Составление бизнес-плана начинающего предпринимателя

Бизнес-планКогда в голове начинающего предпринимателя созрела и четко оформилась идея его будущего бизнеса, необходимо перейти к составлению бизнес-плана – программы действий по осуществлению задуманного. Бизнес-план – это пакет документов, в котором рассматриваются мероприятия для достижения конечной цели – получения прибыли. Поэтому структура бизнес-плана состоит из разделов, содержащих как исходные данные, так и все необходимые расчеты для обоснования потенциальной прибыльности проекта.

Для кого составляется бизнес-план?

Пользователей бизнес-плана можно разделить на две категории: внутренние и внешние. К первой группе относятся сам предприниматель, персонал будущей фирмы, учредители. Бизнес-план должен послужить им доказательством правильности выбранной цели. Ко второй группе следует отнести потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов, которых также надо убедить, что проект принесет прибыль.

Бизнес-план можно рассматривать как заявку на кредит, если предприниматель хочет получить заемные средства. Он же может быть заявкой на грант, если предполагается получить средства для осуществления проекта из госбюджета. Самому же организатору дела бизнес-план послужит руководством к действию по созданию бизнеса, а также его управлению на последующих этапах.

Содержание разделов бизнес-плана

Составление любого плана требует взвешенного, продуманного подхода, а составление бизнес-плана основывается еще и на тщательном изучении существующих реалий. Надо понимать, что отраженные в нем завышенные ожидания могут принести не прибыль, а крупные денежные потери. Поэтому все его разделы должны содержать только достоверную информацию.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Вводная часть, или резюме;
  2. Описание товара (или услуги);
  3. Стратегия маркетинга;
  4. Нормативно-правовые вопросы;
  5. Организационный план;
  6. Финансовое обоснование;
  7. Оценка рисков;
  8. Приложения.

Резюме составляется в последнюю очередь и занимает не более одной страницы. Оно кратко отражает суть всех проработанных разделов — цели и задачи, продукт и его целевая аудитория, организационно-правовая форма бизнеса, объем и источники финансирования, объем продаж за первый год работы, общая прибыль, размер затрат.

Описание товара или услуги должно дать представление об их потребительских свойствах, технических параметрах, условиях эксплуатации, а также отразить их уникальное торговое преимущество перед товаром или услугами конкурентов.

Раздел Стратегия маркетинга в структуре бизнес-плана занимает важное место, поскольку глубина его проработки, тщательное изучение условий рынка позволит правильно рассчитать финансовый план проекта. В разделе надо представить анализ рынка сбыта по типу товаров и услуг, типу покупателей, особенностям географического положения. Необходимо показать, что ваш товар найдет своего потребителя. Нужен анализ компаний-конкурентов, работающих в пределах вашего рыночного сегмента, их товаров и цен, причин увеличения или уменьшения их объемов производства.

На основании вышеприведенных данных делается прогноз объема продаж на первый год с разбивкой по месяцам. Составляется программа доведения товаров или услуг до покупателя. Устанавливается приемлемый уровень цен, который позволит завоевать определенную часть рынка. Подготавливается план сбыта (как будет продаваться товар или услуга – через посредников, по предварительным заказам, оптом или в розницу). План продвижения товара/услуги должен содержать сведения о способах доведения информации о товаре до покупателя, объеме денежных вложений в рекламу.

Этот же раздел дает обоснование необходимым средствам для реализации планируемого объема товаров или услуг: приводится описание производственных площадей, обосновываются потребность в персонале, затраты на материалы или сырье, оплату труда персонала. Затем составляется сводный календарный план, смета. Смета включает расходы на сырье, материалы, фонд заработной платы, командировки, услуги связи, аренду помещений, услуги сторонних организаций.

Желательно, чтобы данный раздел не занимал больше пяти страниц. Все важные сведения вместе с цифрами можно свести в таблицы, отнеся их к разделу Приложения. Таблицы должны содержать ссылки на источники информации.

Раздел Нормативно-правовые вопросы включает информацию, относящуюся к правовому обеспечению хозяйственной деятельности будущей фирмы. Необходимо выбрать ее организационно-правовую форму, обосновать этот выбор, указать юридический статус фирмы, его возможное изменение в дальнейшем.

Распределение обязанностейЗдесь же приводятся разрешения и согласования, позволяющие осуществлять планируемую деятельность, лицензия, сертификаты соответствия, согласования инспекций, описание трудовых соглашений с наемным персоналом и способа оформления сделок с поставщиками.

Организационный план включает сведения о распределении обязанностей и степени ответственности руководства проекта. Можно приложить анкеты на каждого человека, где изложены сведения об образовании, переподготовке, опыте работы. Объем этого раздела, как и предыдущего, одна-две страницы.

Финансовое обоснование дает прогноз доходов и расходов. Чтобы избежать ошибок, связанных с преувеличенно оптимистическими ожиданиями, специалисты, знающие, как сделать бизнес-план, рекомендуют следующее. Необходимо сделать расчет финансовых показателей по пессимистическому сценарию, с учетом возможных рисков, поместив его в Приложения. Такой расчет позволит определить, будет ли прибыльным бизнес при неблагоприятных условиях.

Раздел прежде всего описывает источники финансирования: личные или заемные средства, государственные субсидии, банковские кредиты. Он содержит также сводную смету затрат, которые возникнут еще до получения прибыли, в том числе на регистрацию фирмы. Копии соглашений по поводу аренды, закупки оборудования и пр. помещаются в Приложения. График начального этапа должен отражать сроки, размеры финансовых вложений на этом этапе, а также длительность организационного периода.

Если предполагается пользоваться кредитами, следует заранее рассчитать объем выплат по процентам. Необходим также грамотный расчет налогов в соответствии с выбранным вариантом налогообложения. Составляется также помесячный план ожидаемых прибылей и убытков для первого года деятельности соответственно прогнозируемому объему продаж.

План движения денежных средств также разбивается по месяцам. Он показывает источники, размеры, сроки поступления или расходования средств. Расчет показателей проекта должен иметь положительный баланс. Рассчитывается, сколько надо произвести продукции либо выполнить услуг, чтобы бизнес был прибыльным или хотя бы безубыточным, а также срок окупаемости финансовых вложений. Рентабельность определяется по сумме общей прибыли за первый год.

Оценка рисков представляет собой анализ, описание возможных рисков, а также меры по их предотвращению. Риски могут быть связаны с падением продаж, подорожанием оборудования, невыполнением обязательств партнерами, инфляцией, действиями муниципальной администрации, противоправными действиями третьих лиц, пожарами, авариями, стихийными бедствиями. Объем раздела – одна-две страницы.

Приложения содержат всевозможные таблицы, а также перечень основных документов. Сюда входят гарантии на возврат ссуд, расчет себестоимости продукции, сроков окупаемости инвестиций, предположительной стоимости проекта, результатов реализации проекта.

На титульном листе пишется название, адрес компании, имена учредителей, их адреса, назначение проекта, его стоимость. Грамотность текста, наличие четкого шрифта, аккуратно выполненных таблиц и графиков облегчат восприятие содержания, а добротный переплет повысит доверие инвестора к предлагаемой бизнес-идее.

Ошибки, допускаемые в бизнес-плане

Ошибки в бизнес-планеГлавная ошибка начинающего предпринимателя — боязнь попытаться составить бизнес-план из-за достаточной сложности этой работы. Это означает отказ от цели создать бизнес еще на начальном этапе. Зафиксируйте как бизнес-план основные наметки, а затем корректируйте его в процессе общения с инвесторами. Если же вопрос, как сделать бизнес-план, становится проблемой, всегда можно воспользоваться услугами специалистов этого дела.

В самом документе ошибки проистекают от чрезмерного оптимизма либо отрыва от реальности. Как следствие неверно рассчитываются будущие прибыли. К таким ошибкам относят:

  • Завышенный объем будущих продаж;
  • Завышенную конечную цену реализации товара;
  • Заниженный размер издержек вследствие уменьшения расценок, норм, тарифов;
  • Завышенную востребованность товара или услуги из-за недостаточно изученных условий рынка, что снижает достоверность финансовых расчетов;
  • Игнорирование особенностей налогового календаря;
  • Игнорирование связи сроков возврата кредита со скоростью накопления прибыли;
  • Игнорирование политической и экономической ситуации как вообще в стране, так и в конкретном муниципальном образовании;
  • Игнорирование правил российского бизнеса. Попытка выстроить бизнес по западной методологии;
  • Непонимание интересов инвестора или кредитора, касающихся доходности проекта, а также возможности их долевого участия или вхождения в состав учредителей компании.

Лекция для начинающих предпринимателей по структуре бизнес-плана:


Если для получения инвестиций от фондов или от комитетов по поддержке малого бизнеса вам нужен детальный бизнес-план, но его разработка кажется вам сложной задачей, вы можете заказать написание бизнес-плана специалистам.