Получение услуг предпринимателям станет доступнее
Многофункциональные центры России в 2016 году будут оказывать консультационную поддержку представителям малого и среднего бизнеса России. Ранее в этих центрах оказывалась поддержка только по программам государственного направления. Теперь же в режиме «одного окна» предприниматели смогут узнавать о мерах государственной поддержки малому и среднему бизнесу, а также оформлять документы на получение грантов и других мер поддержки. Не нужно будет использовать многочисленные интернет-источники, среди которых сложно на данный момент отличить достоверные от недостоверных. Кроме того, в муниципалитетах было сильно действие так называемого «личностного» фактора. Если между предпринимателем и чиновником не было достигнуто понимание на личном уровне, то бизнесмену просто давали ответ, подобный «гранты закончились». Теперь же в МФЦ будет даваться официальная информация, оформление заявок и их рассмотрение будет проходить на более беспристрастном уровне. Также этой мерой будет исключена возможность продвижения «своих» людей, выдача денежной поддержки именно им.
Постановление об оказании поддержки по линии МФЦ подписал совсем недавно глава Правительства РФ Д. Медведев. Причем, в соответствии с этим постановлением, информационная помощь, то есть консультирование, и помощь в подготовке, регистрации и получение документов будет оказываться совершенно бесплатно в режиме все того же «одного окна». То есть предприниматель при оформлении получения господдержки будет взаимодействовать только с одним человеком, сотрудником МФЦ. Это позволит наилучшим образом реализовать индивидуальный подход к клиенту.
Пока не определено точно, какие конкретно виды услуг будут предоставляться в МФЦ предпринимателям. Над списком услуг работают Министерство экономического развития РФ и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Государственные деятели считают, что эта мера повысит качество и доступность услуг, которые оказывает вышеназванная корпорация предпринимателям. Сами же предприниматели считают, что такая мера позволит получить два самых главных ресурса – сэкономить свое время и свои деньги. Кроме того, этот факт доказывает, что такое сравнительно молодое явление в нашей стране, как многофункциональные центры, набирают популярность, что их работа уже заслужила признание и доверие предпринимателей. Планируется, что от этого нововведения выиграют все – и бизнесмены, и чиновники, и потребители в конечном итоге.
Что стало с брендом «Россия»
Компания Brand Finance, составляющая личные рейтинги брендов государств и производителей, опубликовала данные по росту и падению брендов за минувший год. По России данные неутешительные, которые подтверждают экономические мировые показатели и процессы. На 31% сократилось число приверженцев бренда «Россия», а также его стоимость, покупатели выкладывали год назад за этот бренд 1 трлн 167 млрд долларов, теперь же – 810 млрд. Россия переместилась по этому показателю на 18 место в мире. Еще более плохими дела признаны только у Перу, падение составило 33 %, и у Украины произошло снижение этого показателя на 45%.
Стоимость «личного бренда» государства признается компанией Brand Finance символической, но одновременно она очень важна в качестве актива для привлечения туристов и инвестиций. Россия в этом плане стала за минувший год менее привлекательной по этим двум категориям: снизилось число инвесторов, вложивших средства в российскую экономику, а также поток туристов. По данным компании, даже в Мексику едут сейчас активнее, чем в Россию.
Уверенно сохраняет лидирующие позиции в данном рейтинге США, личный бренд государства на данный момент оценивается в 19,7 трлн долларов. Интересен факт, что общая оценка личных брендов Канады, Франции, Италии, Индии, Великобритании, Австралии, Германии, Испании, Японии составляет именно такую сумму, то есть США оценена так же, как и эти 9 государств вместе взятые. Все дело в инвестиционной привлекательности Соединенных Штатов, утверждают эксперты, бизнес-климат тут признан наиболее привлекательным. Сами участник американского рынка готовы серьезно переплачивать за товары под маркой США.
Следом за США в рейтинге расположился Китай, который тоже за минувший год потерял в рейтинге 1%. Далее в рейтинге страны расположились следующим образом:
- Великобритания
- Япония
- Франция
- Индия
- Канада
- Италия
- Австралия.
Есть в списке и страны, показавшие рост стоимости бренда, это Иран, Камерун и Танзания. Причем самую высокую устойчивость бренда показывает на протяжении многих лет Сингапур. Эта страна отличается самой активной борьбой с коррупцией, самой лояльной налоговой системой и высочайшей привлекательностью для туристов.
Сокращаются расходы россиян
В сентябре этого года покупательская способность среднего россиянина сократилась на 0,7% по сравнению с августом. Об этом сообщает холдинг по исследованиям рынка Ромир. Инфляция в нашей стране в августе составила 0,6%, а реальные доходы жителей нашей страны уменьшились на 1,3%. С июля по сентябрь стандартные расходы российских потребителей сократились настолько, что упали ниже планки 2013 года.
В период 2010-2013 годов осенью расходы покупателей резко и стабильно возрастали, и мотивов к этому явлению было несколько. Это покупка овощей и фруктов для заготовок на зиму, ведь цены осенью позволяют это сделать в большом объеме. Также в этот период родители покупают принадлежности, книги, одежду и обувь детям, которые идут в школы, училища, институты. В сентябре этого года средний чек на повседневные стандартные расходы снизился, как это ни парадоксально, что говорит о снижении активности покупателей и их платежеспособности. Аналитики полагают, что в следующие несколько месяцев потребители начнут экономить гораздо больше, а покупать меньше, экономя на всем, и на товарах ежедневного потребления в том числе.
Следующий интересный вывод исследователей – смена потребительских привычек. Если раньше покупатели приобретали брендовые товары, привычно любимые, то теперь приобретаются более доступные по цене бренды. Особую популярность приобретают товары от производителя, под собственной торговой маркой. И еще – чаще стали отказываться от непродуктовых марок. Аналитики рекомендуют выпускать не дорогой и уникальный товар по сверх современным и дорогим технологиям, а качественный продукт без использования дорогостоящих технологий.
Мясной кризис: в чью пользу?
Благодаря введенным санкциям в России стал возможен рост объемов производства продуктов, в частности – мяса свинины. За год рост числа голов составил 7,8%, в количественном выражении – более 22 миллионов голов. В личных и крестьянских хозяйствах прирост составил 6,2%, а в крупных сельскохозяйственных предприятиях и концернах – на 11,3%. Хорошие результаты показаны за 8 месяцев 2015 года, российские животноводы поставили потребителям на 112 тысяч тонн свинины больше, чем за тот же период 2014 года. Только в августе рост составил 13,5%.
Лидирует по производству высококачественного мяса свинины Центральный Федеральный округ, на втором месте – Северо-западный ФО.
Объем импортируемого мяса же напротив, снизился, на 33%. Сюда входит охлажденная и замороженная свинина, шпик свиной и субпродукты. Основным поставщиком импортной свинины является Бразилия, как и в прошлые годы. Причем, ввоз в Россию живых свиней на убой прекратился вовсе.
Бизнес с социальной ответственностью
Все больше потребителей России отдают предпочтение брендам тех компаний, которые ведут благотворительную работу на благо общества. Согласно опросам, четверть россиян приобретают продукцию социально ответственных компаний. И 61% заявили, что готовы даже переплачивать за товары и услуги, если будут знать, что переплата пойдет на нужны незащищенных слоев общества и на защиту окружающей среды. Причем, в прошлом году процент таких потребителей составлял всего 38. Преимуществом пользуются социально ответственные акции, например, создание новых рабочих мест, помощь местным производителей, работа благотворительных фондов. Этот процесс серьезно развивается на фоне общего снижения покупательской способности населения.
Как предпринимателям анонсировать свою социальную направленность? Это проведение акций и флеш-мобов, это информация на упаковке товара, это большие праздники, благотворительные концерты, мастер-классы и пр. В комплексе такие мероприятия дают увеличение продаж более 4%. Для сравнения – средняя прибыль компании, которая не ведет социально направленные коммуникации – менее 1%.
Куда денутся рынки под открытым небом
Все рынки под открытым небом в столице должны закрыться, — такое решение приняли власти Москвы. На данный момент здесь работают 16 таких рынков. Процесс должен завершиться до конца 2015 года. Альтернативный вариант для руководства рынков – перенести их в капитальные здания. Вместо «открытых» рынков предлагается устраивать сезонные ярмарки выходного дня.
В чем отличие ярмарок? Они – явление временное, всего один-три дня в неделю. Удобны тем, что располагаться они должны в шаговой доступности от крупных жилых массивов или транспортных узлов. Главное условие – снабжение населения качественными и свежими продуктами от местных производителей, фермеров. Основной причиной закрытия рынков называется отсутствие соблюдения санитарных норм, в закрытом помещением намного легче устранять все недостатки, отмеченные Санэпиднадзором.
Е. Щугорева
Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому искусству и технике речи, руководитель он-лайн школы «Оратор мастер». С ней можно связаться по электронной почте shugoreva@mail.ru или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/, Skype: lennik31vfhnf