Нередко начинающие индивидуальные предприниматели, особенно имеющие собственный автомобиль, желают начать собственный бизнес с открытия магазина, торгующего автозапчастями. Это не удивительно: любой автомобилист знает, что запчасти нужны всегда и всем, ведь автомобили попадают в аварию, да и без аварий многие детали регулярно выходят из строя, а ведь есть еще и сменные запчасти, которые необходимо периодически менять (как, например, различные фильтры). Поэтому бизнес на автозапчастях представляется таким же перспективным, как, к примеру, на продуктах питания – то, что нужно человеку каждый день.
Рассмотрим плюсы и минусы подобного бизнеса, а также насколько он подходит для начинающего предпринимателя.
Выгодно или нет?
Вот первый вопрос, на который необходимо ответить, задумываясь об открытии собственного бизнеса: будет ли предприятие выгодным? Каковы будут сроки окупаемости? Каковы должны быть первоначальные вложения? Что потребуется, чтобы начать этот бизнес?
Вообще продажа автозапчастей относится к категории высокодоходного бизнеса с быстрыми сроками окупаемости. Однако, как и в любом деле, здесь есть свои нюансы. Прежде, чем вкладывать деньги в это предприятие, следует провести маркетинговое исследование. Дело в том, что при некоторых обстоятельствах продажа запчастей может быть не только не высокодоходным, но прямо убыточным бизнесом.
Виртуальный или реальный
В настоящее время появилось очень много пользователей Интернета, которые предпочитают приобретать большинство товаров, в том числе и автозапчасти, в Интернет-магазинах. Во многих регионах такие виртуальные магазины составляют весьма серьезную конкуренцию реальным. В Интернет-магазине цены могут быть даже ниже – хотя бы за счет того, что подобному магазину не нужны торговые площади, а, соответственно, нет арендной платы и многих других расходов, связанных с содержанием «реального» магазина. Кроме того, ассортимент Интернет-магазина обычно гораздо шире – за счет того, что подобный магазин пользуется не только собственными складами, но и складами других магазинов, а разница в цене (все ведь хотят прибыль!) покрывается за счет минимизации тех же арендных расходов.
Расположение торговой точки
На доходность бизнеса может повлиять и такой нюанс, как месторасположение торговой точки. Например, вы решили открыть торговлю автозапчастями в сельской местности или небольшом городе. Конечно, в запчастях нуждаются автолюбители вне зависимости от места их проживания, однако, если в данном регионе уже имеется много продавцов данного товара, то ваша торговля сразу станет убыточной – чтобы удержаться на рынке придется снижать цены, иначе вас быстро вытеснят конкуренты, у которых уже имеется налаженный сбыт.
Даже конкретное месторасположение магазина в городе оказывает существенное влияние на доходность. К примеру, обычно принято считать, что наиболее доходное местечко находится в центре города. Однако, если речь идет об автозапчастях, то тут еще следует хорошенько подумать. В центре покупают продукты питания, одежду, бытовую технику и так далее. А вот автомобильные принадлежности и запчасти гораздо лучше продаются ближе к гаражам (чем ближе – тем лучше), мастерским и центрам технического обслуживания автомобилей. Поблизости от автозаправок хорошо расположить магазин, торгующий расходными жидкостями (различные масла, тосол и так далее).
А вот если речь идет о магазине в сельской местности, то тут правила сразу изменяются. В сельской местности обычно не имеется крупных гаражных массивов, как в городах, поблизости от которых можно удобно расположить магазин, торгующий автозапчастями. Тут что ни дом – то собственный гараж. Поэтому месторасположение магазина следует выбирать, исходя из социального статуса будущих клиентов. Для магазина, торгующего запчастями к дорогим иномаркам, лучше всего расположиться ближе к центру – там, где находятся офисы компаний, банки и так далее (то есть, там, где работают потенциальные клиенты). Также очень хорошим будет расположение рядом с оживленной транспортной магистралью. Причем, вывеска магазина должна быть хорошо видна с трассы, а еще лучше, если и на трассе будут установлены соответствующие указатели. Тогда клиентами магазина будут не только местные жители, но и все проезжие автомобилисты.
Если речь идет о продаже запчастей к конкретной марке автомобилей, то такой магазин лучше всего будет расположить поблизости от станции обслуживания именно этой марки.
Чем торговать
Еще один немаловажный нюанс, существенно влияющий на доходность бизнеса: на какие именно запчасти имеется спрос в выбранном для магазина регионе. К примеру, мегаполис способен переварить запчасти для любых автомобилей, как легковых, так и грузовых, любой марки, года выпуска и модели. В мегаполисе много различных автомобилей. А вот пасторальные пейзажи сельской местности больше тяготеют к дешевой технике – доходы населения не позволяют им приобретать дорогие и престижные иномарки.
Новое или бывшее в употреблении?
Конечно, каждый автомобилист жаждет снабдить своего четырехколесного друга исключительно новыми запчастями. Увы, это не всегда доступно. И страдальцу приходится искать запчасти б/у. Но в условиях мегаполиса чаще всего магазины имеют специализацию: один торгует исключительно новыми запчастями, второй – деталями с «разборок». И тут нужно определиться – что именно выгоднее, то есть – на какой социальный статус клиента вы рассчитываете. А вот в сельской местности оптимально сочетать то и другое: новые запчасти и б/у.
При этом следует учитывать: если речь идет о торговле бывшими в употреблении запчастями, то лучше всего иметь собственный цех для разборки аварийных автомобилей. В противном случае такого типа запчасти у конкурентов могут оказаться гораздо дешевле. Но наличие собственной «разборки» сразу увеличивает необходимый стартовый капитал: потребуется аренда площадей, оплата мастерам, деньги на закупку аварийных автомобилей.
Кроме того, занимаясь бывшими в употреблении запчастями, необходимо побеспокоиться о документальном оформлении, особенно если речь идет о «номерных» деталях (например, детали кузова, на которых выбит номер).
Откуда берется товар
Поставщики запчастей могут быть различными: оптовые компании, торгующие запчастями, дилеры производителей, непосредственно производители и даже индивидуальные предприниматели, занимающиеся поставкой запчастей из-за рубежа. Бывшие в употреблении запчасти можно приобретать в разборочных цехах, но это обойдется гораздо дороже, чем держать собственную «разборку».
Прежде, чем договариваться с каким-либо поставщиком, следует внимательно изучить его условия, а также возможные альтернативные варианты. Иногда вариант, который на первый взгляд кажется худшим, в результате может стать оптимальным. Например, цены завода-производителя ниже, чем у оптовиков и дилеров, однако, крупные компании предлагают постоянным клиентам накопительные скидки, которые в результате приводят к существенному снижению цены. Завод-производитель магазину скидку не предложит – для них магазин слишком маленький клиент. А вот дилеры или оптовики могут через некоторое время работы предложить цену даже ниже, чем у производителя – за счет своих скидок, которые им дает завод.
Не стоит сразу соблазняться низкими ценами или большими скидками поставщиков. Сначала следует убедиться в том, что предлагаемый ими товар является качественным. Низкое качество товара – однозначная потеря клиентуры и возможный крах магазина автозапчастей.
Особое внимание следует уделить обязательности поставщиков – их необязательность может привести к потере имиджа магазина и, как следствие, к потере клиентов.
Люди и площади
Для открытия любого дела нужны две обязательные составляющие: люди и площади. То есть, в данном случае, сотрудники и арендованные (или собственные) площади, где будет располагаться торговая точка, склады и разборочный цех.
Разборочный цех можно организовать в гараже. Правда, если заниматься разборкой аварийных автомобилей постоянно, то одного гаража может и не хватить, ведь где-то нужно держать приобретенные битые автомобили, а ставить их под дверью гаража – это вызвать недовольство других владельцев гаражей.
Оптимально, если имеется собственный гараж на собственном участке. Еще лучше – арочник. Но расходы на аренду и содержание таких площадей нужно тщательно просчитывать: будут ли они окупаться и в какой срок.
Площадь складских помещений должна быть минимум 40-50 м2. Склад не обязательно должен быть рядом с магазином, но оптимально, если это будут все же смежные помещения. К сожалению, идеал редко достижим, и обычно склады располагаются удаленно.
Торговые площади – минимум 25-30 м2. Причем, для торговых площадей потребуется оборудование: стеллажи, стойки, витрины, кассовые аппараты, компьютеры с подключением к Интернету и так далее. Кроме того, потребуются и административные площади – хотя бы для размещения бухгалтерии.
Все арендные расходы необходимо включить в бизнес-план, не забыв ни одного квадратного метра. Иначе реальной картины будущего бизнеса увидеть не получится.
Что же касается штата будущего магазина, то потребуется директор, бухгалтер, специалист по снабжению, два-три продавца-консультанта. В случае организации собственного разборочного цеха – один-два автослесаря.
Взять на работу людей без квалификации, чтобы сэкономить на зарплате, идея не из лучших. Любой покупатель, приходя в магазин автозапчастей, рассчитывает на консультацию. И, не получив таковой, уходит разочарованным. Мало того, что магазин таким образом теряет клиента, он еще и получает отрицательную рекламу – большинство недовольных покупателей немедленно рассказывают друзьям и знакомым, что в магазине таком-то лучше запчасти не покупать.
Составляя бизнес-план, следует помнить, что зарплату сотрудникам придется выплачивать еще до того, как магазин начнет приносить доход. Поэтому на первых порах многие берут большую часть административной работы на себя и даже самостоятельно становятся за прилавок.
Нужна ли реклама
В любом торговом предприятии без рекламы никак не обойтись. И экономия на рекламе при открытии магазина автозапчастей может выйти очень даже боком. Потенциальные клиенты должны узнать о том, что такой магазин открылся. Рассчитывать на то, что его увидят, проезжая мимо, не стоит – так упускается много клиентов. Особенная нужда в рекламе появляется, если есть желание работать с организациями, а не только с частными лицами. В этом случае нужно не только разместить объявление в газетах, но еще и разослать соответствующие уведомления, рекламные листовки и так далее. Можно воспользоваться услугами мобильной рекламы, размещая рекламные объявления в метро, автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутных такси и даже на собственном автомобиле.
Для приобретения битых машин в разборочных цех тоже придется воспользоваться рекламными объявлениями, особенно если потребуется купить автомобиль определенной марки. Также следует постоянно мониторить объявления о продаже аварийных автомобилей.
Что необходимо для открытия магазина автозапчастей
Сколько нужно денег
Приступая к организации бизнеса по торговле запчастями, следует помнить, что этот бизнес относится к разряду высокодоходных, но для начала требует не очень-то маленьких вложений. Аренда площадей, рекламные расходы, зарплата сотрудников, приобретение товара – все это обходится недешево.
Первоначальные вложения могут составить от 1,5 млн. руб. до 3 млн. руб., а то и больше. При этом риски довольно велики, особенно, если вы не являетесь специалистом в нужной области.
Для снижения рисков нужно очень внимательно отнестись к составлению бизнес-плана, чтобы учесть все возможные неожиданности. На кону окажется немаленькая сумма, и потерять ее будет очень обидно.
Необходимые формальности
В первую очередь необходима регистрация в качестве индивидуального предпринимателя с внесением в документы выбранного вида деятельности. Затем придется обратиться в Госкомстат, чтобы получить коды (особенно код ОКВЭД «Запчасти»). Необходимо также открыть банковский счет и стать на учет в налоговой службе.
Затем следует аренда помещений. Заключая договоры об аренде помещений, позаботьтесь также и о договоре на вывоз мусора. Не забудьте о пожарной инспекции – она может доставить множество неприятностей начинающему предпринимателю. Обязательно нужно получить заключение пожарной инспекции о соответствии магазина всем требованиям пожарной безопасности (при этом, возможно, придется установить соответствующие датчики и приборы – дополнительная статья расходов при начале деятельности).
И в заключение нужно оплатить патент на открытие магазина по торговле автомобильными запчастями.
С.Варган