Поведение и этика общения в бизнесе

Вести дела грамотно. Об этом мечтает каждый индивидуальный предприниматель. Но кроме деловых вопросов в работе возникает немало психологических аспектов, которые связаны как с работой надо собой руководителя бизнеса, так и с внешним общением – с партнерами, с коллегами, с подчиненными, даже с друзьями и родными. Здесь очень важно соблюдать все грани и дистанции, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, которая принесет финансовые убытки. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты делового общения, которые вам будут очень полезны в работе.

Правила делового этикета

Правила делового этикетаСоблюдайте основные правила делового этикета. Согласитесь, что от мелочей во многом зависит исход сделки. Поэтому даже то, что вы пропустили в дверь первым своего будущего партнера по сделке – женщину, может ее расположить к вам очень положительным образом.

Самые часто встречающиеся ситуации, которые могут сыграть в вашу пользу, это такие. Входя в здание, откройте дверь и пропустите даму, входя в кабинет, поступите так же, особенно, если это ваш личный кабинет. Обязательно предложите партнерам чай или кофе. Для этого всегда держите в кабинете хороший чай черный и зеленый, дорогой растворимый кофе или кофе-машину, сливки в разовой расфасовке, сахар кубиками, а так же печенье или конфеты. Если переговоры начнутся с хорошего напитка, будет намного легче установить контакт с собеседниками.

Отдельно надо сказать про алкогольные напитки. Если вы решите, что надо партнерам налить рюмочку коньяка, то выберите хороший напиток, проверенный на качество. К нему надо держать в холодильнике лимон, так же можно запастись хорошим шоколадом. Не стоит держать в баре целый алкогольный арсенал, увидев ваши стратегические запасы, коллеги могут сделать неправильные выводы относительно ваших пристрастий. Так что не выставляйте алкоголь напоказ.

От знаний этикета многое будет зависеть также при проведении переговоров в кафе и ресторане. Не забывайте, если вы мужчина, отодвинуть стул для женщины и поставить его, когда она садится. Если вы женщина, не двигайте стул самостоятельно, дайте мужчине выполнить свои обязанности по этикету. Тканевую салфетку кладите на колени, не подвешивайте ее на грудь. Если вы не умеете правильно пользоваться ножом, то лучше не берите его в руки. Рыба вам не поддается при разделке, и вы давитесь косточками? Тогда закажите себе мясо или курицу. Словом, думайте, что заказать, что вы съедите с наименьшими потерями для имиджа. Когда выходите из-за стола, вытирайте рот бумажными салфетками, которые стоят в салфетнице на столе, а не тканевой салфеткой. Она кладется на колени, чтобы уберечь вашу одежду от неприятностей, и не более того.

А теперь поговорим о встрече и приветствии. Мужчина не может первым подавать руку для приветствия. Это может произойти только в том случае, если мужчина намного старше женщины по возрасту и по должности. В любых других случаях мужчина может только ответить рукопожатием на протянутую руку женщины.

И еще одна важная деталь – следите за чистотой вашей одежды и рук. Пятна на пиджаке и грязь под ногтями вообще могут отпугнуть ваших партнеров. Мысль, которая подспудно рождается в головах людей – если вы не можете следить за собой, то как же вы следите за своими делами и бизнесом? Поэтому никаких пятен, дырок, нестриженных грязных ногтей. Некоторые мужчины развивают тему дальше и начинают ходить на маникюр. Это уже другая крайность, люди к этому тоже неоднозначно относятся. Лучше всего постричь ногти и оттереть их щеткой.

Пару слов о парфюме. Если вы пользуетесь им, то не увлекайтесь! Если от вас будет пахнуть, как от одеколоновой фабрики, то все внимание ваших партнеров будет сосредоточено только на этом. Они будут думать не о сделке, а о том, как побыстрее уйти от вас. Лучший запах для деловых переговоров – отсутствие запаха.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувстваЕсли вы стали руководителем фирмы, то знайте, что внимание общества к вам сразу повышается. Если раньше вы спокойно могли пройти по парку с бутылочкой пива, и никто на это внимания не обратит, то теперь ваши знакомые и потенциальные коллеги обязательно отметят это в своих разговорах, и не дай бог кто-либо из журналистов, пишущих «жареные» новости встретится на вашем пути!

Также очень важно сдерживать ваши чувства и эмоции при производственных неприятностях. Не надо кричать на подчиненных, толка от этого не будет никакого. Мало того, человек при крике на него может впасть в ступор, и потом будет восстанавливать свою работоспособность несколько дней. Лучше всего спокойно объясните работнику, что он сделал не так. Подумайте вместе с ним, как исправить ситуацию. Конечно, исправление потребует от него времени, возможно, даже придется задержаться на работе. Но в этом случае он будет понимать, что его ошибка послужила причиной тому, что вы, как владелец бизнеса, заинтересованы в исправлении и в самом сотруднике. Он еще больше вас зауважает за предоставленный шанс.

Так же старайтесь не манипулировать проблемами сотрудника, его чаяниями и переживаниями. Я встречала руководителя, который всегда при вручении зарплаты говорил, что эти деньги на учебники дочке, а эти на лекарства маме и т.д. И произносилось это всегда тоном благодетеля, который осчастливил бедного и несчастного сотрудника. Его уже через полгода ненавидел весь коллектив, самые лучшие работники, знавшие себе цену, тут же начали искать себе другую работу.

Чтобы ваши сотрудники чувствовали свою значимость, стимулируйте их следующим образом. Если в вашей фирме возникли неприятности или проблемы, соберите специалистов, расскажите им о проблемах и попросите у них совета. Попросту говоря, устройте «мозговой штурм». Во время обсуждения записывайте каждое мнение, каждое, даже самое бредовое, предложение. Именно из самых нереальных и фантастических идей рождаются самые правильные решения. А потом поблагодарите сотрудников за помощь, выпишите премию (пусть даже самую минимальную) автору идеи, которая пошла в работу.

Кроме того, в некоторых фирмах практикуется очень интересный способ добывать новые идеи. Объявляется конкурс на лучшую идею по продвижению продукта, к примеру. Выставляется приз победителю, автору самой интересной и сработавшей идеи. Это может быть как денежный приз, так и сертификаты на различные покупки. Кроме того, даря предметы быта для дома, вы подчеркнете важность для вас того, что у сотрудника есть семья, дом, поставит вас и его на одну ступень.

Почаще улыбайтесь, по-доброму шутите с сотрудниками, по-человечески интересуйтесь, как у них дома дела. Только запомните четко – все, что вам рассказал сотрудник не должно пойти дальше вас. Иначе вам люди перестанут что-либо рассказывать. Если сотрудник захочет, он сам расскажет о своей жизни всему коллективу. Но вы должны быть немы, когда начинается обсуждение личных дел кого-либо. Мало того, всегда пресекайте всяческие сплетни и пересуды на рабочем месте. Если это происходит, то у ваших сотрудников есть свободное время. Может, вам пора увеличить объем работы для них? Как только вы добавите работы одному сплетнику, у других сразу отпадет охота собираться для обсуждения других сотрудников.

Язык жестов и мимика

МимикаКазалось бы, какая разница при проведении переговоров, где вы держите руки. А вот и нет, человек на подсознании считывает ваши жесты и реагирует на эти послания. Если вы сжали руки и скрестили руки, это означает, что вы закрыты для общения, вы никогда не расположите собеседника к себе. Если вы в процессе разговора делаете вертикальные жесты, то это означает, что вы говорите неправду. А если горизонтальные – то вам стоит доверять.

При разговоре никогда не смотрите пристально в глаза собеседнику. Выберите точку на лице партнера по общению, расположенную ниже носа, в районе верхней губы. Взгляд на нее является самым внушающим доверие. Если вы просто уводите глаза в сторону, то вы создадите впечатление нечестного человека. А если пристально будете смотреть в глаза, то собеседник будет стараться уйти от вас, потому что этот взгляд означает, что вы изучаете его и пытаетесь выведать у него всю правду. А кто захочет, чтобы о нем узнали все? Поэтому ведите себя свободно, легко, руки и ноги не скрещивайте, смотрите на лицо, но не пристально в глаза, жестикулируйте умеренно. И улыбайтесь приветливо глазами. Улыбка на губах, которая не сходит с лица, может вызвать вопросы, а вот сияющие глаза вдохновят ваших собеседников на подвиги.

Культура речи и деловое общение

Культура речиПри общении ни в коем случае не используйте ругательные и жаргонные слова. Даже если ваш собеседник сам их использует в простой речи, в деловой беседе они покоробят его слух. Так же не надо сыпать различными терминами, особенно которые были взяты из английского языка. Вас не поймут, а компаньон еще и почувствует себя униженным, потому что он этих слов не знает. То, что он с вами не будет сотрудничать и больше не придет на переговоры, гарантировано!

Используйте почаще вежливые общепринятые слова «будьте добры», «разумеется, вы знаете, что…», «подскажите, пожалуйста», «я очень буду ждать ответа», «как приятно осознавать, что…». Они всегда воспринимаются положительно, что приближает вас к успешному завершению переговоров. Конечно, в вашей речи будут присутствовать профессиональные термины. Но если вы увидите, что партнер их не понимает, постарайтесь корректно разъяснить ему, что значат эти слова. Увидите, что он будет вам благодарен за то, что он узнал от вас что-то новое.

Ответы на звонки

Очень важно сохранять все те же принципы в деловом общении по телефону. Не делайте скидку на то, что это телефонный звонок, и с сотрудником или с партнером можно поговорить на бегу. Если вам некогда, то прекратите разговор и пообещайте позвонить позднее, а лучше всего договоритесь о личной встрече. Обязательно вежливо попрощайтесь, поставьте позитивную точку даже в несостоявшемся разговоре. И если уж вы пообещали перезвонить, то сделайте это!


В следующем видеоролике предприниматель Олег Григорьевич Пермяков рассказывает о том, как правильно начать разговор с потенциальным партнером по бизнесу: