SWOT-анализ индивидуального предприятия

SWOT-анализ

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его. Википедия.

SWOT-анализ – это очень полезный инструмент, которым активно пользуются бизнесмены всего мира. И только в России им пренебрегают представители малого и среднего бизнеса. Прием этот очень хорош тем, что ситуация, которая на данный момент присутствует на вашем предприятии, систематизируется, все детали раскладываются по полочкам, и становится очень легко определить, как действовать далее.

Итак, приступаем к SWOT-анализу на примере предприятия, которое назовем «Фортуна», и занимается оно, к примеру, выпуском и продажей чая в пакетиках различного качества и ценовых категорий. На примере SWOT-анализа этого предприятия будет легко понять, как использовать в работе этот эффективный инструмент.

Форма, которую надо заполнить

Сильные стороны
1.
2.
3.
4.
5.
Слабые стороны
1.
2.
3.
4.
5.
Возможности
1.
2.
3.
4.
5.
Угрозы
1.
2.
3.
4.
5.

Как мы видим, матрица SWOT-анализа состоит из четырех ячеек, два ряда и два столбца. В верхних ячейках заключено описание настоящего предприятия, а в нижних – возможные будущие ситуации. Из верхних ячеек рождаются нижние.

Как описать сильные стороны

Чтобы описать сильные стороны вашего предприятия, надо вспомнить все стороны работы. Они могут касаться производства, персонала, конкурентной борьбы, внешних отношений, финансов, маркетинговой политики, информации и управления, стиля руководства и много другого. Итак, сильные стороны могут быть такими.

  1. Уникальная технология отбора чайного сырья, распределение на 4 вида по размеру листьев.
  2. Приобретена новая технологическая линия.
  3. Используются новые виды упаковки чайного сырья.
  4. У пакетиков уникальная технология «потайная нить».
  5. Поставки сырья в герметичных упаковках.
  6. Добавление к растительному сырью ароматизаторов, идентичных натуральным, со стойким ароматом, длительно сохраняющихся.
  7. Покупка сырья большим оптом, что дает экономию.
  8. Прием на работу только высококвалифицированных специалистов.
  9. Большое количество бонусов для работников.
  10. Удобное месторасположение цехов.
  11. Отличный премиальный фонд, до 30% от всего фонда оплаты труда.
  12. Принят коллективный договор, создан профсоюз.
  13. Предприятие выдает детские путевки в лагеря отдыха на лето.
  14. Для детей сотрудников организовываются экскурсии на предприятие.
  15. Принят главный технолог, который обучался в Англии на фабриках Ахмат.
  16. Существует система мониторинга достижений и новшеств конкурентов.
  17. С конкурентами выстроены партнерские отношения в плане информирования о новинках мирового рынка.
  18. Объединяемся с конкурентами на проведение общегородского праздника чая.
  19. Имеем гибкий подход к ценообразованию, чтобы реагировать на новинки конкурентов.
  20. Провели ребрендинг, который позволил вывести серии наших чаев на более широкий рынок.
  21. Расширили рынки до 5 областей Поволжья, заключили договоры на поставку чая с двумя крупными торговыми сетями столиц.
  22. Провели большое маркетинговое исследование с помощью специалистов-маркетологов консалтинговой фирмы по выявлению целевых групп потребителей и сегментации.
  23. Провели опрос 5 тысяч человек на тему: «Какой чай мы пьем и сколько денег за него готовы отдать», по итогам проведена большая презентация и создана стратегия развития чайных направлений и серий.
  24. Проводим регулярно фокус-группы с дегустацией чая, с последующим анализом и корректировкой направлений технологий.
  25. Проводим дегустации на заседаниях бизнес-клуба области в здании Областной Думы.
  26. Проводим подарочные праздники к календарным праздникам.
  27. Перешли на упрощенную систему налогообложения, что позволило начать экономить ХХ тысяч рублей в месяц.
  28. Ввели электронную отчетность, экономия на времени и поездках.
  29. Перевели управленческий и финансовый учет на CRM-систему. Огромная экономия на временных и финансовых ресурсах.
  30. Участие в общероссийской выставке, заключено 5 контрактов, привезено 2 диплома за качество, 1 диплом за достижения в технологии.

Я привела только 30 сильных сторон нашего воображаемого предприятия. В каждом пункте прописано определенное событие в жизни фирмы. Вы, дорогой читатель, можете написать свои положительные сильные стороны производства, но можете и воспользоваться этими. Выберите те, что походят именно вашему предприятию, можете откорректировать их, дополнить. И у вас получится совершенно уникальный список сильных сторон вашего предприятия.

Определение возможностей фирмы по сильным сторонам

Метод SWOT-анализаПод этим списком вам надо будет написать все возможности, которые вытекают из уже имеющихся преимуществ, которые мы назвали сильными сторонами. Я покажу, как это сделать, поработав с составленными нами пунктами.

Для примера возьмем 1 пункт. «Уникальная технология отбора чайного сырья, распределение на 4 вида по размеру листьев» — это сильная сторона нашей виртуальной фирмы. Как же можно описать те возможности, которые отсюда вытекают? «Разработка четырех новых линеек чайного продукта по ценовой категории «элитный час», «натуральный чай», «чай класса премиум», «чай класса макси». Начало выпуска крупнолистового чая в банках, используя элитные сорта белого чая» — вот это возможности, которые вытекают из наших сильных сторон.

Пункт 2. «Приобретена новая технологическая линия». А теперь возможности: «Покупка новой транспортерной ленты к упаковочной линии, что позволит сократить 4 человек упаковщиков. Покупка новой насадки, которая позволит выпускать пакетики-треугольники из полотна – микросетки».

Надеюсь, вам понятна система трансформации сильных сторон в возможности предприятия. Вы заметили, что в итоге внизу у вас получится фактически план действий на ближайшие полгода, год, пятилетку.

Приведу еще несколько пунктов возможностей.

3. Внедрение новых упаковок на 10 пакетиков чая, на 5 пакетиков, упаковка на 20 пакетиков чая ассорти, 4 сорта по 5 пакетиков. А также введем упаковки эконом-класса по 100 и 200 пакетиков.

4. Сокращаем время упаковки, теперь не нужна укладка треугольных пакетиков в ряды из-за того, что они не зацепляются теперь друг за друга нитями. Сокращаем расходы на нить, она теперь на 1 см короче, что дает экономию.

5. Используя самое свежее сырье без посторонних примесей запахов, можно добиться более ярких результатов с использованием натуральных ароматизаторов: чабрец, василек, розмарин, душица, цитрусовая цедра и пр.

Вот таким образом вы можете сейчас самостоятельно дойти до конца первого списка с сильными сторонами ставшей нам уже родной чайной фабрики. Упражнение это будет полезно предпринимателям в плане развития навыков формулирования своих гениальных идей, а они именно таковы, я уверена. Но главное, уметь использовать их в своей работе. И метод SWOT-анализа в этом отлично поможет. Работа с придуманной фирмой поможет без финансовых потерь приобрести навыки анализа. Такие упражнения называются «кейсами».

Определение слабых сторон фирмы

Слабые стороны своей фирмы определять намного сложнее, потому, что свое детище критиковать не каждый может. Даже не критиковать, а реально взглянуть на вещи и назвать их своими именами. Итак, какие мы увидим слабые стороны на нашей чайной фабрике.

  1. Старые корпуса цехов, которые зимой плохо отапливаются.
  2. Потеря договора с поставщиком из Индии, переход на работу с дилером через третьи руки, что привело к удорожанию.
  3. Отсутствует ароматизатор «лесные ягоды», что делает невозможным догнать по ассортименту главного конкурента.
  4. Устаревшая электропроводка, которая дает большую потерю энергии.
  5. Прошло сокращение кадров, что вызвало напряженность и у оставшихся сотрудников.
  6. Много нарушений трудовой дисциплины (опоздания), которые покрывает охрана.
  7. Быстрый выход из строя камер внешнего и внутреннего видео-наблюдения, что не дает возможности определить тех сотрудников, кто занимается воровством.
  8. Рост «усушки и утруски», то есть воровства за год – 10%. Это колоссально много!
  9. Нет фольгированной упаковки, как у конкурентов, только целлофановая.
  10. Нет договоров с местными крупными торговыми сетями по причине высокой цены на наш продукт. Невозможность идти на их условия.
  11. Мало представлено чая в линейке «для широких слоев покупателей» по доступной цене, но обилие элитных чаев.
  12. Отсутствие внутреннего складского учета движения сырья.
  13. Большая дебиторская задолженность от продавцов.
  14. Много невыполненных финансовых обязательств перед поставщиками, невозможность купить товар большим оптом для экономии.
  15. Отсутствие своего маркетолога в штате, который бы знал на 100% производство и сырье, продукт и упаковку, целевую аудиторию и сегменты рынка.
  16. Частая смена начальников отдела снабжения.
  17. Частые заболевания и больничные заведующего механической мастерской.
  18. Отсутствие специалиста на должности технического директора, совместитель не справляется полностью.
  19. Потеря кредитных линий в двух наиболее выгодных банках.
  20. Демократический стиль управления не всегда дает адекватные результаты.

Формирование угроз

Ну а теперь по каждому пункту слабых сторон пишем те угрозы, которые в связи с этим возникнут в будущем.

  1. Старые корпуса цехов, которые зимой плохо отапливаются – слабая сторона, а угроза такая – увеличение количества потребляемой электроэнергии, потому что все включат обогреватели и полетит вся и без того ветхая проводка, или обрушение стен весной.
  2. Потеря договора с поставщиком из Индии, переход на работу с дилером через третьи руки, что привело к удорожанию, — это слабая сторона. Угроза, которая следует из нее – возникновение со временем еще больше промежуточных ценовых звеньев, потеря качества сырья из-за увеличения количества времени, за которое сырье идет через всех дилеров, как итог всего этого – необходимость удорожания конечного продукта.
  3. Отсутствует ароматизатор «лесные ягоды», что делает невозможным догнать по ассортименту главного конкурента – слабая сторона. Угроза – конкуренты завоевывают все большее количество покупателей из-за того, что отвечают на все их потребности. Могут снизиться продажи у нашей чайной фирмы.

Так вы самостоятельно можете расписать угрозы по каждому пункту слабых сторон. С этим списком надо проделать еще одну манипуляцию. Напротив каждого пункта из «Угроз» надо написать пути минимизации последствий или способы предотвращения угроз. Итак, пропишем наши три пункта, остальные по образу и подобию вы сделаете сами.

  1. Увеличение количества потребляемой электроэнергии, потому что все включат обогреватели и полетит вся и без того ветхая проводка, или обрушение стен весной – угроза, а план такой: на летний период наметить капитальный ремонт здания, проводки электричества, утепление окон и дверей, установление обогреваемых панелей с режимом экономного потребления электроэнергии.
  2. Возникновение со временем еще больше промежуточных ценовых звеньев, увеличение количества времени, за которое сырье идет через всех дилеров, как итог всего этого – необходимость удорожания конечного продукта – это серьезная угроза. Пути преодоления такие: Обратиться в Торгово-промышленную палату с просьбой поддержать отечественного производителя и изыскать возможность перехода работы снова напрямую. При поддержке такого сильного органа дела пойдут быстрее, проверено! Так же можно провести серьезный мониторинг всех существующих поставщиков чая, может, вы найдете его не в Индии, а в Англии. Ищите, решение обязательно придет.
  3. Конкуренты завоевывают все большее количество покупателей из-за того, что отвечают на все их потребности. Могут снизиться продажи у нашей чайной фирмы. Это была угроза. Решение проблемы можно предложить такое: найти каналы покупки не только этого аромата, но и еще нескольких популярных: сен-ча, корица и яблоко, мята и лимон и пр.

Вывод из всего сказанного

В результате проделанной работы довольно не сложно были составлены два списка, которые вошли в единый план действий, они у нас получились в нижнем ряду нашей таблицы. Теперь мы поняли, как составлять SWOT-матрицу предприятия, какая от него польза и как его использовать в работе. Согласитесь, очень нужная для анализа ситуации методика. С ее помощью вы увидите то, что всегда было у вас перед глазами, но вы не понимали причину происходящего. А теперь у вас открыты глаза, удачи вам в делах!


В заключение — несколько слайдов, которые иллюстрируют метод SWOT-анализа и помогают глубже в нем разобраться. Всего одна минута вашего времени!