Такие явления как благотворительность и меценатство появились в России очень давно. Еще в старинных писаниях Древней Руси упоминались факты безвозмездных деяний богатых людей на благо не только отдельных бедствующих, но и на поддержание общекультурных процессов. Но настоящим золотым веком меценатства стали 17, 18, и 19 столетия. Это время, особенно 19-ый век, называется многими исследователями расцветом не только культуры и искусства, но и государственности, экономики, религии, общественных институтов, а также морали и нравственности. Не удивительно, что все эти явления проявились не на пустой почве, а при активной помощи богатых людей.
Образ купца – образ мецената
Традиции меценатства в России были созданы далеко не на пустом месте. В первую очередь рождение этого явления произошло благодаря усиленному влиянию христианской морали. Богатство, учили священники, дано Богом не для единоличных удовлетворений прихотей. Богатый человек – накопитель средств, проводник богатства Вселенной, которое должно перейти в мир, людям. За этот труд купец награждался Всевышним счастьем жить в достатке. Но все, что он получал от трудов своих праведных, он должен был отдавать людям, оставляя себе только на жизнь.
Многие купцы жили очень хорошо, делясь с ближними и с посторонними. У кого-то государство могло забрать деньги в виде налогов, а кто-то и сам раздавал средства. Но все добровольно несли в церковь 10 процентов от всего, что к хозяйству прирастало, будь то миллионы или пара цыплят.
Причем, наравне с христианской моралью, присутствовало и другое мнение. Известные меценаты делились нажитым, а многочисленные завистники и недалекие дельцы ухмылялись в усы, не понимая, зачем это делать, сплетничали. Самые смелые откровенно смеялись, показывали пальцем и называли меценатов «умалишенными». Но, к счастью, благотворительность была почти узаконенным явлением и всячески поддерживалась государством, светским обществом и практически каждым российским императором.
Три вида пожертвований
Благотворительность – безвозмездное жертвование средств, денег, на определенные цели и для определенного человека, с целью покупки каких-либо необходимых ресурсов, вещей, предметов. Это могут быть продукты питания, детские игрушки, лекарства и многое другое, что необходимо в конкретной ситуации. Благотворительностью занимаются как отдельные физические лица, так и большие компании, предприятия, бизнесмены.
Благотворительностью называют и другой вид помощи. Поддержка может оказываться и группе людей, а также целым социальным явлениям, к примеру, образовательной системе, культурному движению, проекту в сфере медицины и пр. Выделяются в качестве «творящих благо» ресурсов не только деньги, но и товары, услуги. Бизнесмены поддерживают также отдельные заведения – детские дома, дома престарелых и ветеранов, храмы, школы для одаренных детей и многие другие.
Второй вид добровольной помощи – спонсорство. Но оно имеет существенное отличие от благотворительности. Если вторая осуществляется на совершенно безвозмездной основе, то спонсорство предполагает компенсацию за предоставленные блага.
Спонсорство очень развито в рекламном бизнесе. Определенное СМИ организовывает акцию, направленную на достижение какой-либо социальной цели, к примеру, изготовление кормушек для птиц и кормление их зимой. Привлекаются спонсоры, которые делают фабричные кормушки, покупают зерно. Акция проходит успешно, а СМИ размещает рекламу спонсора на своем канале на ту сумму, которую тот затратил на покупку всех атрибутов акции. Эта реклама может быть прямой, а может быть сделана в качестве упоминания в промо-ролике акции.
Меценатство – это больше общественное явление, чем личностное, как по форме оказания, так и по образу получателя. Меценат – человек, поддерживающий социальные процессы, направленные на развитие общества, на поддержание его духовности, на развитие науки и творчества, пр. Меценаты, как правило, оказывают помощь не отдельному человеку, к примеру художнику, а всему движению того или иного направления, к примеру, передвижникам.
Знаменитая Третьяковская галерея родилась именно благодаря страсти к коллекционированию богатого купца Третьякова, увлечение его вылилось в поддержку живописцев. Это стало серьезной поддержкой развития живописных школ в России. Благодаря своему увлечению Третьяков стал всемирно известным человеком на долгие века, потому что галерея его не канет в лету практически никогда. Кто из богатых людей, не тративших деньги на подобные цели, а только на себя, может похвастаться такой всенародной памятью и известностью?
Философия меценатства
Вопрос меценатства больше философский, нежели экономический. Каждый человек, если он не полный эгоист, скажем мягко, если у него серьезный уровень образования, то он рано или поздно задает себе вопрос – а зачем я пришел на этот свет, в этот мир, к этим людям? Что человек должен принести с собой и с чем уйдет отсюда? Кто-то находит свое предназначение в передаче мирового багажа знаний, то есть становится педагогом, кто-то делает жизнь и труд людей более комфортными, изобретая умные машины, а кто-то делает мир прекраснее, поддерживая создание и развитие наук, культуры и других отраслей. Не участвуя в процессе создания ценностей, а поддерживая их материально.
Не все понимают это стремление – отдать средства другим людям на благо развития общих человеческих ценностей. До сих пор, как и в прошлые века, находятся люди, которым не дано понять ценность высшего предназначения, которые никогда не озадачиваются смыслом своего существования. Но в том и ценность других людей, которые одарены Богом другими качествами – духовностью, альтруизмом, стремлением в более высоким целям.
Русские меценаты все чаще появляются в настоящее время в качестве героев публикаций СМИ. Но, видно, не в достаточном объеме, потому что далеко не все о них знают. Да и не всем требуется вообще что-то об этом знать. Но в этом и состоит смысл меценатства, оно приносит радость самому жертвователю, и совершенно не обязательно выставлять это напоказ. Это одно из положений христианской морали.
Вторая причина неизвестности заключается в обычной человеческой психологии. Помните слова Блока «Большое видится на расстоянии»? Меценат Морозов, коллекционер Третьяков, общественный деятель Строганов, — все они стали знаменитыми только спустя десятилетия. Современники Третьякова, к примеру, наверняка не могли предположить, что человек, который ходит рядом с ними, также ест, пьет, чувствует, любит, совершает какие-то покупки, носит такую же одежду, станет всемирно известным меценатом. Только по прошествии лет история расставила все на свои места. Кто знает, может, через 100 лет и кто-либо, живущий в 21-ом веке, встанет на одну черту с Третьяковым?
История купца Строганова
Вернувшись к истории, среди российских меценатов можно выделить купца Строганова, который на собственные деньги приобрел около 100 картин живописцев различных европейских школ, разместил их в своем поместье, организовал к ним свободный доступ. Также Строганов поддерживал деньгами великого поэта Державина, автора талантливейших басен Крылова, скульптора Мартоса, который создал знаменитую скульптуру Минина и Пожарского, установленную на Красной площади. Именно Строганов участвовал активно в постройке Казанского собора, он помогал и деньгами и в самом строительстве. Он простудился на стройке и умер в день освящения собора.
Строганов стал основателем замечательной традиции – меценаты начали не только поддерживать культурных деятелей, но и делали их творения доступными для просмотра всех желающих. Благотворительность и меценатство того времени проявлялись и в строительстве общественных учреждений – школ, институтов, университетов, народных училищ, они выделяли стипендии самым талантливым ученикам, и не только обучающимся по культурной направленности, но и по тем отраслям, в которых работали сами.
Имея завод, купцы награждали ежемесячными выплатами тех молодых людей, которые показывали лучшие успехи. А потом, после окончания училищ, приглашали работать к себе, выплачивая хорошее вознаграждение. С одной стороны – это обычная стипендия с целевым направлением, с другой – поддержание талантливых работников, которые в перспективе создавали существенные и значимые для страны и человечества ценности. В 19-ом веке такое меценатство было обычным делом, вполне понятным для окружающих.
Утрата и восстановление меценатства в России
После революции 1917 года меценатство в России исчезло, потому что богатство перешло в руки тех, кто с радостью им насыщался самостоятельно, к бедным рабочим и крестьянам. Они ничего не отдавали, и о смысле жизни не задумывались. Прошло не одно десятилетие, пока класс интеллигенции не возродился, уровень образования и культуры не повысился настолько, что стало возможным не только брать, но и отдавать богатство.
Только в начале нового, 21-го, века меценатство начало возрождаться, демонстрируя свои самые благородные цели и первые достижения. Хотелось бы, чтобы о делах новых российских благотворителей и меценатов побольше писала пресса, чтобы снимались о них фильмы, чтобы их пример вдохновлял и других бизнесменов на благие дела.
Олег Олейник издал книгу «Эпоха милосердия. Филантропы и Меценаты ХХI века. В ней представлены более пяти тысяч имен благотворителей нового времени. Девиз книги – мы объединились для добрых дел. Современный бизнесмен уже не похож на купцов и дворян 19-го века, он вынужден активно трудиться, чтобы иметь свободные средства.
Меценатство в России возрождается, благодаря еще одному фактору. Во времена революции были отвергнуты все религиозные морально-нравственные постулаты, их заменили моральным кодексом строителей коммунизма. И в нем не было практически ничего из того, что призывало людей делиться состоянием. Возвращение к религиозности современных бизнесменов служит стимулом к тому, чтобы накопления тратились не только на себя. Конечно, не все предприниматели поддерживают эти идеи в частности и религию в целом, но от всех этого и не требуется. Даже понимание того, что деньги – это не достоинство человека, это данность для благополучия в жизни, уже радует.
Современные меценаты России
Российский портал «Меценат» назвал 5 крупнейших благотворительных фондов в России, которые делают колоссальное количество добрых дел для жителей нашей страны и для развития социальных проектов.
Это благотворительный фонд Владимира Потанина, который поддерживает образование и культуру, предоставляет стипендии талантливым студентам и преподавателям, его бюджет в год составляет более 8 миллионов долларов.
Фонд «Вольное дело» формирует Олег Дерипаска поддерживает талантливую молодежь, школы, тратит средства на реабилитацию инвалидов, восстановление храмов, монастырей. Только одна из его программ «Храмы России» оперирует средствами 7 миллионов долларов в год.
Дмитрий Зимин организовал благотворительный фонд «Династия». Это семейный фонд, поддерживающий российскую науку начиная со школ и заканчивая инновационными разработками на сумму 5 миллионов долларов в год.
Директор корпорации «Уралсиб» Николай Цветков создал детский фонд «Виктория», который помогает детям-сиротам, содействует созданию семейных детских домов. Их бюджет в год – 3 миллиона долларов.
И завершает пятерку фонд «Связь времен», который занимается возвращением в Россию утраченных ею культурных ценностей. В рамках этого фонда работает проект «Добрый век», в его рамках оказывается помощь людям с психиатрическими заболеваниями и проводится реформа системы психиатрической помощи.
Е.Щугорева