Почти каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал избавиться от начальника и заниматься собственным делом. Обыватели рассуждают – как же это замечательно! Сам себе хозяин, хочешь – работаешь, хочешь – отдыхаешь! Только предприниматели знают, что это ошибочное мнение, на самом деле это кардинально не так. Бизнесмен занят работой намного больше времени, чем наемный работник. Он может работать, особенно в начале, в процессе становления предприятия, и 10, и 12 часов в сутки. Он понимает, что, кроме него никто не сделает работу. А если ее отложить на завтра, то будет упущена прибыль, причем это его личная прибыль. Именно поэтому приходится работать много, порой на износ. Каждый ли сможет взять на себя такую ответственность? Каждый ли сумеет заставлять себя работать без выходных, без четкого временного графика, как говориться – «за себя и за того парня». Чтобы стать успешным предпринимателем, надо обладать определенными качествами характера. Характеристика предпринимателя складывается, в основном, из его личностных качеств. Но не обходится и без профессиональных навыков. Рассмотрим подробнее, как определить, способны ли лично вы, наш дорогой читатель, стать предпринимателем, создать и развить свое дело, чтобы получать хороший доход, оплачивать налоги, создавать рабочие места.
Кто такой предприниматель?
В бизнес-литературе вы можете найти огромное количество определений этого понятия с точки зрения личностных качеств. Мы не будем углубляться в теорию, а рассмотрим это понятие с практической точки зрения.
Владелец собственной фирмы
Что легче – руководить людьми или руководить самим собой? Уверяем вас, что договориться с собой намного сложнее. Самый главный двигатель прогресса, как утверждают ученые, это человеческая лень. Она полезна, когда речь идет о крупных судьбоносных изобретениях. Но она вредна и одновременно никуда не уходит, когда мы говорим о повседневной работе. А если вы становитесь начальником над собой, то так и хочется придумать много-много причин для того, чтобы ничего не делать. Для многих горе-бизнесменов такого рода даже перспектива получения денег не играет большой роли. Первое, что вы должны очень хорошо понять, собираясь стать предпринимателем, сможете ли вы легко по утрам вставать с постели, зная, что никто не контролирует ваш своевременный приход на работу? Сможете ли вы не бросить срочную работу в восемь вечера, остаться и доделать? Сможете ли в выходной пойти на работу, не ожидая дополнительных премий, похвал, бонусов?
Второе качество, которое должно присутствовать у будущего предпринимателя, это способность к организации всего производственного процесса. Если вы способны организовать работу так, чтобы каждая ее составная часть взаимодействовала с другими, чтобы все сложилось, как пазлы, как шестеренки механизма, чтобы они начали двигать большой мотор, то тогда вам прямая дорога в предпринимательство. Для этого нужны и лидерские качества, и организаторские, и профессиональные навыки.
Предприниматель нацелен на прибыль
Определите для себя цель вашего бизнеса. Напишите ее на бумаге. А теперь проанализируйте, что главное в вашей цели? Если на первое место вышли духовные и моральные ценности, то вам никогда не быть предпринимателем. У любого бизнесмена на первом месте должны быть деньги, получение прибыли, ежемесячное ее увеличение, вложение в развитие, которое принесет еще большую прибыль. Нельзя не согласиться с тем, что общественная польза тоже должна присутствовать в вашей цели, но она должна идти после финансовой выгоды. Для ее достижения предприниматель должен не только соблюдать все правила и законы, но и знать, как соблюдая все перечисленное, найти пути к повышению прибыли. Смекалка и догадливость – с этими верными друзьями должен работать предприниматель. Черты характера бизнесмена должны обеспечивать ему уверенность в себе и в получаемой прибыли.
Плагиат или догадливость и ловкость?
Предприниматель – это человек, использующий любую возможность «быть в теме». Грамотное владение информацией обеспечивает не только правильную работу на рынке, но и гарантирует преимущества перед конкурентами. Зачатую, предприниматель, нуждаясь в развитии, внедрении новых идей, пользуется мыслями и разработками других предпринимателей. Их можно найти в прессе, в интернете, на семинарах и тренингах, даже в простом общении с грамотными специалистами. Считается ли это «воровством идеи»? Если эта идея защищена авторским патентом, то да, конечно. Но если этого не было сделано, почему бы не вам воплотить эту идею в жизнь? Все равно, если не вы, то буквально завтра кто-нибудь другой это сделает. Поэтому у вас есть все права сделать своей ту прибыль, которая будет гарантирована от внедрения новой идеи. Вторая причина взять идею себе заключается в неповторимости мыслительных процессов у всех людей. Внедряя идею, разрабатывая ее, применяя к своему предприятию, вы все равно ее трансформируете, то есть измените, и как показывает практика – до неузнаваемости. Поэтому очень важно следить за всей информацией, которая появляется в вашей отрасли, и брать из нее все, что вам может быть полезным. Эти черты предпринимателя обеспечат вам постоянное движение вперед. Запомните одно правило: если вам кажется, что в бизнесе вы стоите на месте, значит, вы уже откатились назад. В экономических отношениях невозможно оставаться на месте, возможно только движение вперед. Поэтому постоянно внедряйте что-либо новое, совершенствуйте работу, развивайте, дополняйте, забирайте интересные идеи себе!
Риск в предпринимательстве
Предприниматель в работе очень часто рискует. Если вы не способны на это, вы все равно можете стать бизнесменом, но, мягко говоря, средним. А вот если вы не способны отвечать за свой риск, за его последствия, то вы – не предприниматель. Хороший бизнесмен может рискнуть, может проиграть, но он тут же должен придумать, как свести к нулю все последствия неудачи. Современный предприниматель, планируя рискованную сделку, должен просчитать вероятный процент успешности. Если есть вероятность проиграть сделку, то надо запланировать размер убытков и спланировать пути их уменьшения или вообще сведения к нулю. Это называется подробное планирование, в нем вы можете прописать каждый шаг, его риски, как усилить позитивные возможности и уменьшить негативные. Может показаться, что это архисложная наука, но, поверьте, это совершенно не так! Надо просто составить таблицу, в которой вы подробно все изложите по маленьким шагам, отметите сроки выполнения каждого шага, ожидаемый результат, его цель, и события, которые он повлечет. В результате вы сможете сильно увеличить ваши шансы на успех, упростить всю работу, освоить новую технологию планирования.
Изменения на рынке
Предприниматель – человек, который всегда готов к изменениям. Он никогда не будет сидеть и оплакивать свое волшебное прошлое, даже свое чудесное настоящее. Он всегда готов строить просто потрясающее будущее. К примеру, вот такая ситуация. С 1 января 2013 года налог, взимаемый с индивидуальных предпринимателей даже при нулевом балансе, повысился более, чем в 2 раза. Как отреагировали предприниматели? Насколько показывают опросы, они разделились на несколько лагерей. Одни, имеющие прибыль, повысили стоимость своих услуг и товаров от 15 до 25%, переложив на плечи покупателей обязанность погашать убытки. Другие ушли в тень, закрыв ИП, продолжая работать без регистрации, соответственно без уплаты налогов вообще, даже с риском быть пойманными и наказанными. Третьи вообще перестали работать. И таких меньше всего, как оказалось. Так которых из трех групп можно назвать настоящими предпринимателями? Не последних, это точно. А вот две первые две группы достойны внимания и уважения, если опустить морально-этическую и законную сторону вопроса. Конечно, государство в очередной раз попыталось наполнить бюджет предпринимательскими налогами, сорвав разовый куш и подорвав предпринимательство, как явление. Оно просто вынудило предпринимателей пойти по незаконному пути. Но с точки зрения адаптации к изменениям предприниматели поступили правильно, выполнив все основные функции предпринимателя – риск, адаптация к изменениям, находчивость и деловая хватка.
Антипортрет предпринимателя
А теперь проверяем ваши способности способом «от обратного».
- Вы не любите учиться, вам не интересно узнавать все новое, вам не интересно общаться с коллегами, вы не умеете радоваться их успехам.
- Вам не требуется постоянно быть в курсе всех профессиональных событий, и вообще вы не любите работать.
- При любой возможности вы убегаете от работы; чтобы начать ею заниматься, вам нужен «волшебный пинок».
- Вам всегда нужен руководитель, человек, который будет вами управлять и говорить, что делать.
- Вы никогда не берете на себя ответственность, не принимаете никаких решений, не рискуете, не занимаетесь новыми делами, не заводите новых деловых знакомств, не любите появления новых партнеров и коллег.
- У вас совершенно нет амбиций, вам не нужны признание и награды, вам не надо ездить в интересные поездки, в том числе и за границу, не нужен хороший автомобиль и просторная удобная квартира, красивый домик на даче с банькой, а главное – вы не хотите на это все зарабатывать деньги, а ждете, когда упадет на вашу голову «бабушкино наследство».
Если это так, то никогда ни за что не становитесь предпринимателем! Вам это делать нельзя!
Остается добавить!
И в завершении остается добавить несколько важных моментов. При такой огромной нагрузке очень легко подорвать свое здоровье. Поэтому каждому предпринимателю лучше всего не дожидаться инсультов, неврозов, гипертонии, остеохондрозов и прочих неприятностей. Лучше всего грамотно планировать работу и отдых. Отдыхать надо, и не просто валяться на диване у телевизора, хотя и это не исключено. Надо ходить в спортзалы, на лыжню, на каток, просто на пешие прогулки. Регулярно посещайте врача, делайте профилактические лечебные процедуры, к примеру, массаж, иглоукалывание, различные очищения организма. А лучше всего дышите свежим воздухом, делайте зарядку, закаливайтесь. И вам не будут страшны физические и умственные нагрузки. Ваша работа всегда будет вам в радость!
Второе правило – не злитесь и поменьше нервничайте. Зло, ненависть, раздражительность – все это подрывает в первую очередь ваше здоровье, отвлекает вас от плодотворной работы. Зачем вам это надо? Так что, если вы настоящий профессионал, будьте оптимистом. И у вас все получится!