Как создать быстрорастущий бизнес

В момент создания бизнеса каждый индивидуальный предприниматель мечтает о том, что он быстро начнет развиваться и приносить прибыль, окупать первоначальные расходы, будут накапливаться средства на открытие новых направлений. Но не все представляют, какие конкретные шаги для этого надо совершить. Оказывается, выполняя определенные действия, можно значительно ускорить процесс развития. И это вовсе не специфичные, трудновыполнимые шаги, это очень простые правила, которые надо знать и четко выполнять.

Правило первое — выбираем основных участников бизнеса и инвесторов

Основные участники бизнеса – те люди, которые наравне с вами могут организовывать и принимать участие в становлении вашего дела. Это не работники, которых вы наймете, это полноправные владельцы или совладельцы стартового капитала, грамотные и надежные союзники. В команде таких людей вы должны быть лидером, а все остальные – ваши помощники.

Их не должно быть слишком много, в этом случае будет очень сложно принимать решения, так как мнения участников команды будут расходиться. Один или два человека на стартовом этапе – самое подходящее количество. Если вы не уверены в профессиональной компетенции таких людей, то лучше всего не начинать с ними бизнес. В работе они должны вам помогать, а не отнимать ваше время на консультирование. Не надо никого тащить на вершины бизнеса, вы должны с помощью совладельцев идти к ним в несколько раз быстрее. Вспомните народную мудрость – ум хорошо, а два лучше. Так вот и ищите в первую очередь второй ум, не принимайте людей в команду из жалости.

Второй момент, гарантирующий быстрый старт – поиск инвесторов. Рассмотрите несколько вариантов получения инвестиций, если уж не удается избежать варианта старта с чужими деньгами. Изучите процент, посчитайте, сколько средств вы будете ежемесячно отправлять на погашение основной суммы, посмотрите, есть ли отсрочки платежа и насколько гибкая схема погашения платежей. Поговорите с инвестором лично и убедитесь в его успешности. Пообщайтесь с теми людьми, которые уже получали инвестиции именно в этой компании. И только при положительном сочетании всех факторов, принимайте решение о получении инвестиций.

Не надо выбирать из всех зол наименьшее, то есть из всех предложений наименее убыточное. Ищите прибыльное и выгодное предложение, которые будет помогать становлению и развитию дела, а не подводить ежемесячно бизнес к развалу.

Правило второе – создайте ценность для покупателя

Каждый товар или услуга имеет свою цену и ценность. Цена определяется в рублях, а ценность — в той выгоде, которую получает покупатель от товара. Например, зубная паста стоит 30 рублей, а выгода от ее приобретения – здоровые зубы, отсутствие расходов на услуги стоматолога, на обезболивающие лекарства, а главное – страшных болевых ощущений во время обострений заболевания. Осознав всю выгоду, покупатель выложит 30 рублей и даже больше. Поэтому при организации бизнеса предприниматель должен четко определить, чем будет ценен его товар, чем уникален, то есть чем он будет отличаться от аналогичных товаров конкурентов.

Вернемся к зубной пасте. Описанная выше выгода может быть отнесена к любой пасте, поэтому, начиная производить свою марку товара, надо придумать такое ее свойство, которого нет ни в одном товаре. К примеру, зубная паста с сильным освежающим эффектом в течение 24 часов, или паста, которая восстанавливает поврежденную эмаль лучше, чем стоматолог! Это, конечно, из области фантастики, но смысл понятен. С таким предложением быстрый старт вам обеспечен!

Еще один интересный факт создания такой ценности, который недавно создали разработчики – хлеб, от которого худеют. Женщины кинулись его покупать, причем продажи не падают уже несколько месяцев. Отличный пример создания ценности и пользы для покупателя, уникальности услуг. Осталось теперь сохранить в тайне рецепт этого хлеба, иначе уникальность его мгновенно пропадет.

Правило третье – четкий план перед, а не суета после

Прежде, чем начать бизнес, составьте четкий план развития бизнеса. Впишите в него все этапы, который он должен пройти, в цифрах укажите объемы производства, сроки, за которые эти объемы должны быть достигнуты, деньги, которые вы должны сначала вложить, а потом получить в виде прибыли. Описывайте все мелочи и подробности, чем тщательнее будет составлен план, тем меньше вам надо будет ломать голову в процессе работы, меньше будет суеты и необоснованных расстройств. Вы всегда сможете сверить текущие цифры с планом и сделать корректировки, если это необходимо. Запомните четко – план составляется на все и всегда, без него невозможно прийти к положительному результату.

Правило четвертое – развивайте в себе стратегическое мышление

Думайте о бизнесе стратегически. Сразу обозначим, что такое тактика и стратегия. Тактика – куда мы идем, стратегия – куда мы идем. Так вот, всегда, когда вы планируете тот или иной шаг в бизнесе, помните, какой единой цели он подчинен. Если он работает на другую цель, то его надо отложить. В этом случае вы сразу отметете лишние действия в своей работе, какими бы заманчивыми они не казались. Стратегическое мышление позволяет четко профильтровать свою работу и сделать ее максимально направленной на успех.

Правило пятое – нанимаем на работу только людей, нацеленных на успех

Вы, наверное, слышали отзывы об определенных специалистах – за что ни возьмется, все получается. Вот таких людей и надо искать, чтобы принять в свою компанию. Только профессионалы, нацеленные на успех, неоднократно его уже добивавшиеся, способны поднять и ваш бизнес очень быстро. Такие люди, как правило, не бывают без работы и сами они к вам не придут. Вам надо их найти и предложить лучшие условия работы. Кстати, не всегда зарплата является стимулом для таких специалистов. Зачастую причиной перехода в другую компанию являются новые технологии, возможность поработать с новыми интересными задачами, с грамотными людьми, специалистами такого же высокого уровня и пр. Собрав у себя в компании таких людей, вы гарантированно создадите звездную команду, которая обеспечит быстрый старт.

Правило шестое – нужна эффективная программа мотивации сотрудников

Этот вопрос мы немного затронули в предыдущем пункте. Система мотивации не может быть одинаковой по отношению ко всем сотрудникам. Секретарь, принимающий звонки, должен иметь оклад и премию в соотношении 2/3 и 1/3. То есть большая часть зарплаты должна быть гарантированной. Сотрудники отдела продаж должны получать очень маленький оклад и очень большие проценты от принесенной предприятию прибыли. Творческие сотрудники должны иметь много нематериальных стимулов, участие во всяческих конкурсах и тренингах.

Наблюдайте за своими сотрудниками, вы сразу поймете, что для них будет стимулом, а что нет. Билеты в бассейн и кофе в перерыве уже никого не удивляет, поэтому придумайте, что на самом деле сможет заставить того или иного сотрудника начать работать лучше. Подходите к этому вопросу индивидуально, тогда вы не только добьетесь наилучших результатов в производстве в целом, но и обеспечите лояльность каждого специалиста и к вам лично, и к компании в целом.

Правило седьмое – сохраняйте финансовый запас, что бы ни случилось

Помните про НЗ! Всегда у вас должен быть стабилизационный фонд, который сможет выручить предприятие в случае неприятностей. Их, конечно, не будет, мы так же, как и вы, в этом уверены. Но такая сумма сделает ваше внутреннее самочувствие спокойным и уверенным. А в случае кризиса, вы не будете «трясти» производство, стараясь взять из оборота нужную сумму. Ваш бизнес сможет развиваться без скачков, вам не грозит отсутствие оборотных средств.

Правило восьмое – ставьте интересы бизнеса на первое место

Ситуаций, когда надо будет поставить личные интересы (свои или чужие) превыше интересов бизнеса, будет очень много. К примеру, родные попросят принять на работу «бедного, несчастного» родственника, который ничем полезным не сможет быть. Или очень захочется купить «крутой» автомобиль вместо того, чтобы вложить средства в развитие. Здесь надо четко понимать, что любой интерес приходит и уходит, а вот производство постоянно должно приносить вам стабильный и хороший доход. Это обеспечит вам будущее, создаст высокое положение в обществе. А сиюминутные слабости и пристрастия только будут мешать в достижении стратегической цели. Если вы научитесь отделять действительно необходимые действия от внезапных эмоциональных порывов, бизнес разовьется быстрее, старт пройдет в короткие сроки, начнется серьезная стабильная работа.

Кроме того, в этом отношении вам пригодится такое качество, как решительность. Отказывайтесь от ненужных шагов резко и категорично, не давая возможности посторонним факторам отвлекать вас от процесса повторными неоднократными воздействиями. К примеру, родные могут вас очень долго умолять и просить за безработного члена семьи, если вы не откажете им резко и бесповоротно. Умейте говорить «нет» так, чтобы желания повторять необоснованную просьбу не возникало.

Правило девятое – умейте быстро адаптироваться к изменениям

Ваш продукт будет продаваться проще и быстрее, если вы будете оперативно реагировать на запросы покупателей, если будете знать новые веяния на рынке, если будете внедрять новые технологии. Только помните, что меняя продукт или условия его продаж, надо вносить изменения в весь бизнес-план. В противном случае, вы пойдете по неверному пути, даже если по вашим расчетам прибыль вырастет в разы. Обязательно все должно быть просчитано и предусмотрены все нюансы.

Е.Щугорева

В дополнение — видео на тему «Подводные камни в бизнесе: друзья!»