Что такое диверсификация?

Предпринимательская деятельность, по определению, протекает в условиях неопределенности и риска. Риск связан с возможными потерями или вероятностью снижения доходов ниже допустимого предела вплоть до полного банкротства компании. В качестве инструмента, минимизирующего риски и позволяющего осуществлять их профилактику, экономисты ввели понятие диверсификации.

Смысл диверсификации

Диверсификация переводится с латинского как «изменение», «разнообразие». Термин имеет достаточно широкое смысловое значение, по-разному толкуется различными словарями, а также специалистами.

Диверсификация означает «расширение видов деятельности, переход к разнообразным способам ведения хозяйства». Применительно к отдельному предприятию это «расширение сферы экономической деятельности предприятия». В области финансов, где товаром являются денежные средства, ценные бумаги, валюта, диверсификация определяется как «распределение капиталов между различными объектами».

Все эти мероприятия способствуют достижению наиболее явной цели уменьшения степени рисков (степени снижения доходов), так как наличие не одного, а разнообразных источников прибыли, позволяет получать ее даже при убыточности некоторых объектов. Существуют еще и не столь заметные на первый взгляд, но важные цели диверсификации, о которых будет сказано ниже. Достижение всех этих целей составляет смысл диверсификации.

Классификация рисков

Классическое понимание риска — угроза неблагоприятного исхода событий. Неоклассическое понимание — это вероятность отклонения от запланированного результата. Развитие торгово-экономических отношений потребовало знаний об управлении рисками.

Теоретическое осмысление риска как экономической категории началось с 17-го века. На протяжении 18-20 веков были открыты главные понятия теории управления рисками. Одно из них – стратегия диверсификации вложений американского экономиста Гарри Марковица, ставшего лауреатом Нобелевской премии за свои теоретические и практические разработки.

В 60-х годах прошлого столетия американский ученый российского происхождения Игорь Ансофф предложил теоретическую разработку диверсификации как направлении стратегического развития предприятия.

Принято делить риски на систематические, не поддающиеся диверсификации, и несистематические, или диверсифицируемые. Кроме того, стоит выделять кратковременные и постоянные риски.

Систематические риски

Они определяются состоянием политики и экономики страны и мира. К ним относят:

  • риск, зависящий от изменения процентной ставки,
  • инфляционный,
  • налоговый (связанный с изменением налоговой политики),
  • валютный (из-за изменения курсов валют),
  • политический (вызванный сменой правительства, войной, другими политическими событиями),
  • страновый (находится в зависимости от экономической и политической стабильности стран, являющихся экспортерами или импортерами данной страны).

Несистематические риски

Они связаны с деятельностью предприятия или той отрасли, которую предприятие представляет. Их причины кроются в хозяйственной деятельности предприятия, действиях самого предпринимателя, отсутствии или недостаточности информации о партнерах и конкурентах. Предприниматель, имеющий понятие о диверсификации, может уменьшить эти риски, подключившись к другим сферам деятельности.

Среди несистематических рисков выделяют:

  • производственные (вызванные снижением запланированного объема производства или реализации продукции из-за несовершенства или нарушения технологии, брака, падения спроса на продукцию, повышение цен на сырье, энергоносители и т.д.);
  • коммерческие (относятся к сфере реализации товаров и услуг на рынке; связаны с транспортировкой товара, приемкой его покупателем, потерей товара);
  • финансовые (возникают при проведении финансовых сделок. Риск невыполнения финансовых обязательств по отношению к инвестору – это кредитный риск. Возможное обесценивание капиталовложений предопределяет инвестиционный риск ).

Кратковременные риски относятся к периоду сделок, платежей, возврата кредита.

Постоянные риски могут быть характерны для определенной сферы экономики или отдельного региона. Причиной постоянных рисков является несовершенство нормативно-правовой базы и защищенности предпринимателя.

Методы диверсификации

Экономическая наука и практика имеют в своем арсенале успешно работающие методы диверсификации. Однако их применение требует экономических знаний и чутья при управлении своим бизнесом. Предприниматель должен понимать, назрела ли необходимость диверсификации, четко представлять ее последствия, не ошибиться с выбором момента для преобразований. В целом эти методы позволяют распределить общий риск на ряд меньших по значению.

Все известные методы, или стратегии, сводятся к следующему.

При диверсификации производства увеличивается ассортимент продукции и услуг, ориентированных на разные потребительские группы. Это требует внедрения новых технологий, организации предприятий на территории других регионов.

При диверсификации в области поставок и сбыта работа ведется на нескольких рынках, так как все рынки одновременно не могут быть убыточными. Необходимо также увеличение числа потребителей и поставщиков. Такая мера позволяет не зависеть от них. Предприниматель может безболезненно отказываться от работы с недобросовестными партнерами, имея возможность выбирать наиболее надежных.

При диверсификации вложений применяется распределение денег между многими объектами. Инвестировать предпочтительнее не в один крупный проект, могущий поглотить все наличные средства, а в ряд мелких. Политика банков требует распределения капитала для ссуд среди большого числа клиентов. Для предотвращения рисков правила банка запрещают выдавать кредит, сумма которого превышает 10% капитала банка.

Свободные средства (вклады) лучше всего распределять между различными фондами или финансовыми инструментами, такими, как акции, облигации, валюта, драгоценные металлы, не вкладывая все средства, допустим, в акции одной компании. При этом надо иметь определенную экономическую грамотность, чтобы выбрать надежные объекты вложения. Инвестирование с расчетом на прибыль наобум, без экономического анализа, специалисты называют «наивной диверсификацией», которая может вопреки ожиданиям привести к убыткам.

Кстати, житейская практика подсказывает, что даже простому гражданину вклады под проценты не стоит размещать в одном банке. Лучше их распределить между двумя-тремя наиболее надежными банками. Условия хранения вкладов в них, как правило, мало различаются, но риск потерять все деньги уменьшается.

Что дает диверсификация?

С помощью диверсификации бизнеса достигается не только снижение рисков. В условиях неопределенности и непредсказуемости изменения обстановки, в которой приходится работать предпринимателю, цели диверсификации оказываются направленными на выживание компании. Эти цели таковы:

  • Стабилизация. Бизнес, проникший в различные сферы экономики, имеет больше шансов устоять даже при неблагоприятных условиях.
  • Гибкость. В случае непредсказуемых событий компания все равно окажется «на плаву» благодаря разнообразным видам деятельности.
  • Рост. При условии благоприятной ситуации можно сбалансировать предпринимательскую деятельность таким образом, чтобы ликвидировать ее убыточные виды и сосредоточиться на прибыльных, вкладывая средства для их развития.

Как видим, грамотная диверсификация – надежный экономический инструмент управления бизнесом.

Е.Щугорева


В предлагаемом ниже видео-сюжете рассматриваются различные предложения потребителям с разными финансовыми возможностями. Как понять потребности, как организовать свое предложение, чтобы цена устраивала всех потребителей целевого сегмента:


Перегородка офисная комбинированная с жалюзи. Офисные перегородки остекленные с жалюзи.