Слово «управление» ассоциируется у нас с предприятием, производством, результатом его может быть как товар, так и услуга. И это не случайно. Управление само по себе не возникает, управлять всегда надо чем-то. И это что-то должно содержать несколько составных частей, которые только во взаимодействии дадут возможность получить конечный продукт, востребованный рынком, за который будут платить деньги.
К примеру, художник рисует картину. Зачем ему управленец? Его работа – единый неделимый процесс. А производство автомобилей состоит из множества мини-процессов, каждый из них не имеет смысла сам по себе, но вместе, когда их грамотно соединят в один и координируют все действия воедино, то в результате получится хороший автомобиль.
Кстати, если художник захочет получить прибыль от продажи картины, то он наймет продавца, и они вдвоем уже образуют предприятие. Вот им надо будет уже руководить, то есть возникнет необходимость управления. Это очень простое, так сказать народное, объяснение, термина «управление». Научное определение намного сложнее, оно содержит много функциональных составляющих: деятельность субъекта, его следование поставленной задаче, направленное на ее достижение.
Система управления
Чтобы понять, что такое система управления, надо представить большое предприятие. В нем есть вертикаль управления и его горизонталь. Вертикаль – директор, заместитель директора, начальник службы, начальник отдела, начальник бригады. Горизонталь – генеральный директор, директор по производству, директор по персоналу, директор по хоз.части, директор по снабжению, директор по продажам. Взаимодействие вертикали и горизонтали управления является большой и сложной системы, которая должна четко работать, чтобы усиливать производственный процесс, а не тормозить его. Для этого есть свои инструменты, как штатное расписание, схема взаимодействия служб, должностные инструкции.
Выстраивая свою систему управления, каждый индивидуальный предприниматель должен понимать, что в результате он хочет получить. Если у него жесткий производственный процесс, то демократия не подойдет. А в коллективе свободных художников никогда не приживется командно-административная система.
Контур управления
Рассмотрев принцип контура управления, можно легко понять, для чего нужно управление.
Первый этап контура – постановка четкой цели. Она должна иметь конкретное выражение в тоннах, рублях, а так же ограничена четкими сроками.
Второй этап — планирование. Руководитель должен составить четкий план действий, чтобы предприятие следовало ему.
После этого идет третий этап – постоянный контроль за производством и промежуточными итогами процесса. От этого этапа многое зависит. Мы можем пойти дальше к третьему этапу, если все идет хорошо. А если в ходе работ выявляются недостатки, то надо вернуться в процесс планирования и составить новые планы, чтобы идти к обозначенной цели другим путем.
И четвертый заключительный этап контура управления – подведение итогов и постановка новой цели в зависимости от итогов выполнения первой.
Итак, из всего этого следует, что управление необходимо, чтобы процесс двигался по плану в конечную точку процесса, при постоянном наблюдении за правильностью пути. Зная эти четыре этапа управления, можно четко представить, чем занимается руководитель на работе. Он ставит задачи, составляет планы, контролирует производственные показатели, предпринимает меры в случае неправильных действий, и опять ставит новые задачи.
Структура управления
Руководитель сам определяет, каким будет управление на предприятии. Для этого он должен хорошо знать, что такое структура управления. Это своего рода устройство, иерархия предприятия. Во главе всегда стоит первое лицо компании. Затем все сотрудники, это линейная структура. При функциональной структуре директору подчиняются напрямую руководители направлений. Между ними устанавливаются необходимые связи, за их поддержанием так же следит руководитель.
Кто такой руководитель?
Руководитель. Это слово происходит от двух русских слов: рукой и водить. Вспомните, что на Руси в древности разводили руками? Конечно же, беду, проблемы. Поэтому и назвали человека, отвечающего за работу всего предприятия или отдельного его подразделения – руководитель. Он должен решать проблемы, собирая все составные частички производства в единый процесс, нацеленный на единый общий результат.
Если вы почувствовали в себе потенциал руководящего работника, то вам необходимо знать, каким должен быть руководитель, чтобы развивать в себе нужные качества.
Деловые качества
Итак, руководитель должен обладать полным знанием всего процесса производства, которым управляет. Лучше всего, если есть его описание на бумаге. Надо несколько раз пройти производство «ножками» и познакомиться с людьми, вникнуть в тонкости процесса. И поступать так настолько часто, сколько потребуется для полного изучения дела.
Руководитель должен уметь поставить четкие цели перед подчиненными. Любое управление начинается с постановки цели, с определения «куда мы идем». Это направление носит название «миссия фирмы». Вы, как руководитель, должны будете ее сформулировать. А потом вы решите, как добраться до этой цели, то есть определите стратегию предприятия. Вы должны себе это очень ярко представлять. В этом и заключается талант управленца.
Личные качества
Задумавшись, каким должен быть руководитель, обязательно вспомните о способности руководителя повести людей за собой. Лидерские качества должны быть у каждого руководителя. Ваши слова должны оставаться не только в умах, но и в сердцах подчиненных. Только тогда сотрудники будут вынашивать проекты в голове не только с 9 до 18 часов, придумывать гениальные идеи не только с понедельника по пятницу. Развивайте в себе лидерские качества, ораторское искусство, умение спорить и отстаивать свою току зрения, быстро находить и приводить аргументы.
У руководителя должна быть очень хорошая память. Представьте ситуацию, когда директор дал задание подчиненным, потом стал спрашивать совсем другое, или вообще не стал ничего спрашивать. Никаким авторитетом и уважением такой директор не будет пользоваться никогда. Развивать память и внимание надо на любой должности в любой профессии, но руководителю это делать втройне важно! В течение дня директора происходит огромное количество событий, и о них надо помнить.
Знание бизнеса
Жизнь и развитие фирмы происходит не само себе. Все выстроено по определенным законам экономики и бизнеса. Так же и профессия топ-менеджера изучена и регламентирована наукой под названием «менеджмент». Чтобы стать настоящим руководителем, надо пойти учиться. Очень хороши в этом плане курсы MBA. Если таковых нет вблизи от вас, ищите в интернете. Чем курсы лучше академического образования в ВУЗе? В них обучение максимально ориентировано на практику.
Постоянно занимайтесь саморазвитием! Запомните, что в бизнесе нет понятие «стоять на месте». Если вы поняли, что стоите на месте, это значит, что вы уже давно откатываетесь назад. А ваши конкуренты этим обязательно воспользуются, не сомневайтесь! Так вот настоящий руководитель никогда не допустит стояния на месте ни собственного, как личности, ни всей фирмы.
Это далеко не полный рассказ о том, какими качествами должен обладать руководитель. Директор должен понимать людей, их слабости и сильные стороны, их потребности и признаки выгорания. Руководитель должен быть не психологом, а супер-психологом! Он должен угадать, какая мотивация будет лучшей для каждого человека в отдельности и для всего коллектива в целом.
А кроме того, руководитель должен обязательно знать основы экономики и бухгалтерии, иначе любой финансист проведет вас как школьника. Если вы попросили главбуха показать вам прибыль за месяц, то вам могут принести любой из трех вариантов расчета этой самой прибыли. Вы сможете понять, какой именно вариант вам принесли и как его прочитать? Какие выводы сделать из такого отчета и куда дальше вести своих людей в борьбе за лучшую жизнь? Если бухгалтер просто ленив, чтобы вам это объяснить, это одно дело, но совсем другое – когда бухгалтер не чист на руку. А отвечать за растрату вы будете вместе с ним наравне. Так что изучайте финансы, экономику, бухгалтерию, налогообложение, складское хозяйство.
И в завершении рассказа, каким должен быть высококлассный руководитель, надо отметить, что директор всегда на виду, он представляет компанию на различных мероприятиях, на переговорах, официозах, пр. Он должен быть всегда безупречно одет, обут, у него должна быть всегда аккуратная прическа, запахи отсутствуют, кроме хорошего парфюма, ногти ухожены, косметика без излишеств (если директор женщина).
Вот такие управленческие функции надо постоянно продумывать каждому директору, в особенности индивидуальному предпринимателю, потому что только он сам может взять на себя ведущую роль в управлении.