Новый бизнес в информационном мире

Не так давно общество шагнуло на новый виток своего развития и из постиндустриального превратилось в информационное. Это значит, что на один из первых планов в жизни человека выходит информация. Разрастается сфера информационных услуг. Информация приносит прибыль.

Для быстрой и точной обработки информации была разработана электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Изначально гигантская и маломощная. С развитием электротехники и микроэлектроники изменялись ее параметры и характеристики. Она перестала занимать огромные помещения и выходить из строя каждые пять минут. Надёжность и мощность росли, вычислительная машина становилась всё дешевле и проще в использовании, и в какой-то момент компьютер обзавелся гордой приставкой «персональный».

Сейчас ПК есть почти в каждом доме, а то и не один. По оценкам экспертов, потребность в обслуживании компьютеров с каждым годом будет расти примерно на десять процентов. И легко видеть, что это поле деятельности как нельзя лучше подходит для открытия своего бизнеса, для начинаний и экспериментов.

Построение бизнес-плана

Уже сейчас в этой сфере обосновались большие корпорации, стремящиеся утянуть всех нуждающихся в ряды своих клиентов. Но ни одна, даже самая старая и мощная корпорация не сможет охватить все грани такого процесса, как жизненный цикл компьютера. Поэтому надо сразу определить, какие именно услуги будет предоставлять свежеоткрытая фирма. Рассмотрим варианты.

Сборка компьютера. Если не рассматривать производство запчастей, то это первый этап существования компьютера как целостной системы деталей, как работоспособной машины. Простой обыватель не знает, как из большого количества деталей собрать ПК. Поэтому он обращается с этим вопросом к специалистам, которые смогут согласно официальным стандартам и неписаным законам собрать машину из заказанного клиентом набора запчастей. А также объяснить, почему одна из них не может соседствовать с другой и предложить замену.

Продажа запчастей и комплектующих. В наши дни вычислительные мощности растут столь быстро, что только что купленный современный компьютер через пару лет уже безнадёжно устареет, и не будет справляться со своими задачами. Такие машины нуждаются в апгрейде — замене тех или иных запчастей на более мощные. Именно эти детали и захочет купить пользователь. А также, вероятно, продать старые, хоть и маломощные, но исправно работающие.

Кроме того, компьютер не ограничивается стандартным набором железа, тихо жужжащего в системном блоке. Пользователь ПК не обойдётся без чувствительной и точной компьютерной мышки, современного монитора с широким дисплеем, мощной аудиосистемы, красивого и нестандартного корпуса компьютера, сетевого оборудования и других комплектующих.

Диагностика и ремонт. Хотя компьютер делается с изрядным запасом прочности, большинство вычислительных машин рано или поздно выходят из строя. И с диагнозом «Ничего не работает!» появляются на рабочем столе ремонтника, который и определит, что с машиной не так, как это исправить и сколько это стоит. Часть запчастей может не подлежать ремонту и их придётся заказывать у поставщиков.

Продажа, настройка и сопровождение программного обеспечения. Без установленных программ компьютер — просто мощный калькулятор. Если клиент заказывает компьютер оригинальной сборки, то в фирме должен быть специалист, который может установить операционную систему (Windows, Linux или какую-либо ещё), установить драйвера для всех устройств в данной комплектации, установить и настроить необходимое начальное программное обеспечение. Программы могут ломаться наравне с железом, так что их переустановка и перенастройка тоже принесёт компании неплохой доход.

Отдельной графой стоит упомянуть чистку ПК от вирусов, продажу и установку антивирусных систем. В сети Интернет водится большое количество вредоносных программ, с которым не справится стандартная защита операционной системы. Каждая из этих процедур впишет в ваш план какие-то расходы и какие-то потенциальные доходы. Надо подобрать сочетание предоставляемых услуг, которое устроит и вас, и клиентов.

Определившись с возможностями предприятия, смело оформляйте индивидуальное предпринимательство. Существуют специалисты, которые могут относительно быстро оформить всё необходимое в соответствии с законами и правилами.

Следующим шагом станет аренда помещения. Здесь два варианта — либо помещение должно быть на виду и доступно обычному прохожему, либо реклама и репутация вашего сервисного центра должна быть гениальной. Никто не пойдёт во дворы и гаражи, если недалеко на главной улице есть другой подобный магазин.

В принципе, никаких особых требований к помещению нет, так что с арендой проблем возникнуть не должно. Но в любом случае, при заключении договора аренды, необходимо учитывать состояние помещения, стоимость ремонтных работ (их может взять на себя арендодатель и повысить арендную плату и наоборот), прочие технические характеристики помещений, такие как предельная мощность системы электропитания, уровень освещённости комнат, уровень постороннего шума и другие. Знание подобных нюансов позволит определить минимальную стоимость аренды помещения и начать торг, если он уместен. Также следует принять меры для защиты от мошенников — например, проверить документы на помещение у арендодателя.

Подбор оборудования

Пустое помещение следует оборудовать в соответствии с услугами, предоставляемыми компанией и масштабом этих услуг. Лучше это сделать при активном участии персонала — всё-таки, на этой аппаратуре работать предстоит именно им. У кого-то, может быть, рука под определённый паяльник набита, а кому-то нужен рабочий стол определённой формы.

Не стоит забывать, что в данной области помимо железных инструментов понадобятся ещё и специализированные программы, настроечные, сканирующие и другие. И они должны быть лицензионными, как и всё программное обеспечение в компании. В частности, в процессе подбора оборудования можно приблизительно оценить уровень работников.

Профессионализм персонала — источник слухов о компании, хороших либо плохих. Именно они будут в значительной степени определять клиентуру — довольный клиент приведёт знакомых, а если повезёт — то и даст выход на какую-либо компанию, нуждающуюся в постоянном обслуживании. По статистике, основные критерии оценки компании — качество и скорость услуг в какой-то области. Разнообразие предоставляемых услуг позволит увеличить число потенциальных клиентов.

Также немаловажным фактором является то помещение, куда имеет доступ клиент. Помимо стеллажей с товаром и рекламных стендов, там было бы неплохо расположить пару диванов, кулер с водой, а то и автомат по продаже газировки.

Особенности подбора персонала

Условно штат сотрудников можно разделить на две части — люди, которые общаются с клиентами и люди, в чьи обязанности это не входит. К первой группе, конечно, требования куда жёстче.

Ремонтник, который выезжает на дом, должен уметь простым языком рассказать, что именно в компьютере не работает, кто в этом виноват, что с этим можно сделать и почему за это придётся столько платить. Он должен уметь убедить клиента в том, что за срочную работу и за работу в выходные полагается доплата, что неисправное оборудование именно неисправно и починить его никак не получится, даже если дать взятку мастеру. И главное — всё это должно быть сказано с доброжелательным видом и спокойным голосом, даже если клиент совсем не прав.

Такой человек должен быть проинструктирован на случай, когда клиент отказывается платить за уже проведённый ремонт, например, сломать всё обратно (это в самом крайнем случае). И он должен работать куда оперативнее, чем такие же ремонтники, сидящие в мастерской в подвале фирмы. Его нужно обеспечить связью, чтобы выдавать срочные заказы или доставлять на место ремонта запчасти для замены.

Помимо «железных» проблем, он должен быть подкован в области программных поломок, как минимум, суметь отличить программный глюк от неполадок с аппаратурой и вызвать специалиста по софту. К тому же, работая на выезд, работник подвергается юридическому риску — некоторые операции над нелицензионным программным обеспечением наказуемы и мастер должен чётко знать — что он может делать, а от чего стоит воздержаться до проверки лицензий.

Ну и многие другие требования к работникам определятся по мере выполнения заказов. Любой продавец должен уметь объяснить клиенту, почему один компьютер дороже второго, хотя второй выглядит куда современнее. Он должен понять, какая запчасть нужна покупателю, пришедшему за «плашечкой для Интернета» или «термоклеем для процессора».

Сборщик должен так соединять детали, чтобы провода не попадали в вентиляторы и не переламывались через месяц, чтобы закреплённые запчасти не вылетели при перевозке.

Управленцы должны эффективно разделять заказы между рабочими, а могут и брать на себя обязанность следить за актуальностью настроечных программ и баз данных антивирусов, решать спорные вопросы с упрямыми клиентами и прочие организационные вопросы.

Смежные сферы услуг

Логично предположить, что если ваша фирма возьмёт на себя профилактику и ремонт компьютеров в какой-либо фирме, то вместе с ними придётся ремонтировать и принтеры и маршрутизаторы с коммутаторами и прочие железки, которые на компьютер мало похожи. И этим шансом можно и нужно воспользоваться — наличие специалиста по ремонту оргтехники и околокомпьютерных комплектующих вольёт ещё один денежный поток в ваш капитал.

Когда всё готово для начала работы, а может быть, даже заранее, нужно начинать рекламную кампанию. Её интенсивность зависит от многих факторов — числа конкурентов, разнообразия услуг, предоставляемых фирмой, доступности офиса и прочих. Поначалу именно это будет определять, пойдут люди к вам или в соседнюю мастерскую.

Со временем начнёт работать «сарафанное радио» — слухи о вашей фирме. С этой целью среди прочих стоит выделять клиентов, которые на вид разбираются в технике, но недостаточно, чтобы починить неисправность, или просто за запчастью пришли. Потому что именно к этим «продвинутым пользователям» пойдут друзья-знакомые за помощью в первую очередь. А те, помня о хорошем сервисе, отправит их по вашему адресу.

По заверениям экспертов, в современных реалиях такой бизнес окупается за один-два месяца при хорошем количестве клиентов. А при грамотной рекламной кампании нуждающихся в ваших услугах будет более, чем достаточно. Также, если проводить конкурсы, мероприятия, выдавать клиентам дисконтные карты, вполне возможно, что в скором времени потребуется расширять фирму. Не забывайте о базовых принципах, описанных в этой статье и ваш бизнес будет процветать!

Е.Щугорева