Порядок регистрации ИП

Любая деятельность по производству какого-либо продукта начинается с узаконивания отношений с государством. Необходимо оформить все документы, необходимые для прохождения процедуры, которая называется государственная регистрация предпринимателя. Только после этого будущий бизнесмен приобретет право заниматься производством и получать прибыль. Если планово обозначить все процедуры, то получится следующий план действий по прохождению регистрации:

  • сбор документов
  • выбор ОКВЭД
  • оплата пошлины
  • заполнение заявления
  • заверение подписи у нотариуса
  • выбор системы налогообложения, заполнение заявления на УСН
  • сдача документов в налоговую
  • изготовление печати
  • открытие расчетного счета
  • получение из налоговой свидетельства о том, что вы получили статус «индивидуальный предприниматель»
  • регистрация в пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования, органах статистики.

В этой статье мы рассмотрим каждый пункт подробнее, чтобы вам было максимально понятно, куда идти в работе над каждым шагом, как и с какими документами обращаться в инстанции, чтобы сократить расход времени, денег и ваших нервов.

Сбор документов

Заниматься регистрацией предпринимателя можно самому, а можно нанять консалтинговую фирму, которая за очень короткое время, но за деньги, сделает всю работу по государственной регистрации вас как индивидуального предпринимателя. Однако процесс этот совсем не сложный, поэтому здесь нет причин тратить пусть и небольшие, но все-таки ваши кровные деньги. Тем более, что вы еще не получаете дохода как индивидуальный предприниматель. Регистрация начинается со сбора необходимых документов.

В первую очередь надо сделать ксерокопию своего паспорта, основного вашего документа. Делаете копию первого разворота, где ваша фотография, и второго разворота, где проставлена ваша прописка. Копии делаются на одном листе формата А4. К нему надо будет приложить заявление на открытие ИП, заявление на УСН, квитанцию об оплате пошлины.

Выбор ОКВЭДов

ОКВЭД — это аббревиатура от полного наименования: Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности. Классификатор принят Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст. Внимательно прочитайте этот документ и выберите класс, подкласс, группу, подгруппу и вид своей будущей деятельности.

В разделе А указаны виды деятельности в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. В разделе В – рыбоводство и рыболовство. Раздел С включает в себя добычу полезных ископаемых, раздел D – обрабатывающее производство. В разделе E представлены производство и распределение газа, воды и электроэнергии. В разделе F вы найдете все, связанное со строительством. Раздел G – содержит оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых приборов. Раздел H посвящен гостиницам и ресторанам, раздел I – транспорт и связь. В разделе F вы найдете финансовую деятельность, в K – операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг, L – государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение. Раздел М включает все, что связано с образованием, N – со здравоохранением, О – коммунальных услуг, Р – по ведению домашнего хозяйства, Q – экстерриториальных организаций.

В каждом разделе вы выбираете свое направление, в нем класс и вид, которые наиболее полно характеризуют вашу будущую деятельность. В заявляемых ОКВЭДах их может быть сколь угодно много, но первым должен стоять тот, который описывает ваше основное производство.

Оплата пошлины

Пошлина за открытие ИП в России составляет 800 рублей. Вы можете зайти в ближайшее отделение банка, взять там квитанцию на уплату пошлины. Можете скачать квитанцию на любом бесплатном интернет-сервисе. Их сейчас очень много, но вам нужно выбрать самую свежую версию. Оплата займет совсем немного времени. Кстати, в банках есть услуга заполнения квитанции операционистом, стоит она совсем недорого. Если этот банк вам удобен для работы по территориальному расположению, хорошо зарекомендовал себя в работе, что здесь вы можете впоследствии открыть счет предпринимателя, на который будут поступать деньги от ваших клиентов, с него вы так же можете оплачивать по безналичному расчету услуги, которые будут оказывать вам. Конечно, предприниматель может работать и без счета, со сберкнижкой, но серьезные организации, которые будут вас обеспечивать большими заказами, работают только со счетом.

Заполнение заявления

Заявление на регистрацию ИП Р21001 вы можете так же скачать, а можете взять в налоговой. Главное, следите, чтобы вам досталась последняя, современная версия. Поэтому лучше зайти на главный сайт Налоговой Инспекции Российской Федерации и взять ее там. Внимательно читаете все графы и заполняете. Не забудьте при визите в вашу местную налоговую узнать правильное название вашего филиала и его код, в заявление надо будет их вписать. Вам надо будет заполнить все страницы листа А, лист Б вам дадут в инспекции при сдаче документов, это расписка о получении инспектором ваших документов. Вашу подпись на заявлении надо будет заверить нотариально.

Заявление на УСН

Вместе с заявлением на открытие ИП вам надо будет подать заявление на работу по упрощенной системе налогообложения. Их есть несколько. Доходы минус расходы предполагают выплату 15 процентов налогов, налог с валовой прибыли будет 15 процентов. В этом случае из ваших доходов будет вычтены ваши расходы, с оставшейся суммы вы заплатите 15 %. Вы будете впоследствии отчитываться и о доходах, и о расходах, предоставляя все документы. Во втором случае вы можете не указывать суммы ваших расходов, они никому не будут интересны, но налоги будут с вас вычитаться в сумме 6%. Этот способ удобен при минимальных расходах. А если они велики, то выбирайте 15%-ную оплату.

Имейте в виду, что УСН предполагает намного меньший учет и более простую отчетность. Но перейти на нее можно только 1 раз в год, поэтому продумайте все заранее и вместе с заявлением на регистрацию подайте и это заявление.

Сдача документов в налоговую

Обязательно надо заранее узнать, по каким дням недели и в какие часы происходит регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Именно в это время вам надо будет прийти в операционный зал, подойти к нужному окну и подать: заявление на регистрацию ИП, на УСН, паспорт, его копию, квитанцию на уплату пошлины и ее копию. Взамен вам выдадут опись, то есть документ с перечнем ваших документов, вернут паспорт, скажут, когда приходить за готовым свидетельством. По закону регистрация юридических лиц и предпринимателей занимает 5 рабочих дней. Начинать деятельность, о которой будут свидетельствовать ваши платежи, можно через 7 рабочих дней после получения свидетельства о регистрации. Это не противоречит ведению всяческих дел по подготовке к работе, главное, чтобы бумаги начали проходить через 7 дней.

Печать ИП

После регистрации индивидуального предпринимателя вы должны заказать у фирмы, занимающейся изготовлением печатей и оттисков, вашу уникальную печать для заверения ею договоров, платежных поручений, официальных писем. Ее наличие значительно упростит вашу работу с банком. Если у вас не будет печати, то любой платеж будет требовать вашего личного присутствия и тщательной проверки вашей подписи. Если вы расписались недостаточно убедительно, то банк не будет производить ваши финансовые операции, пока вы не докажете, что подпись ваша. Зачем вам эти муки, сравните их со стоимостью печати, и все встанет на свои места.

Регистрация в различных инстанциях

Сразу, начиная со следующего дня после получение свидетельства о регистрации вашего ИП, вам надо начать процесс регистрации вашего предприятия в органах статистики, в фонде обязательного медицинского страхования, в пенсионном фонде, в фонде социального страхования в том случае, если у вас будут работать наемные работники. С этого момента вы начнете платить налоги, даже если у вас не будет прибыли. Минимальную ставку налогов вы все равно заплатите. Будьте к этому готовы.

Результатом этих процедур и будет государственная регистрация вас как индивидуального предпринимателя!

Что потом?

Ваши взаимоотношения с государством на этом, конечно, не заканчиваются. Вместе с началом работы вы должны очень ответственно следить за грамотным ведением всей документации – бухгалтерской, налоговой, кадровой. Различным проверкам у вас просто нечего будет делать, если вы все будете делать своевременно и правильно. Наймите опытного бухгалтера, которому доверяете, проконсультируйтесь, какие кадровые бумаги вам надо сделать – штатное расписание, должностные инструкции, приказы, особо уделите внимание правилам оформления трудовых книжек.

Если все вышеперечисленное вы сделали, то смело работайте и получайте прибыль!

В дополнение — видео о том, как самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя: