В этой заметке я расскажу об одной реально реализованной идее бизнеса, которая может быть осуществлена в любом городе.
Эта история началась три года назад. Ко мне обратилась за помощью молодая женщина, которая сидела дома с подрастающим малышом. Далекий уральский городок Краснотурьинск Свердловской области. Шестьдесят тысяч человек местного населения, большой процент безработного населения. Градообразующих предприятий немного: местная ТЭЦ, медный рудник, алюминиевый завод.
Светлана обратилась за помощью в выборе направления для ее будущего бизнеса. В первую же коуч-сессию перебрали десяток разных возможностей. Пока ни остановились на создании детского центра для дошкольников и младших школьников.
Выбор ниши для нового бизнеса основывался на дефиците детских учреждений в их городе. Впрочем, подобная ситуация сохраняется по всей стране.
Светлана по образованию бухгалтер, закончила профильный техникум. Привлекла к новой деятельности подругу с педагогическим образованием. Поначалу Света посетовала, что жалеет о том, что училась на бухгалтера, что не ее это дело. Однако в любом бизнесе финансист всегда благо.
Первым заданием для них было провести маркетинговое исследование подобных предложений на местном рынке, собрать информацию об услугах, ценах и режимах работ потенциальных конкурентов. Выявить и опросить целевую аудиторию о потребностях и запросах.
Девушки действовали стремительно и уверенно. Через неделю предоставили полный расклад: не хватает образовательных учреждений для детей, где бы малыши могли с пользой проводить свободное время.
Выбрав направление, прикидывали самый выгодный вариант – уроки выходного дня, продленка, частный мини-детский сад. Взвешивали все «за» и «против», прежде чем выбрали нужный формат.
Так родился центр развития для малышей «Паритошка», который, спустя какое-то время, стал детским клубом развития и творчества.
Молодые предприниматели часто делают серьезные ошибки на этапе стартапа бизнеса. Наделали их и молодые бизнес-леди, не посоветовавшись с наставником. Взяли тяжелый кредит на развитие, сняли подвальное помещение для детского центра. Соответственно, львиную долю заработанной прибыли «съедали» банковские проценты, погашение ссуды, арендная плата и зарплата сотрудникам.
Рекламу девушки дали сразу и по местному телевидению, и напечатали флаеры, и заказали яркую вывеску. Первые клиенты привели маленьких посетителей и закрутилось.
В первый год предпринимательницы с большим трудом вышли на точку безубыточности и тут же попали в жесткий «несезон»: наступило лето, и малыши вместе с родителями уехали к морю, на дачи, в лагеря.
Светлана забила тревогу, сразу позвонила мне, нужна была срочная «реанимация» зашедшего в тупик юного бизнеса. Провели вместе с ней внутреннюю инвентаризацию, разбор ошибок и выработали стратегию выхода из тупика.
Что нужно делать в период несезона? Конечно, «точить пилу». Светлана на заре становления бизнеса давала объявления в газету, что-то типа «няня на час». Однако никакого отклика не получила.
Решили расширить спектр услуг, открыть летний лагерь для будущих первоклашек, чтобы за лето подготовить их к началу учебного года. Повышать плату за предоставляемые услуги было невозможно: тут же основная часть постоянных клиентов уходила к конкурентам или вовсе переставала водить детей в центры развития.
Посоветовала собрать ожидания потребителей, узнать, что ждут, что необходимо, за что готовы платить и какие суммы. Так сформировались языковые и творческие группы для маленьких посетителей. Молодые предпринимательницы пытались внедрить дополнительные услуги психологов для мамочек, однако местное население не было готово открывать душу даже специалисту.
В первый год развития назрела острая проблема с текучкой персонала. Зарплаты преподавателям в то время были в детском центре невысокими, хотя педагоги работали неполный рабочий день. Приходилось принимать на работу молодых неопытных учителей, выпускниц вузов и колледжей, которые соглашались трудиться за столь скромную оплату труда. У них не было своих методик, работали спустя рукава, что негативно сказывалось на имидже новой компании.
Светлане было предложено постоянно формировать кадровый резерв, проводить обучение персонала и внедрять четкие корпоративные стандарты методик развития. За основу был выбран метод научной педагогики Марии Монтессори, когда к каждому малышу применяется индивидуальный подход.
Слабым звеном в развитии компании был и учет. Несмотря на профильное бухгалтерское образование, у руководителя не было опыта по снижению издержек обращения. Вместе разработали пошаговый план выхода из кризиса. В том числе и переход на новый уровень развития для привлечения более состоятельных клиентов.
Пару месяцев назад Светлана позвонила вновь. Бизнес развивается стабильно, сформировался клуб постоянных клиентов, кредиты постепенно выплачиваются. Пока девушки не жируют, однако и не бедствуют.
Столкнулись с массой непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, например, зимой, когда свирепствовал грипп, полностью ушла группа малышей от полутора лет. Однако девушки не вешают нос и стойко переносят все трудности.
Это лето предпринимательницы встречают во всеоружии, поскольку наработанный опыт никуда не деть. Переселились из глубокого подвала в цокольный этаж, сделали там косметический ремонт, оборудовали каждый класс, купили хороший раздаточный материал, внедрили вирусный маркетинг, выпустили несколько номеров собственной газеты.
Светлана хотела посоветоваться по поводу открытия еще одного детского центра в другом районе родного города. Масштабируется молодой бизнес, выходит в зону стабильного развития.
Любой вид бизнеса переживает несколько этапов развития, этот процесс можно сравнить с человеческой жизнью: рождение, детство, юность, молодость, зрелость, старость и смерть. Или долгая-долгая жизнь. Все зависит от стратегии и диверсификации.
Уже сейчас, когда бизнес Светланы переживает пору юности, мы с ней разработали план масштабирования, диверсификации и дальнейшего развития. В планах открыть магазин развивающих игрушек и небольшое детское кафе. Все эти новшества подсказывают сами посетители, Светлана с подругой только разрабатывают план внедрения, обсчитывают рентабельность.
Жанна Пятирикова, личный бизнес-консультант