Жизненный цикл предприятия

Любая фирма имеет день своего рождения, как правило, он устанавливается в день, когда было получено свидетельство о регистрации ИП. Но, к сожалению, есть и другой день в жизни большинства фирм – день закрытия. В мире совсем немного организаций, которые существуют бесконечно долго и не предвидится завершение их работы. Поэтому любому владельцу индивидуального предприятия надо знать, что именно может подвести его фирму к закрытию, как отложить это событие на бесконечно долгий срок, оставшись с прибылью, развив семейный бизнес для нескольких поколений своей семьи.

Все время существования фирмы называется жизненным циклом организации. В нем есть определенные периоды, которые у всех организаций присутствуют, они предсказуемы и повторяются для всех без исключения. Все события и достижения фирмы предсказуемы, они следую одно за другим. Очень сложно признаться самому себе, что то детище, та фирма, которую предприниматель с трудом ставил на ноги, добивался роста прибыли, постепенно угасает и скоро придется ее закрывать. Если ваше детище прилижается к этому этапу развития, пора подумать о диверсификации деятельности.

Что такое жизненный цикл предприятия?

Жизненный цикл предприятия в своей структуре очень похож на жизненный цикл продукта, который оно выпускает. В обоих есть схожие черты и периоды.

Сначала изучим несколько терминов, чтобы вы их не путали, встречая в литературе.

Жизненный цикл продуктаПолный жизненный цикл продукции – это срок жизни продукта производства от момента его создания, до окончания срока эксплуатации. В него включается время создания, продолжительность выпуска продукта, время эксплуатации покупателями (потребителями). Причем все это рассчитывается от замысла первого образца продукции до выброса на свалку последнего образца.

Рассчитать такой срок очень несложно, по документам выпуска и отгрузки продукции. Но это всего один вид выпускаемого фирмой товара, а таковых, как правило, несколько, даже несколько десятков. Вся работа предприятия складывается из совокупности всех жизненных циклов ее товара. Но спланировать всю работу согласно этого понятия невозможно, да и не нужно. Эти циклы продуктов существенно важны при маркетинговом планировании.

Также от смены жизненных стадий продукта выстраиваются сбыт продукции, послепродажное обслуживание, создание новых отделов по сопровождению продукции.

Жизненный цикл предприятия также строится от момента рождения идеи о создании бизнеса до самой последней налоговой проверки после закрытия ИП. Образно весь путь организации делится на 5 этапов: идея и подготовка к открытию, рождение, рост, зрелось, упадок. Конечно, разные организации имеют свои отличительные особенности, но эти пять этапов проходят все. Но упадок вовсе не означает ликвидацию всего предприятия. И мы это докажем в нашей статье.

На этом графике наглядно показан жизненный цикл предприятия (по вертикали — объем производства, по горизонтали — время).

Характеристики этапов

1. Рождение идеи, создание планов. Во время этого этапа начинают соединяться мечты, идеи, практические моменты – расчеты, постановка целей и задач, поиск ресурсов. В некоторых источниках этот этап называется этапом предпринимательства. Цели бизнеса здесь еще нечеткие, они только еще начинают облекаться письменно в четкие формы.

В этом этапе очень ярко происходит творческий процесс, и чем больше мыслительный процесс, чем креативнее идеи, которые рождаются в это время, тем интереснее может потом сложится работа. Поэтому каждому предпринимателю хорошо бы иметь друзей, которые понимают в бизнесе и могут вместе с автором проекта участвовать в мозговом штурме, в котором и родится самая главная концепция будущего бизнеса.

Понятно, что этот процесс не может принести прибыли владельцу только что открытого или даже еще не открытого ИП. Поэтому важно иметь финансовые ресурсы, чтобы в самом начале становления предприятия было на что его содержать и оплачивать первые счета. По времени этот этап не длится долго, по сравнению с другими этапами он короткий, 1-2 месяца.

2. Этап становления бизнеса. На этом этапе уже оформлены документы на предприятие, открыты счета в банке, заказана печать, определены должности, подобраны первые кадры. Более четкие очертания приобретают миссия и задачи фирмы. Уже есть, где и на чем работать, начинает производиться первая продукция, первые шаги делают продавцы, поступает первая прибыль. Уже можно говорить, что предприятие родилось по-настоящему.

Работники много думают над производственными процессами, воплощают в жизнь все свои самые смелые планы, еще очень активен момент творчества, развиваются все инновации, выстраиваются коммуникации. Это проявляется в виде знакомства сотрудников, «притирки» друг к другу, в выработке «неформальных» правил поведения в коллективе.

В этот период, как правило, сотрудники демонстрируют огромное количество усилий, направленных на развитие предприятия. Руководителю надо знать это и взять из этого периода как можно больше. В это время надо записывать все рождающие идеи, к ним можно вернуться потом. И можно поручать сотрудникам в этот период немного больше работы, чем они должны выполнять. На эмоциональном порыве они выполнят все очень хорошо. Главное, не перегнуть палку, эффект выгорания не отменялся еще ни в одном виде бизнеса. По времени этот этап тоже короток, от месяца до шести.

Жизненный цикл компании3. Это этап развития, или еще его называют этапом формализации и управления. В это время положение организации на рынке стабилизируется, о ней узнают как покупатели, так и партнеры. У нее появляются обязательства, положение в обществе, вокруг складывается общественное мнение. Новизна производства обеспечивает приток покупателей со средними по объему инвестициями в рекламу. Оттачивается структура организации, вырабатываются все основные внутренние документы, вводятся в работу, и приносят свои результаты. Формируется и начинает работать внутрикорпоративная культура. Разрабатываются, материализуются и вводятся в работу инновации, они приносят не только увеличение производительности труда и ассортимента, но и повышение прибыли.

Руководитель предприятия уже больше не стоит у станка, а начинает заниматься управлением, разработкой новых стратегий и направлений производства, совершенствованием производственных процессов, повышает производительность труда. Наступает время возникновения необходимости экономического учета и анализа, которые служат основой для управленческого анализа. Именно он, уже не интуиция, ведет руководителя предприятия к цели, которые выражены в процентном увеличении прибыли каждый месяц. Этот период может продолжаться от 6 месяцев до двух лет, он характеризуется высоким темпом роста прибыли.

4. Зрелость предприятия. Это чаще всего самый длительный по времени этап жизни фирмы. Во время него наступает финансовая стабильность, прибыль растет, ее поступление становится очень стабильным, практически гарантированным.

Руководитель начинает анализировать цифры уже реже, фирма обрастает штатом сотрудников, зарплаты растут, появляется понятие «соцпакет». Ассортимент меняется только по необходимости, а не потому что креативная фантазия сотрудников придумала новые модели продукта. Несмотря на это рынок сбыта предприятия увеличивается, объем выпускаемой продукции растет, предприятие обрастает инфраструктурой, филиалами, цехами, торговыми сетями.

Этап может длиться от года до пяти лет. При грамотном управлении и подборе кадров, при правильной мотивации, период может продлиться до 10-15 лет. Есть предприятия, которые этот период затягивают на 50-60 лет, причем, не меняя продукт, только создавая его модификации. Вспомните известные марки автомобилей, Кока-Колу, и другие.

5. Этап упадка. Если руководитель предприятия не понимает, что этап развития подходит к концу и не предпринимает никаких мер, то все дело может пойти на спад. На рынке появляются новые молодые предприятия, у которых есть свежие идеи и понимание изменений в нуждах потребителя. Рост предприятия может сделать его маломобильным в условиях быстро меняющегося рынка.

При поиске способов удержания рынка руководство приходит к пониманию, что на предприятии не хватает профессиональных сотрудников, что зарплаты надо пересматривать. Увеличивается количество конфликтов между сотрудниками и руководством, между подразделениями предприятия, конфликты решаются руководством силовыми методами, а не переговорами. Все чаще принимаются на работу новые руководители, которые не понимают основные идей, которые рождались при открытии фирмы, а стремятся привнести что-то новое по своим личным шаблонам, чаще всего теоретическим. Развивается бюрократическая система, множатся бумажные процедуры, в решениях наступает хаос, чаще наблюдается отсутствие логики.

В результате этих мер начинает падать прибыль. Причем этап начинается с постоянного небольшого снижения прибыли. Он поначалу объясняется сотрудниками как временные неудачи, случайность и пр. Постепенно снижение прибыли становится постоянным, снижается количество покупателей, все больше партнеров отказываются сотрудничать с фирмой. Тогда начинается резкий и кратковременный обвал прибыли не просто до куля, часто фирма уходит в минус. То есть закрывается предприятие в долгах.

Как избежать упадка бизнеса?

Чтобы избежать такого плачевного финала, надо знать об этапах жизненного цикла предприятия и уметь видеть их на примере своей фирмы. Как только появятся предпосылки возникновения следующего этапа, надо брать максимум пользы от текущего этапа и стараться минимизировать отрицательные черты следующего этапа.

Первый путь, который позволит вам сохранить высокую прибыль на долгие годы – диверсификация бизнеса, развитие нескольких видов бизнеса. Когда один вид бизнеса достиг стадии зрелости, подумайте над тем, чтобы начать еще один бизнес. Когда первый будет угасать, второй по времени как раз будет входить в самую продуктивную пору. Поэтому у вас, как у хозяина бизнеса, никогда не будет финансовых проблем.

Второй путь ухода от гибели предприятия — выводить его на новый уровень развития продукции всякий раз, как только появляются признаки зрелости предприятия. Это значит, что надо провести диверсификацию производства, кардинальным образом модернизировать продукт, чтобы он был практически новый, но строить его на основе старого бренда, готовых цехов, профессиональных сотрудников и финансовой базы.

Чтобы было понятнее, приведем пример. Предприниматель выпускает корпусную мебель. Он проходит с этим бизнесом до времени его стабилизации, и не закрывая это направление, начинает выпускать мягкую мебель, корпусную мебель из цельного дерева, и плетеную дачную мебель. В результате начинается жизненный цикл другого бизнеса, с начала (рождение, развитие и т.д.) но на основе старого. Помните движение по спирали? Вот примерно так же можно уходить от развала предприятия.


В следующем видео идет рассказ о том, с какими проблемами оргнаизация сталкивается на ранних этапах своего жизненного цикла: