В учебниках по теории и методике ведения экономической деятельности говорится о том, что банкротство является механизмом соблюдения интересов кредиторов, исключения из бизнеса неплатежеспособных юридических лиц и «оздоровления» экономических отношений и деятельности предприятия, честно выплачивающего все виды налогов. В действительности, дела обстоят совершенно по-иному: кредиторы препятствуют выведению активов, юрлицо спешит поскорее списать долги, а честно работающая компания не имеет материальной возможности сразу же «встать с колен» и продолжить предоставлять клиентам услуги согласно ранее проводимому виду деятельности.
Закон РФ, призванный поддерживать ИП и юрлица, в период после наступления банкротства так и не принят по истечению нескольких лет. По вышеуказанным причинам, банкротство ведет к ликвидации компаний (в большинстве случаев), несмотря на предоставление потребителям инновационных услуг и готовых продуктов.
Определение факта банкротства по законодательству РФ
Федеральный закон «О несостоятельности субъекта экономики» утверждает несостоятельность (неплатежеспособность по займам) по истечению обязательного временного периода, установленного на срок в 3 месяца. Возбуждение исполнительного производства в Арбитражном суде стало возможным при наличии задолженности российского субъекта экономике перед кредиторами в размере задолженности в 100 тысяч рублей. К примеру, в США задолжником считается предприятие с суммой, подлежащей к выплате в 5 тысяч долларов, а в Англии – с суммой в 175 тысяч фунтов стерлингов. Срок признания организации банкротом в развитых странах определяется по истечении 30 дней, либо не устанавливается вовсе.
Институт банкротства призван оградить экономику страны от недобросовестно функционирующих субъектов экономики, неправомочных в выплате долгов. С одной стороны, закон РФ защищает интересы должников перед заимодателями посредством установленных правомерных процедур, а с другой стороны – защищает интересы кредиторов от незаконных действий должников, а также интересы нескольких кредиторов при разделе имущества между собой. Посредством банкротства производится «вливание» денежных средств в экономически выгодную отрасль производства и прекращение деятельности отрасли, не пользующейся спросом потребителей, и не приносящей доход государству.
Изначально Законом не предусматривается ликвидация юридического лица, а устанавливается его перепрофилирование путем введения внешнего руководства с опытом работы в смежных сферах деятельности.
Предпосылки возникновения и виды банкротства
Банкротство предприятия, как юридический фактор, имеет под собой ряд внешних и внутренних причин, приведших к подобному состоянию. К внутренним предпосылкам банкротства относятся:
- неэффективность управления предприятием и незнание стратегии развития юрлица;
- неэффективность маркетинговой деятельности и банкротство заказчиков, не выкупающих определенные объемы товара, что ведет к цепному банкротству;
- завышение себестоимости продукции вследствие технологически неправильного использования производственных мощностей;
- затоваривание остатками продукции незавершенного и завершенного производства, что ведет к спаду капиталооборота организации.
Предпринимательская деятельность в стране находится на среднем уровне, и зависит от влияния внешних факторов: политики, экономики, финансовой нестабильности в России. Банкротство юрлица существует в различных видах, среди которых 2 позиции занимают действительные виды, о стальные являются умышленным сокрытием доходов юрлица, что наказуемо в соответствие с УК РФ.
Действительное банкротство возникает в случае больших финансовых потерь предприятием, что ведет к неспособности выплатить долги кредиторам. В данном случае банкротство оформляется как юридическая процедура по констатации факта.
Техническое банкротство возникает в случае наличия у руководства предприятия дебиторской задолженности, которая превышает доходы предприятия, но является меньшей составляющей по отношению к кредиторской сумме долга. В такой ситуации становится возможным избежать ликвидации предприятия посредством внедрения успешной антикризисной политики для ведения субъекта экономики.
Умышленный вид банкротства создается путем преднамеренного ведения неэффективной деятельности производства, что влечет за собой причинение материального ущерба юрлицу.
Фиктивное банкротство происходит в случае сокрытия руководством предприятия реальных доходов перед кредиторами в надежде получение рассрочки или уменьшения кредитной ставки по выплатам.
Скрытое банкротство, выделяемое отдельным видом у финансистов, состоит в сокрытии информации о действительной ситуации банкротства организации, что влечет за собой нанесение ущерба кредиторам.
Помимо действующих внутренних и внешних дестабилизирующих причин, приводящих к банкротству организации, на становление экономической ситуации в стране воздействует и исторический фактор. Наша страна полностью не перешла от плановой экономики к рыночной. Считается, что временной отрезок в 20 лет является исторически малым промежутком для освоения новых видов хозяйствования.
Многие федеральные губернаторы брали кредиты для поддержания убыточно работающих предприятий. Естественно, возникала огромного размера задолженность перед кредиторами, которая приводила к ликвидации юрлица в конечном итоге.
Взаимодействие кредиторов и должников
Кредиторы стараются получить от контрагентов выплату по задолженности в максимально сжатые сроки, поэтому в случае отсутствия возврата долга инициируют и ставят наблюдение за компанией должника с целью подмочить деловую репутацию. Организации, дорожащие своим именем, выплачивают долг быстро. В противном случае компания-кредитор ставит своего управляющего в фирму должника с целью приватизации имущества предприятия. Кредиторы препятствуют выводу активов, по этой причине должники стараются списать как можно больше долгов с минимальными потерями.
Как свидетельствует судебная практика и опыт ведения дел по реорганизации предприятия адвоката Елены Якушовой, должники по наступлению или угрозе банкротства предприятия объявляют конкурс на замещение вакантных должностей. В подобном случае игнорируется даже процедура установления наблюдения и ликвидации компании. В конечном счете, итогом банкротства становится инициирование конкурсного производства, минуя щадящие процедуры ликвидации и распродажи активов.
Конкурсное производство как аналог ликвидации юрлица
Исходя из иных наблюдений, можно сделать вывод о том, что ликвидации компаний случаются чаще, чем применение процедуры введения внешнего руководства. «Финансовое оздоровление» организации признано настолько редко применяемой процедурой по отношению к предприятию – банкроту, что отказ в признании должника банкротом производится чаще.
Конкурсным производством, отраженным в статистике за предыдущий год, было ясно видно, что 17 дел о признании организации банкротом окончились финансовым оздоровлением, что составило 28% от общих реорганизационных дел, и 270 случаев, ознаменованных введением внешнего управления, что составило 36% соответственно.
Ряд факторов привел к образованию подобной ситуации, по словам адвоката Елены Якушовой. Среди них следующие составляющие:
Слишком мягкие законодательные положения, касающиеся финансового оздоровления структуры – банкрота. Арбитражные управляющие находятся под контролем задолжника, либо кредитора. Банк в этой ситуации выступает в качестве мажоритарного органа, предоставлявшего заем денег. Банковской структуре невыгодна ситуация длительного возврата денег, поскольку он хочет получить всю сумму задолженности сразу.
Отсутствие жесткого закона, утверждающего действенность финансового оздоровления предприятия. Такое положение дела связано с лоббированием интересов банков – заемщиков по вышеуказанной причине длительности возврата денег. Законопроект был разработан некоторыми министрами, но так и остался лежать в кабинете, без общественной огласки перед Госдумой. Таким образом, объявление процедуры банкротства является этапом к «списанию»и ликвидации юридического лица.
Установление правопорядка при помощи нового закона
Новым законопроектом предусматривалось уравновешивание прав кредиторов и должников. Кредиторы были разделены на классы в зависимости от характера требований, предъявляемых должнику. Заимодатели должны были отказаться от пропорциональности удовлетворения интересов. Должники могли реструктуризировать долг до проведения судебного слушания дела и сохранить контроль над предприятием. Все эти новшества были заблокированы управляющими банками – кредиторами. В настоящем времени закон продолжают согласовывать с министрами и самими банками. Новый законопроект содержит в себе европейскую практику урегулирования вопроса финансового оздоровления предприятия в случае банкротства. Кредиторы привлекаются к рассмотрению обоснования положения о банкротстве предприятия, отпадает необходимость судебного слушания дела в случае соглашения 2-х сторон, должника и кредитора, по всем вопросам, касаемо положений погашения долга.
До тех пор, пока в стране будет царить атмосфера недоверия, выведение обанкротившегося предприятия на новый уровень развития невозможно. Арбитражный управляющий может предположить ситуацию, в которой предприятия понесет убытки, связанные с банкротством, но от этого состояния пострадают работники, государство и контрагенты. Внешнее управление в данном случае также не является положительным выходом, поскольку за 2-3 года восстановить деятельность организации под силу группе людей, имеющих деньги. Срок в 3 года является ничтожным для перепрофилирования и наращивания финансового оборота юрлицом. Мировые соглашения невозможно зачастую утвердить на практике, если у руководства организации имеются задолженность по зарплате перед работниками, или имущество – в залоге у должника.
По наблюдения адвокатов, ведущих дела фирм – банкротов, руководству страны необходимо серьезно задуматься над вопросом введения новых законодательных норм в процесс регулирования взаимоотношений должников и кредиторов и подойти с максимальной ответственностью к принятию нового важного законопроекта.
А.Гончарук, anna.gold2013@yandex.ru