Собственники избавляются от бизнеса
Оглавление
Введение с нового года дополнительного обязательного взноса, под названием «Торговый сбор», увеличивает налоговую нагрузку на предпринимателей. Не приведет ли это к новым закрытиям предприятий малого бизнеса, как это уже было в 2014 году.
Торговый сбор с предпринимателей
Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 382-ФЗ) дополнил вторую часть Налогового кодекса РФ новой главой 33 «Торговый сбор».
Понятие «сбор» содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса. Сейчас под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц. Закон № 382-ФЗ дополнил это понятие еще одним основанием для взимания сбора: его уплата обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
До сих пор сбор мог быть только федеральным. Благодаря изменениям, внесенным в пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса, появилось такое понятие, как местный сбор. Местный сбор могут вводить на своих территориях власти городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Введение с нового года дополнительного обязательного взноса, под названием «Торговый сбор», позволит Правительству РФ отказаться от введения налога с продаж, в то время как первоначально «реанимация» этого налога планировалась, чтобы решить бюджетные проблемы страны. Несмотря на то, что это нововведение представляется довольно негативным для российского предпринимательства, в Минфине уверены: введение торгового сбора не приведет к увеличению фискальной нагрузки на бизнес. Введение новых отчислений планируется начать с 1 июля 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако с большой долей вероятности его действие будет распространено на всю территорию РФ.
Пока что плательщиками сбора будут организации и индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность с использованием объектов движимого или недвижимого имущества (объектов осуществления торговли) на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 413 НК РФ).
От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), а также фирмы и предприниматели, уплачивающие единый сельхозналог (ЕСХН) (п. 2 ст. 411 НК РФ). Кроме того, организации и предприниматели, торгующие в розницу на территориях, где будет введен торговый сбор, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД.
К торговой деятельности, подпадающей под торговый сбор, законодатели отнесли (п. 2 ст. 413 НК РФ):
- торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением магазинов на автозаправках);
- торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
- торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.
Кроме того, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Фирма (ИП) должна подать в налоговую уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ).
Подробнее о торговом сборе вы можете узнать из подробного разъяснения на сайте buhgalteria.ru.
Число малых предприятий в стране уменьшается
В России вроде бы действует государственная программа поддержки малого бизнеса. Поддержка может предоставляться в форме:
- денежных субсидий;
- обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);
- стажировок;
- льготногого лизинга;
- бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис за символическую плату);
- льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);
- льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках;
- грантов.
Практически в каждом регионе созданы какие-то комитеты, фонды, центры поддержки малого и среднего предпринимательства, разработаны соответствующие программы и т.д. Но, то ли эти центры расходуют все выделяемые средства на собственную «бурную» деятельность, то ли просто толка от их деятельности нет. Об этом говорит то, что в 2014 году многие малые предприниматели активно сворачивали свою деятельность и пытались продавать бизнес. Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юрлиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юрлиц, а закрылось 483,6 тыс.
Тенденция, характерная для страны в целом, наблюдалась и в столице: количество закрытых юрлиц в 2014 году превышало число открытых, в отличие от 2013 года: в 2013 году в Москве открылось 114,4 тыс. юрлиц, закрылось 110,1 тыс., в 2014 открылось 143,2 тыс. юрлиц, закрылось 183 тыс.
Данные о том, что предприниматели уходят из бизнеса, косвенно подтверждает и исследование сайта бесплатных объявлений Avito.ru. Статистика по количеству размещенных на сайте объявлений о продажах бизнеса в 2013 и 2014 годах в разных регионах России свидетельствует о том, что число желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы.
В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. При этом, по данным Avito, число активных объявлений на сайте с начала 2013 года выросло в три раза: с 7,927 млн в январе 2013 года до 24,48 млн в декабре 2014-го.
Из данных Avito следует, что всплеск предложений о продаже собственного бизнеса пришелся на март 2014 года. Например, в Москве в феврале на Avito было активно 282 объявления о продажах бизнеса в сфере услуг, в марте подобных объявлений стало уже 1244. Предложений о продаже магазинов в столице в феврале 2014 года было всего 164, а в марте стало уже 1104. Подобная тенденция наблюдается и в регионах. В 2014 году активнее всего через Avito продавали предприятия общепита, сферы услуг, торговли, а также интернет-магазины.
Подробнее на РБК:http://top.rbc.ru/business/11/02/2015/54da25ef9a7947efc261526f