, это регистрация ИП.
В уже упоминавшейся статье Налогового Кодекса говорится: «Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.»
Будущий предприниматель должен собрать необходимый пакет документов и заплатить госпошлину. Это можно сделать самостоятельно, а можно нанять исполнителей. Вы легко найдете индивидуального предпринимателя или небольшую фирму, занимающуюся такими услугами. В таких компаниях работают грамотные юристы, экономисты, бухгалтеры. С ними вы сможете сэкономить на зарплате сотрудников этого направления.
Далее вы должны будете зарегистрироваться в органах статистики, социального страхования (в случае, если вы будете нанимать сотрудников), в пенсионном фонде. Потом вы откроете счет в банке, закажете печать, если это вам необходимо, и можете приступать к работе. Далее надо будет грамотно сдавать отчеты и оплачивать вовремя налоги. Это очень просто. И сложно одновременно. Лучше всего взять на часть ставки грамотного бухгалтера, или опять-таки обратиться к аутсорсинговой фирме.
Теперь вы в общих чертах знаете, как стать предпринимателем. Конечно, изложенные выше сведения крайне скудны и поверхностны. Кроме всего прочего вы должны в себе ощущать силы для борьбы, потому что любая деятельность в бизнесе сродни «прорубания окна в Европу». Вам нужно будет бороться с конкурентами (цивилизованными способами), с умными и не очень работниками различных инстанций (налоговая, администрация, статистика, пенсионный и пр.). Вам так же придется прилагать самые активные усилия в борьбе за качество товара или услуги, за привлечение покупателя. Если активно трудиться вам не по нраву, то лучше остаться на заводе на стабильной зарплате.
Имидж фирмы и реклама
Не только высоким качеством товара и услуги приходится предпринимателю привлекать своего покупателя. Не надо забывать, что постоянное размещение рекламы не только повышает имидж фирмы, освещает деятельность предпринимателя, но и не дает забыть потенциальным и существующим покупателям о вашем существовании.
Как сделать грамотную рекламную кампанию, можно узнать из разных книг и источников. Можно пройти курсы по рекламе. Но большинство индивидуальных предпринимателей размещает рекламу, не задумываясь о таких понятиях, как целевая аудитория, образ среднего покупателя, выгода от товара. И в результате реклама не то что не приносит прибыли, но даже не окупает затраты на ее создание. Поэтому подходить к рекламе надо с большим вниманием, чтобы минимальная отдача от нее составляла 20% от общего оборота в месяц.
Так же вам, как предпринимателю полезно будет устраивать различные выставки продукции и акции по продаже. Это привлечет внимание покупателей так же эффективно, как и хорошо продуманная реклама. Для этой работы хорошо составлять маркетинговый план на год работы, и привлекать к этому специалистов-маркетологов. Они проведут все исследования и предложат вам нужный объем мероприятий, направленных на развитие и получение прибыли.
Посмотрите видео, в котором объясняется, в чем отличие ИП от ООО:
Читайте также эту статью