Снижение предпринимательских рисков

Как понять, что они есть и что с ними делать?

Управление предпринимательскими рискамиВ предпринимательской деятельности постоянно возникает много рисков, которые влекут за собой проблемы. И лучше всего не заниматься решением проблем, а предвидеть возникновение самих рисков. Этот процесс в практике менеджмента называется «управление предпринимательскими рисками», его изучают менеджеры высшего звена. А индивидуальный предприниматель сам себе менеджер и работник, сам планирует и сам все выполняет. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос подробнее, постараемся его изложить очень легко и понятно всем, не имеющим специального образования.

Что такое риск

Итак, риск – это неблагоприятное действие на бизнес-процесс, который возникает как внутри предприятия, так и по внешним причинам. Мы уже рассказывали, но повторим, что внутренние проблемы исходят от сотрудников предприятия и его руководителя, в внешние – от окружающего бизнес-пространства (партнеры, государство, пр.)

В управлении рисками есть два этапа. Первый заключается в том, что ваше предприятие должно стать очень гибким, быстро начать реагировать на все, что происходит внутри и во внешней среде. И вовсе не обязательно укрупнять свое дело, как раз мелкие и средние предприятия чаще всего оказываются самыми жизнеспособными. Надо добиться такого стиля работы, когда все вопросы будут решаться быстро.

Если надо сменить поставщика, к примеру, на крупном предприятии процесс строится таким образом. Снабженец обнаруживает постоянную пересортицу в большом процентном выражении в течение месяца. Он идет с этим известием к бригадиру, потом к технологу. Потом они разговаривают об этом с главным специалистом или с заместителем директора. Затем учетчик неделю делает справку по пересортице за последний месяц. Эта справка идет на стол к экономисту для расчетов, показывающих убытки предприятия от пересортицы и возврата. Затем все эти расчеты ложатся на стол к первому лицу — руководителю. Он изучает цифры, дает задание экономисту просчитать, какой допустимый процент пересортицы. Экономист передает эти данные снабженцу с указаниями директора о поиске другого поставщика. Снабженец идет к юристам, логистам, коммерческому директору, они ищут нового поставщика, заключают с ним договор, и начинается работа. Сколько по времени занял процесс выявления и исправления проблемы? Более двух месяцев. А это огромные убытки.

Предприниматель находится в более выгодном положении, чем такое крупное предприятие. Он сам может увидеть эти частые пересортицы, или ему об этом скажут. Он должен как можно быстрее, без подстраховочных расчетов, или параллельно с ними, найти другого поставщика, даже лучше несколько поставщиков, запросить от них условия сотрудничества. После анализа нескольких вариантов предприниматель выберет наиболее оптимальные условия и сменит поставщика. Такой процесс займет не более трех дней.

Второй этап управления предпринимательскими рисками заключается в применении всех методов выявления рисков, не останавливаясь на одном, наиболее легком.

Методы выявления рисков

Анализ предпринимательских рисковДля полноценного выявления риска надо всегда иметь в виду, что везде, во всех организациях и инстанциях, откуда может исходить риск, у вас должны быть «свои люди». Это, конечно, не шпионы, сливающие вам всю информацию, ведь у вас бизнес, а не детектив. Просто вы должны быть в хороших отношениях с человеком из этой организации, лучше с руководителем или его заместителем, который вовремя проинформирует вам об изменениях в условиях сотрудничества, на стадии «хотят принять», а не когда уже «все изменили и подписали». Вы в таком случае будете иметь возможность в экстренном порядке провести переговоры с руководством или найти другого партнера до наступления проблемной ситуации. Этот этап — выявление опасностей или инцидентов.

Второй этап – сбор информации об объекте – носителе риска. Необходимо знать о своих партнерах все, что может повлиять на ваши отношения: форма собственности, все собственники, адрес, электронный адрес, весь перечень продукции, цены, достижения, провалы, люди и директор лично, день рождения директора и фирмы, экономические процессы фирмы, разработки и направления. Все это можно найти в статистических общедоступных данных, в средствах массовой информации, в экономических региональных отчетах.

Так же можно воспользоваться некоторыми документами управленческой и финансовой отчетности потенциального партнера, которые вы можете запросить перед первой сделкой. Это квартальные и годовые отчеты, организационную структуру предприятия или того отдела, с которым вам предстоит тесно сотрудничать, карту технологического потока, и многие другие. Если предприятие вам все это предоставит для ознакомления, значит, скрывать ему нечего, работа с таким партнером будет, скорее всего, безпроблемной.

Экспертный метод оценки предпринимательских рисков

Очень интересен экспертный метод оценки предполагаемого партнера способом сбора и обработки мнений опытных предпринимателей, ваших коллег. Они могут вам рассказать как о положительных моментах работы, так и о неудачах, просчетах и неприятностях, возникших в работе с определенным контрагентом. Уверяем вас, вы соберете самую полную информацию таким способом.

Метод аналогий

Если вы начинаете с незнакомым бизнесменом сотрудничество, какой-либо проект, то его успешность можно оценить и методом аналогий. Вы можете найти в интернете и в печатной прессе много похожих проектов, посмотрите, насколько они были успешны. Если они принесли доход своим организаторам, то и ваши шансы на успех довольно велики. Но, если речь идет о проекте, который насытил рынок товарами или услугами, то, возможно, ваши дополнительные объемы будут лишними. Здесь надо четко оценить объемы поступивших товаров, и соотнести их с количеством потребителей в вашем населенном пункте. Тогда можно будет принять верное решение, исключив риски.

Совмещение этих методов даст предпринимателю очень серьезную защиту от возникновения нежелательных рисков. А если он все-таки возник (в природе не бывает деятельности без рисков вообще), то надо срочно принимать меры по его устранению. Наиболее применимы индивидуальным предпринимателем три способа воздействия на риски, которые мы с вами и рассмотрим.

Воздействие на риски

Снижение риска. Этот способ направлен на уменьшение принесенного риском ущерба. Так же можно уменьшить вероятность его наступления. Снижение риска можно достигнуть диверсификацией. То есть надо делать ставку не на одного контрагента, а на нескольких, не в одно направление инвестировать средства, а в несколько. Этот способ выражен знаменитой фразой «Храните яйца в разных корзинах». Способ древний и давно подтвердивший справедливость высказывания. Обязательно им надо пользоваться.

Очень эффективен также способ снижения рисков лимитированием. Если вы установите лимит на расход средств по каждой статье расходов, на объем финансовых вложений и инвестиций, то вы оградите себя от лишних случайных трат. И еще один способ снижения рисков, широко известный у предпринимателей, это страхование в специализированных компаниях, которому подвергаются самые разнообразные направления деятельности. Об этом рассказывается подробно в одной из наших прошлых статей.

Сохранение рисков

Этот метод предполагает отсутствие реакции на возникающий риск с внешней стороны. Но это не означает, что предприниматель бездействует в это время. Он может создать стабилизационный фонд, в котором будет аккумулировать деньги для погашения рисков. Он так же должен гасить все негативные последствия рисков до такой степени, чтобы ситуация оставалась на одном уровне. Кажется, что такие действия вообще не имеют смысла, и тем более, финансовой выгоды. Но это не так. К примеру, предприятие постоянно штрафуют за нарушение природоохранного законодательства. Предпринимателю надо купить большое очистное сооружение, на которое денег у него нет. Поэтому он постоянно оплачивает штрафы, как взносы в фонд охраны природы. Этим самым сохраняет стабильность ситуации. Таким же способом стоит обезопасить себя от инфляции – сохранить на существующем уровне. При планировании на год вы закладываете рост производства на 8-10 процентов для сохранения существующего уровня. А вот если вам надо реально увеличить прибыль, то закладывайте больше.

Передача рисков

Страхование предпринимательского рискаСмысл воздействия риска заложен в названии. Предприниматель перекладывает последствия риска на третье лицо. Например, страховой компании. Все ваши убытки она компенсирует, если вы их прописали в страховом договоре. Теперь важность страхования вам стала понятна, и вы ощутили его важность? Все становится яснее, когда выражено в рублях. Это как раз такой случай. Существует еще один эффективный способ передачи рисков. Вы покупаете, к примеру, металлическую балку на большом складе по низкой цене и в большом количестве. Склад находится в 1200 км от вашего населенного пункта. Но даже с учетом транспортных расходов вам несказанно выгодна эта покупка. Но! Во время перевозки может возникнуть риск уменьшения веса балки из-за ее некачественной охраны. Попросту говоря, своруют часть по пути. Что делать в таком случае? Впишите в договор такие условия: по пути от склада до вашего областного центра (до ближайшей к вам узловой станции) балка находится в собственности поставщика, в момент перегрузки с железнодорожного транспорта на вашу фуру балка становится вашей собственностью. То есть вы отвечаете за сохранность балки только от узловой до вашего офиса. А на всем остальном расстоянии отвечает за нее поставщик, который уже самостоятельно подписывает договор с транспортной компанией, и устанавливает ей неустойку в случае возникновения недостачи. Таким образом риск недогруза перекладывается частично на поставщика, а частично остается в ведомстве предпринимателя.

Основные правила управления рисками

Главное, что нужно запомнить индивидуальному предпринимателю – не нужно избегать риска, надо его предвидеть и минимизировать его последствия. А вообще-то рисковать надо, но грамотно. Если вы находитесь на начальном этапе нового дела, вам надо максимально точно представить все риски и возможные потери. Если потери не превышают уровня затратной части проекта, то можно совершенно спокойно к ним отнестись, а в будущем постараться их уменьшить. Для более спокойной работы можно организовать свой резервный фонд для страхования при рисках, а так же пользуйтесь услугами страховых компаний. Делите риски между минимум двумя участниками договора. И никогда не ввязывайтесь в откровенные авантюры, если сумма предполагаемых убытков может возрасти до размера стоимости вашего имущества.


Видео: основы управления рисками


ароматические благовония казанский вокзал