Для людей, которые работают в области услуг, но не регистрируются как предприниматели, был создан режим самозанятости. Он позволяет «выйти из тени» и платить налоги тем, кто выполняет заказы, а не работает на одну организацию. В 2019 году это проходило как эксперимент. Затея оказалась успешной, потому в 2020 году список регионов был расширен.
Чем можно заниматься в рамказ самозанятости
Важное ограничение – работа должна проходить на территории области, включенной в список.
Что можно делать самозанятым:
- заниматься фотосъемкой и созданием видео для заказчика;
- продавать собственноручно созданную продукцию;
- выполнять косметические услуги надомно;
- работать удаленно;
- сдавать в аренду квартиру;
- организовывать пассажирские и грузовые перевозки;
- оказывать услуги по ремонту помещений;
- консультировать по юридическим и бухгалтерским вопросам;
- организовывать мероприятия и праздники.
Отчитываться по такой форме могут быть не только граждане России, но и некоторых других стран (Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении). Важно, чтобы они соблюдали все условия, описанные выше.
Преимущества перед ИП
- Быстрая и простая регистрация. Это еще проще, чем заполнение формы для регистрации ИП.
- Возможность для фрилансеров и работников всех указанных выше сфер легально платить налоги и уйти от серых схем.
- Оптимизация налогов. Предприниматель минимально платит 6% по УСН, самозанятые платят 4%. Они освобождены от обязательных страховых и пенсионных взносов.
- Такой режим многим кажется более удобным, чем регистрация и ведение ИП. Не нужно сдавать почти никакой отчетности, все выглядит очень просто.
Процедура регистрации
Чтобы начать работать как самозанятый, нужно зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Это можно сделать несколькими способами:
- В приложении «Мой налог».
- На сайте ФНС в разделе «Налог на профессиональней доход».
- Через портал Госуслуги.
- Через приложение «Сбербанка» (для клиентов банка).
Самый простой способ – использовать приложение «Мой налог». Нужно отправить пакет документов:
- заявление;
- копии страниц паспорта РФ;
- фотография (нужна не всегда).
Весь пакет собирается прямо в приложении, через него же и отправляется. Никуда ходить не нужно. Электронная подпись или другие сложные меры идентификации тоже не применяются.
В приложении приходит ответ о том, что процедура успешно завершена. Если налоговая отказывает в регистрации, то обязательно будет написано, что не так с документами. Можно отправить заявку повторно.